Для чего некоторые автомобилисты просверливают свечи зажигания

Определение неисправностей двигателя по нагару на свечах зажигания

Почему появляется нагар на свечах?

Нагар на свечах зажигания появляется в любом случае — выступающая в камеру сгорания часть свечи подвержена колоссальным тепловым и механическим перегрузкам, а также воздействию агрессивной среды. Поэтому металл электродов и поверхность теплового конуса изолятора постепенно покрываются налетом толщина и цвет которого зависят от многих факторов, основными из которых являются:

  • соответствие тепловой характеристики свечи зажигания типу двигателя;
  • качество используемого топлива в системе питания;
  • качественный состав горючей смеси;
  • состояние отдельных деталей и узлов цилиндропоршневой и клапанной группы;
  • оптимальная работа системы зажигания и правильность установки опережения зажигания;
  • исправность ЭСУД — электронной системы управления работой двигателя (для инжекторных двигателей);
  • качество используемого моторного масла;
  • исправность свечи зажигания.

Свеча зажигания, длительно работающая в номинальном режиме, соответствующем ее тепловой характеристике, имеет нагар желто-коричневого цвета небольшой толщины. Такой нагар или налет свидетельствует о нормальной работе двигателя и его систем. Если же нагар на электродах свечи и тепловом конусе изолятора имеет черный, белый или красный оттенок или цвет — необходимо провести диагностирование двигателя и устранить выявленные неисправности.

Диагностирование двигателя по нагару на свечах

Свечи зажигания, вывернутые из двигателя, являются своеобразным индикатором, позволяющим оценить правильность работы и диагностировать неисправности механизмов двигателя и его систем, в особенности – систем питания и зажигания. Нагар, который всегда присутствует на электродах и тепловом конусе свечи зажигания, позволяет оперативно выявить неисправности и принять правильное решение по их устранению. При этом можно диагностировать не только работу двигателя в целом, но оценить техническое состояние каждого из цилиндров, а также сделать вывод о правильности выбора типа свечей зажигания для данного двигателя.

Если двигатель и его системы функционируют в нормальном режиме, электроды и тепловой конус свечей зажигания имеют нагар от светло-серого до светло-коричневого цвета. Любые другие цвета и оттенки нагара свидетельствует о неисправностях или нештатной работе механизмов или систем двигателя.

Ниже приведена таблица, в которой приведены возможные цвета нагара на элементах свечи, характеризующие те или иные неполадки в работе двигателя, а также рекомендации по устранению этих неполадок. Следует отметить, что для правильной оценки состояния двигателя по цвету нагара на электродах свечи зажигания, необходимо, чтобы двигатель достаточно долго поработал на всех режимах. И лишь после этого свечи можно вывернуть и тщательно изучить налет на электродах и тепловом конусе.

Цвет нагара свечи зажигания — что значит и какой цвет должен быть на правильно настроенном двигателе.

По цвету свечи можно определить состояние двигателя автомобиля и состав топлива, правильный цвет электродов рабочей свечи должен быть светло-коричневым (как на фото), без всяких отложений и наростов.Светло-коричневый цвет электродов говорит о полном сгорании топлива в нормальных условиях.

Примечание.Цвет свечи зажигания нужно смотреть после поездки на автомобиле (минимум 5 км), если вы гоняете мотор на холостых, то свечка покроется чёрным нагаром.Это всё потому что на холостых оборотах подаётся более обогащённая смесь.

Чёрный цвет нагара свечи зажигания — переобогащённая смесь, в камеру сгорания подаётся много топлива. Как правило у автомобиля будет повышенный расход топлива.Иногда причина может быть в позднем зажигании.

Чёрный цвет, свеча зажигания мокрая — это говорит о переобогащённой смеси и возможно о расходе масла.Если электроды свечи покрыты маслянистой плёнкой, то вероятность повышенного расхода масла = 100%

Рыхлый чёрный нагар — в большинстве случаев означает что маслосъёмное кольцо не справляется со своей задачей.Также иногда бывает отказ высоковольтного провода, но в этом случае двигатель будет троить.

Белый цвет нагара на свечах зажигания — говорит о том, что в камеру сгорания подаётся обеднённая смесь, т.е. с малым содержанием топлива.В этом случае автомобиль теряет мощность и плохо набирает обороты.

Все другие цвета у свечей зажигания, отличные от коричневого, говорят о ненормальных условиях работы двигателя.Например, красный цвет — говорит о содержании в топливе присадок типа ферроцен.

О чем говорят разные цвета нагара на свечах зажигания

Перед поездкой не поленитесь проверить свечи. Но не следует после прогрева машины глушить ее и вытаскивать их на проверку, это сомнительный способ. Прогретый двигатель сильно обогащается горючей смесью, и он быстро запускается. На них образуется маслянистый налет, но он исчезает при прохождении определенного расстояния. Осматривайте их после того, как проедете свыше 200 км. Если взять это за правило, то можно избежать поломками и вовремя устранить первые проявления проблемы. Запомните, что нормальный цвет – это светло-коричневый. Не должно быть следов масла или нагара. Если цвет отличается, то имеет место проблема и ее причину необходимо выяснить.

Почему же технология не внедряется производителями

Так почему же такая технология не полезна, а даже вредна. И что мешает автозаводам использовать её на постоянной основе:

Двигатель автомобиля — это сложный инженерный агрегат, который рассчитан на определённые нагрузки и эксплуатационные характеристики. Нельзя просто так взять, и полностью видоизменить один из его узлов. Поэтому чуть выше мы говорили о форкамерном двигателе как таковом, а не об отдельной взятой свече в отрыве от ДВС.

Использование новых типов свечей потребовало бы точных расчётов и измерений для всех типов ДВС. Принцип унификации свечей, в этом случае, не имел бы смысла.

Изменение строения верхней части электрода может привести к тому, что он быстро перегорит, и его осколки попадут внутрь двигателя. Это чревато частичным или капитальным ремонтом мотора.

Сама технология предполагает, что направление искры будет изменено, что отсылает нас ко второму пункту.

Если говорить проще — производителю невыгодно выпускать подобную продукцию. Во-первых, она потенциально опасна. Во-вторых, её внедрение потребует изменить или пересчитать нагрузки на внутренние узлы двигателя. Наконец, на практике, данная мера даёт очень краткосрочный эффект прироста мощности. Такая «игра» не стоит свеч.

Кстати, автомеханики из середины прошлого столетия могли использовать данную технологию именно из-за её краткосрочного действия. То есть, во время гонки она давала реальную прибавку к мощности мотора. Ну а после завершения соревнования двигатель болида подвергался бы тщательному ТО в любом случае. Поэтому никто и не думал о внедрение этого метода на постоянной основе, тем более на гражданском транспорте.

Недавно столкнулся с темой – отверстия в свече зажигания. Опять нам предлагают «чудо из чудес», якобы — применяемые в автоспорте. Стоит лишь только, (цитата) – «просверлить дырку в верхнем электроде свечи». У машины увеличится мощность, снизится расход топлива, повысится приемистость (ну и видно у жены/девушки третий размер груди автоматически вырастит). Все ли так хорошо на самом деле? И стоит ли сверлить такие отверстия? Я как человек с инженерным образованием решил подумать. Давайте разбираться + видео версия статьи …

  • Как и зачем сверлят?
  • Форкамерные свечи и двигатель
  • Сверлить или не сверлить?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Я никого не хочу обидеть, но наш народ привык верить в чудеса. Лично мне эта ситуация напоминает точение центрального электрода (когда его делают острым как игла – работает он эффективно, искра действительно немного мощнее, но срок службы сокращается в разы, обычный металл не может долго работать и быстро сгорает)

ДА и зачем изобретать велосипед? Сейчас есть иридиевые свечи, с таким тонким центральным электродом (иридий не дает ему сгорать, защищая его, система работает стабильно и что самое важное — долго). НО народ не успокаивается и идет дальше …

Виды нагара на свечах зажигания

Итак, автомобиль проехал некоторое расстояние (15-20 км), и если после выкручивания свечек обнаружено, что на электродах светло-коричневый, «кирпичный» (цвет красного кирпича), то с двигателем все в порядке – системы функционируют нормально, процессы в камерах сгорания не нарушены.

Но такой оттенок бывает далеко не всегда. Часто после выкручивания обнаруживается, что свечи имеют следующий окрас:

  • Черный;
  • Белый;
  • Красный.

Помимо нагара разных цветов на электродах можно обнаружить следы:

  1. Бензина;
  2. Масла;
  3. Зольного налета;
  4. Эрозии.

И каждое несоответствие нормы имеет свои причины. Поэтому простой осмотр свечек и может помочь в определении неисправности или нарушения работы систем и механизмов, причем еще на раннем этапе и устранить их до появления серьезных проблем.

Причины образования налетов и копоти на свечах

Черный нагар и причины его появления

Как уже отмечено, черный нагар является следствием подачи обогащенной смеси. Но если до выхода силовой установки на оптимальный температурный режим такое соотношение компонентов смеси является нормальным, то обнаружение бархатистых черных отложений на электродах после длительной поездки указывает на появление проблем в работе системы питания. Произойти это может из-за:

  • неправильной регулировки карбюратора;
  • сбоя в ЭБУ инжекторного мотора;
  • неисправностей датчиков (в результате чего блок управления начинает работать в аварийном режиме);
  • сильного засорения воздушного фильтра.

Таблица, в которой показано, какие бывают нагары на свечах и причины их появления

Как и зачем сверлят?

КАК? Все очень просто, берется обычная свечка, сверло на 0,8 – 1 мм и сверлится малое отверстие в верхнем электроде. Нижний (центральный электрод) не трогают. Получается примерно вот так вот.

Занятие несложное, но кропотливое, главное не торопиться работать при не высоких оборотах. При должном опыте можно сделать «дырку» за 5 – 10 минут.

А ЗАЧЕМ? Я про это уже писал выше, обещают все, что только можно:

  • Уверенный запуск, особенно зимой
  • Экономия топлива
  • Увеличение мощности
  • Плавная работа двигателя
  • НУ и в нагрузку это чуть ли не секретная формула 60 – 70 – 80 годов, пришедшая к нам из автоспорта

НО лично мне кажется, что это просто таблетка плацебо. Большого эффекта от этого нет, а в большинстве случаев, работает это наоборот в негативном ключе (тут и до капиталки двигателя недалеко)

Это интересно: Шноркель: для чего нужен и как изготовить

Как выглядят нерабочие свечи

Работа в агрессивной среде при высокой температуре изменяет детали двигателя.  Поэтому для диагностики свечей зажигания по внешнему виду нужно иметь навык и обладать объемом знаний о функционировании систем и механизмов в автомобиле.

Сажевый черный налёт

Бархатистые наслоения черного цвета сигнализируют о неполном сгорании бензина. Они оседают равномерным слоем на поверхности, находящейся внутри цилиндра. Перенасыщенность несгоревших углеводородов вызывается либо переобогащенной питательной смесью, либо нарушениями в искрообразовании. Также причиной может быть загрязнение воздушного фильтра или неотрегулированная воздушная заслонка.

Равномерный нагар кофейного цвета толщины в микронах— показатель оптимальной работы системы питания, указывающий что свечи зажигания функционируют штатно.

Масляные потеки

Следы назакоксованного масла (чаще в резьбовой части) означают, что система смазки работает неудовлетворительно.

Причинами могут быть:

  • износ маслоотражательных колпачков клапанов;
  • переизбыток масла в двигателе;
  • износ маслосъемных и компрессионных колец;
  • выработка цилиндров поршневой группы.

Транспортное средство, оснащенное турбокомпрессором может загрязнять свечи из-за дефектов компрессора.

Шлаковые и блестящие отложения

Матовый нагар различных цветов сигнализирует о сгорании присадок, добавленных в топливо с превышением нормативов. Кирпичный оттенок вызывается ферроценовыми отложениями, желто-коричневый — тетраэтилсвинцом. Они приводят к образованию токопроводящего налета, блокирующего образование искры и необходимости замены свечи.

Окалина белесого цвета равномерной толщины свидетельствует о перманентном перегреве двигателя.

Шлаковые отложения из частичек горюче смазочных материалов

Загрязнение юбки смесью бензина, полусгоревшего масла в виде бугристых зольных наростов вызывается изношенностью деталей поршневой группы. Наличие металлических вкраплений в этих отложениях — признак механических разрушений клапанов, межкольцевых перегородок цилиндра. В этом случае ремонт неизбежен из-за возрастающего расхода топлива.

Оплавленный электрод

Термические деформации металлического электрода появляются в результате перегрева цилиндра и возникновения калильного зажигания. Оно вызывается неправильным выбором типа свечи либо приготовления переобедненной бензиново-воздушной смеси карбюратором или неисправностью датчиков (на двигателях с принудительным впрыском). К подобным повреждениям приводит незапланированный подсос воздуха в коллектор.

Повышенная изношенность электрода, непригодность заземляющего элемента

Признаком, что пора менять свечу, являются дефекты в виде скругления кромок в центральной и боковой частях электродов. Они увеличивают электродный зазор и препятствуют рекомендованному искрообразованию. Коррозия электродов и заземляющего элемента установкой свечи с низким калильным числом или ее регулярным перегревом.

Поврежденный разъем

Изношенность в зоне контакта с высоковольтным проводом определяется визуально по подгораниям или пробоям. Причинами неисправности являются превышения предельных сроков эксплуатации или постоянный сильный перегрев. Исправляется заменой изношенных деталей.

Разрушения на изоляторе

Алюмооксидная керамика предохраняет электрод от замыкания. Его форма симметрична для предотвращения поверхностного пробоя под воздействием блуждающих токов. Любое видимое глазом повреждение изолятора — признак неисправности свечей зажигания. Она выбраковывается. Скрытные повреждения могут быть выявлены по пятнам сажи или закоксованной эмали на гладкой блестящей поверхности.

Нормой считают незначительное потемнение из-за коричневого налета из естественных отложений микрочастичек горюче-смазочных материалов.

Частые перегазовки разогревают изолятор и приводят к образованию токопроводящего стеклоподобного покрытия, что безвозвратно портит свечу.

Оплавление центрального электрода

Оплавленный центральный электрод, пористая, губчатая размягченная вершина теплового конуса изолятора.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточного высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число.

Последствия: пропуск искрообразования, потеря мощности(повреждения двигателя).

Метод устранения: проверка двигателя, зажигания и систем впрыска. Установка новых свечей с правильным калильным числом.

Почему же технология не внедряется производителями

Так почему же такая технология не полезна, а даже вредна. И что мешает автозаводам использовать её на постоянной основе:

Двигатель автомобиля — это сложный инженерный агрегат, который рассчитан на определённые нагрузки и эксплуатационные характеристики. Нельзя просто так взять, и полностью видоизменить один из его узлов. Поэтому чуть выше мы говорили о форкамерном двигателе как таковом, а не об отдельной взятой свече в отрыве от ДВС.

Использование новых типов свечей потребовало бы точных расчётов и измерений для всех типов ДВС. Принцип унификации свечей, в этом случае, не имел бы смысла.

Изменение строения верхней части электрода может привести к тому, что он быстро перегорит, и его осколки попадут внутрь двигателя. Это чревато частичным или капитальным ремонтом мотора.

Сама технология предполагает, что направление искры будет изменено, что отсылает нас ко второму пункту.

Если говорить проще — производителю невыгодно выпускать подобную продукцию. Во-первых, она потенциально опасна. Во-вторых, её внедрение потребует изменить или пересчитать нагрузки на внутренние узлы двигателя. Наконец, на практике, данная мера даёт очень краткосрочный эффект прироста мощности. Такая «игра» не стоит свеч.

Кстати, автомеханики из середины прошлого столетия могли использовать данную технологию именно из-за её краткосрочного действия. То есть, во время гонки она давала реальную прибавку к мощности мотора. Ну а после завершения соревнования двигатель болида подвергался бы тщательному ТО в любом случае. Поэтому никто и не думал о внедрение этого метода на постоянной основе, тем более на гражданском транспорте.

Как продлить срок службы свечей.

Для того что бы продлить срок службы свечей накаливания и зажигания самое главное, периодически контролировать их состояние.

Обслуживание свечей зажигания бензиновых двигателей сводится к периодическому осмотру, очистке и контролю зазоров между электродами. Очищать свечи от нагара лучше всего с помощью специального приспособления с мягкой металлической щеткой. Если механическая очистка не помогает, то можно замочить свечи в растворе ацетата аммония, предварительно обезжирив их с помощью бензина. После замачивания свечу легко очистить тканью. Но необходимость применения химического способа очистки является поводом задуматься об исправности двигателя.

Какие зазоры должны быть у свечей, каждому двигателю необходимы свечи со своим зазором между боковым и центральным электродами. Его величина может быть указана в маркировке свечи. Зазор между электродами замеряют специальным щупом круглого сечения — плоский щуп не годится. Регулируют расстояние между электродами подгибанием бокового.

Свечи накаливания дизельных двигателей обслуживания, как правило, не требуют. Система самодиагностики сама сообщит водителю об их неисправности. Кроме того, из-за особенностей конструкции всегда есть риск обломить свечу при выворачивании, поэтому часто снимать и устанавливать их не рекомендуется.

Суть предлагаемой доработки

Обычная свеча зажигания состоит из 2 электродов, разделенных мощным керамическим изолятором. Центральный электрод представляет собой стальной стержень, один конец которого имеет резьбу для контактной гайки, второй является гладким цилиндром, находящимся в разрядной зоне. Другой электрод соединяется с корпусом свечи и в виде стержня прямоугольного сечения буквой Г подводится в зону искрообразования, располагаясь через воздушный зазор непосредственно над первым.

При работе такой свечи пламя, возникающее в результате разряда, расположено строго над центральным электродом. Искра имеет очень маленькую длину, ограниченную воздушным зазором между двумя электродами. Эффективный объем поджига смеси также «зажат» электродами. Предлагаемая доработка, «подсмотренная» в многоэлектродных конструкциях свечей зажигания спорткаров, позволит не только высвободить разряд, но и увеличить его длину, а, значит, и эффективный объем топлива в искровой зоне цилиндра.

Небольшие манипуляции со свечей помогут вам убедиться в том, что ваш мотор еще далеко не стар и может легко пускаться как в летний зной, так и в двадцатиградусный мороз суровой зимой. Отметим: после установки модернизированных свечей ощутимо снижается расход топлива, что, по-видимому, связано с более полным сгоранием последнего. Как ни странно, но срок эксплуатации таких свечек в результате доработки несколько увеличивается.

Бархатный нагар

  • Неправильный подбор или засорение жиклера на карбюраторных двигателях.
  • Засорение форсунок, неправильное распределение горючей смеси на инжекторных силовых агрегатах.
  • Сбой настроек зажигания. Эта проблема присуща обоим типам систем впрыска.
  • Незначительный подсос воздуха и некорректный подсчет его необходимого количества.

Все эти неисправности легко устраняются обычной диагностикой, с последующей очисткой топливных и воздушных магистралей.

Существует белый бархатистый нагар на свечах, который скапливается в большом объеме. Причиной этого явления может стать:

Попадание большой доли охлаждающей жидкости в цилиндры. Стоит постоянно контролировать уровень антифриза. Так его утечку выявить значительно легче. Охлаждающая жидкость может попасть в цилиндры только одним путем, через поврежденную прокладку головки цилиндра. Стоит проверить все свечи на наличие бархатного нагара и своевременно заменить испорченную прокладку. Определить подобное повреждение можно по наличию густого белого дыма, который выходит из выхлопной трубы.
Масло. Смазывающая жидкость также является причиной образования бархатного нагара. Масло попадает в цилиндр тремя путями: через поврежденные клапанные сальники, выработанные маслосъемные кольца, в результате общего падения компрессии. Решить подобную проблему можно плановым ремонтов поршневой группы, с заменой клапанных сальников. Потеря компрессии определяется большой потерей мощности. Также значительно увеличивается концентрация серого дыма из выхлопной трубы. Определить в каком цилиндре произошел износ клапанных колец можно по свечам. Необходимо выкрутить все свечи и осмотреть их. Наличие масла, сажи, белого бархатного налета укажет на цилиндр, в котором неисправны сальники.
Присадки и некачественное горючее

При полном отсутствии повреждений гильза – поршневой группы и системы охлаждения, стоит обратить внимание на качество используемого топлива. Бархатное отложение на свечах может быть остатком прогоревших присадок и примесей, которые добавляют в топливо

Проверку можно провести простой заменой бензина. Горючее прямо влияет на мощность силового агрегата. Если бензин некачественный, с большим количеством присадок или разбавлен посторонними химическими элементами, двигатель будет с трудом заводиться, потеряет мощность при старте, нестабильно работать на холостых оборотах. Использование некачественного топлива может привести к полному заклиниванию силового агрегата.
Свечи. Качество, чистота и калильный индекс также могут стать причиной образования бархатного налета. Необходимо просто заменить свечи на новые и проверить их работу в течении одной или двух поездок.

Бархатный налет в больших пропорциях на свечах зажигания, это прямая угроза для мотора. Стоит регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, следить за расходом масла, проверять качество топлива.

Белый нагар

Обычный белый нагар на свечах образовывается редко. Подобный оттенок свечи приобретают в результате перегрева. На поверхности электрода и изолятора нет прогоревших отложений, накипи или иных налетов. Причины возникновения белого нагара следующие:

  1. Износ свечей зажигания. Часто возникает из-за пробоев на массу, сильных загрязнений, неправильно подобранного калильного индекса, расплавления электродов, сколов и трещин на изоляторе.
  2. Плохое или старое топливо. В бензине, после долгого простоя откладывается осадок, а некачественное топливо часто разбавляют присадками. Все эти элементы сильно влияют на образование нагара.
  3. Низкооктановый бензин.
  4. Неправильное соотношение воздуха и бензина.

Данные неисправности могут повлечь за собой серьезные поломки двигателя. При эксплуатации, владельцы начинают ощущать следующие симптомы:

  • Плохой старт холодного двигателя.
  • Перебои в работе на малых оборотах.
  • Мотор глохнет при включении передачи.
  • Теряется стартовая мощность.

Если вовремя не принять меры, эксплуатация автомобиля с подобными проблемами может привести к быстрому износу трущихся элементов гильза – поршневой группы, прогоранию впускных и выпускных клапанов, общему перегреву двигателя, с последующим пробоем прокладки и сальников.

Как часто нужно менять автомобильные свечи

Теоретически ресурс деталей определяет паспортный регламент (после 30-40 тыс. км пробега авто), но на практике их меняют сразу после обнаружения признаков.

Мастера определяют срок замены свечей по их внешнему виду. Анализируя цвет и количество нагара, удастся получить все нужные сведения о качестве деталей. Однако этим специалисты не ограничиваются. Осмотр элементов позволяет узнать много нового о состоянии других узлов автомобиля и провести более тщательную диагностику.

Вот некоторая информация о том, как цвет и состояние нагара влияет на работу отдельных частей машины:

  • черный, практически не отблескивает на солнце (матовый), а одновременно наблюдается повышение расхода горючего и неустойчивый рабочий ход двигателя — судят о неправильном подборе искрового элемента (либо неправильно выставлен зазор), загрязнении воздушного фильтра и высокой изношенности цилиндро поршневой группы (на старых машинах);
  • черный, с глянцевым оттенком — масло попало в камеру сгорания;
  • красный — неправильно подобрано горючее, скорее всего, оно не совсем качественное (в нем содержится много присадок).

Черный нагар на свечах зажигания

Существуют также другие признаки, свидетельствующие о проблемах с двигателем. Например, трещины на изоляторе, выгорание и оплавление электродов, а также иные следы разрушений могут указать на топливо с недопустимо низким октановым числом или неправильный подбор свечей зажигания. Они чересчур «горячие» для цилиндров конкретного мотора.

Вы узнали, как поменять свечи зажигания самому, и почему это не всегда получается сделать быстро. Если у вас машина, которой больше 10–15 лет, желательно менять детали в автосервисе, чтобы ничего не повредить.

Каким образом вы можете проверить свечи зажигания?

Согласитесь, что большинство из нас проверяет свечи при возникновении первых причин их неполадок. Естественно это не правильный ход владельца следящего за работой своего транспортного средства.

Как устранить налёт белый налёт?

Чистка свечей зажигания

Одним из самых популярных методов устранения белого налёта на свечах зажигания — это чистка вручную. Но обратите внимания, что в домашних условиях риск повредить изоляционные покрытия мотора очень высок. Стоит добавить, что на повреждённых изоляторах, белый налёт оседает чаще чем на целых и невредимых. Также не чистите свечи твёрдыми и острыми материалами. Лучше всего подойдёт специальные щётки либо ленты с длинными и тонкими соединительными проволоками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий