Диапазон вязкости
Любое масло имеет показатели вязкости при низких и при высоких температурах. Чем выше цифра, стоящая перед W, тем меньше рабочий диапазон на низких температурах. Число после W обозначает высокотемпературную вязкость: чем она больше, тем выше вязкость масла при высоких температурах. Приведем рекомендуемые диапазоны работы смазочных жидкостей с разными показателями вязкости.
- 5W-30 – от -25 ˚С и до +20 ˚С;
- 5W-40 – от -25 ˚С и до +35 ˚С;
- 10W-30 – от -20 ˚С и до +30 ˚С;
- 10W-40 – от -20 ˚С и до +35 ˚С;
- 15W-30 – от -15 ˚С и до +35 ˚С;
- 15W-40 – от -15 ˚С и до +45 ˚С;
- 20W-40 – от -10 ˚С и до +45 ˚С;
- 20W-50 – от -10 ˚С до +45 ˚С и более.
Кинематическая и динамическая вязкости
Степень тягучести моторного материала определяется двумя показателями — кинематической и динамической вязкостями.
Моторное масло
Кинематическая вязкость масла — показатель, отображающий его текучесть при нормальных (+40 градусов Цельсия) и высоких (+100 градусов Цельсия) температурах. Методика измерения данной величины основывается на использовании капиллярного вискозиметра. При помощи прибора измеряется время, требуемое для истечения масляной жидкостипри заданных температурах. Измеряется кинематическая вязкость в мм2/с.
Динамическая вязкость масла также вычисляется опытным путем. Она показывает силу сопротивления масляной жидкости, возникающий во время движения двух слоев масла, удаленных друг от друга на расстоянии 1 сантиметра и движущихся со скоростью 1 см/с. Единицы измерения данной величины — Паскаль-секунды.
Определение вязкости масла должно проходить в разных температурных условиях, т.к. жидкость не стабильна и изменяет свои свойства при низких и высоких температурах.
Таблица вязкости моторных масел по температуре представлена ниже.
Таблица вязкости моторных масел по температуре
Классификация вязкости моторных масел SAE
Если вы впервые покупаете масло для двигателя вашего автомобиля, скорее всего, вы будете сбиты с толку классами вязкости SAE различных моторных масел, которые можно найти на прилавке вашего любимого магазина автозапчастей.
Дело в том, что хотя качество моторного масла автомобиля действительно имеет значение, не меньшее значение имеет и его марка. Вот тут-то и появляется термин «класс вязкости SAE». SAE – это английская аббревиатура, которая расшифровывается как «общество автомобильных инженеров».
Класс вязкости SAE обозначает функции и вязкость любого моторного масла. Вязкость, как вы, помните из курса физики, по-научному определяется, как свойство текучих тел оказывать сопротивление постепенной деформации при растяжении или сдвиге. Это довольно сложное определение.
Если говорить проще, то вязкость относится к густоте и текучести жидкости. Таким образом, высоковязкая жидкость является густой, в то время как жидкость с низкой вязкостью описывается как текучая. Просто вспомните, например, что кровь гуще воды, причем кровь имеет высокую вязкость, а вода – низкую.
Так какое же это имеет отношение к двигателю, спросите вы. Вы видели растительное масло на морозе? Оно может стать твердым, верно? То же самое и с моторным маслом.
Таким образом, моторные масла при низких температурах должны быть как можно более жидкими – то есть иметь низкую вязкость. А при высоких температурах масло может стать очень жидким, потому что имеет свойство разжижаться. В таком случае оно должно быть как можно более густыми, то есть иметь высокую вязкость.
Давайте рассмотрим на примере. Допустим, у вас есть полностью синтетическое масло, класс вязкости SAE обозначен как 5W-30.
5W означает, что масло было испытано при более низких температурах и что оно имеет степень вязкости 5, при этом буква «W» означает «Зима» (от английского слова «Winter»). Число 30 отражает степень вязкости масла при температуре двигателя 100°С.
Если вы живете в холодном климате, то масло с показателем вязкости 5W сможет запустить ваш двигатель намного раньше, чем масло, у которого вязкость 10W. Это связано с тем, что масло с меньшей вязкостью при низких температурах сможет циркулировать по всему двигателю гораздо быстрее, чем более густое масло.
Помните, что при более низких температурах должно использоваться «жидкое» масло, иначе оно превратится в патоку. Значение вязкости 30 при этом говорит о том, что оно будет достаточно густым, как только двигатель достигает точки кипения. Вот в чем фокус. Если вам приходится каждый день запускать двигатель в холодном состоянии, то вам лучше использовать моторное масло с очень низкой вязкостью W, скажем, 5 или даже 0.
Есть причина, по которой во время холодного пуска предпочтительнее использовать низкое значение вязкости. Чем быстрее масло способно течь, тем меньше времени остается на сухой ход. Сокращение времени сухого хода означает меньший износ двигателя.
Это было доказано много раз при различных испытаниях. Конечно, вы можете запустить свой двигатель без моторного масла. Но примерно через 15 минут, как показали автомобильные испытания, ваш двигатель начнет разваливаться на части.
Таким образом, чем быстрее вы заставите масло течь по всем частям двигателя, тем меньше времени у вас будет сухой ход. Это один из способов защитить ваш двигатель.
Существуют также моторные масла, которые не имеют вязкости для холодного времени года.
Например, вы увидите SAE 30 вместо SAE 5W-30. Это просто означает, что моторное масло никогда не испытывалось при низких температурах. Оно было испытано только при предполагаемой рабочей температуре двигателей 100°С.
Таким образом, SAE 30 технически имеет такую же вязкость в теплое время года, как SAE 5W-30 или даже SAE 10W-30, поскольку оба имеют число 30 в качестве показателя вязкости.
Теперь, когда в следующий раз вы будете искать, какое моторное масло указано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, вы будете знать, почему производители рекомендуют тот или иной класс вязкости SAE.
Как выбрать оптимальную вязкость
Правил два: внимательно читать список рекомендованных классов масла для конкретного автомобиля и делать выбор в пользу надежных производителей. Нередко автомобилисты решают выбрать смазочную жидкость, которая не заявлена как подходящая, но кажется им оптимальной. Это ошибка, в перспективе чреватая неприятными последствиями. Изготовители двигателя заранее просчитали, какие классы подходят для него; если какого-то с виду подходящего варианта в списке нет, возможно, он не сочетается с конструктивными особенностями. Например, любители быстрой езды порой делают выбор в пользу масел для спортивных автомобилей, но двигатель в их машинах не от спорткара, а для гражданского мотора такое масло не подойдет и только снизит мощность
Помимо рекомендаций концерна, следует обратить внимание на возраст автомобиля и на температурный режим, в котором он используется, а также на местный климат. Производители учитывают разные режимы использования при составлении списков совместимости
Компромисс между минеральными и синтетическими соединениями
Полусинтетические масла получаются путем смешивания очищенного минерального и синтетического с добавками и присадками масел. Такая смесь обладает лучшими эксплуатационными свойствами, чем минеральные смазочные материалы и более демократичной ценой, чем синтетика. При этом сохраняются практически все параметры синтетических соединений.
Отличие полусинтетического масла от минерального:
- Более высокий индекс вязкости;
- Меньше испаряется и не образует отложений на стенках деталей двигателя;
- Более высокие антиоксидные, диспергирующие, механические параметры;
- Срок эксплуатации полусинтетического на 40% выше;
- Оптимизируется работа всех трущихся поверхностей в процессе работы. Что приводит к увеличению продолжительности эксплуатации двигателя автомобиля.
Какому типу отдать предпочтение?
Основное внимание следует уделить параметрам масла для двигателя, которые указаны в инструкции завода изготовителя. Безусловными преимуществами обладают синтетические и полусинтетические масла, минеральное в значительной мере отстает по техническим параметрам и выигрывает в цене. При высоких температурах смазка на минеральной основе будет в значительной степени убывать из-за сгорания добавок, присадок, а также по причине естественного испарения
Синтетическое гораздо предпочтительнее в условиях низких температур по причине устойчивого параметра вязкости, а при высоких температурах из-за устойчивости к выгоранию присадок
При высоких температурах смазка на минеральной основе будет в значительной степени убывать из-за сгорания добавок, присадок, а также по причине естественного испарения. Синтетическое гораздо предпочтительнее в условиях низких температур по причине устойчивого параметра вязкости, а при высоких температурах из-за устойчивости к выгоранию присадок.
Полусинтетика поможет увеличить срок эксплуатации всех деталей. Поэтому предпочтение в выборе того или иного вида личное дело каждого автовладельца. Но следует отметить, что двигатели, в которых продолжительное время использовались минеральные масла, образуются отложения на поверхности деталей и резиновых уплотнений. Поэтому переход на более агрессивную синтетику приведет к очистке плотных соединений и появлению микротрещин. Через которые будет происходить протекание смазывающих материалов.
Сейчас в автомобильной сфере используются два отличающихся друг от друга типа масел: минеральные и синтетические. У обоих вариантов есть преимущества и недостатки, а также преданные сторонники. В действительности, ответ на вопрос, как масло лучше – минеральное или синтетическое, нужно давать, исходя их характеристик машины и особенностей вождения.
Минеральные масла производятся путём переработки мазута или сельскохозяйственных масличных культур. Эти методы относительно просты, поэтому давно используются людьми для создания технических масляных смесей. Минеральные продукты отличаются низкой стоимостью, высокой эффективность и гидролитической стабильностью.
Сторонники использования минеральных масел часто отмечают слабое механическое взаимодействие раствора с деталями мотора. Это снижает их износ и повышает производительность двигателя. Ещё один распространённый аргумент в пользу минеральных растворов – хороший коэффициент антикоррозийного образования.
Однако все эти положительные качества масляная смесь демонстрирует во время эксплуатации при температуре от +10˚ до +25˚C. Для расширения этого диапазона необходимо вносить в натуральный продукт синтетические присадки. Однако эти включения выгорают при высокой температуре и увеличивают вязкость масла – при низкой.
Для расширения рабочего температурного диапазона сейчас активно используется полусинтетическое масло. В нем натуральная и искусственная основа смешиваются в пропорциях 50 на 50 или 70 на 30.
Различия в системах классификации
Трансмиссионные масла для автомобилей обладают разным химическим составом. Это объясняет разницу в свойствах – температурный режим, качество защиты и другие.
Чтобы упростить жизнь водителю, были разработаны системы классификации, которые делят смазки на различные категории. Популярные системы классификации и маркировки представлены тут:
Категория | Расшифровка маркировки трансмиссионных масел |
Маркировка SAE | Стандарт Общества автомобильных инженеров, который касается температурного режима окружающей среды, где будет использоваться авто |
Маркировка API | Стандарт Американского института нефти, который оговаривает категорию допуска, тип транспорта, количество присадок |
Маркировка MIL | Область применения – Вооруженные силы США. Стандарт предъявляет дополнительные требования к чистоте, вязкости, стабильности |
Маркировка ZF | Европейский стандарт, который распространяется на смазочные материалы для силовых блоков и автоматических коробок передач. На практике классификация ZF применяется редко |
Маркировка ГОСТ | Российский стандарт, который оговаривает категорию смазки, ее тип, физические свойства. На практике система ГОСТ применяется редко |
Как смазки классифицируются по характеристикам
Основные параметры трансмиссионных смазок.
- Вязкость. Характеризует густоту состава. В одни автомобили следует заливать вязкий состав, а другим подойдут более жидкие масла.
- Количество присадок. Чем больше вспомогательных компонентов содержит смазка, тем лучше ее физические свойства (защита от коррозии, вспениваемости, задиров).
- Тип основы. Различают минеральные, полусинтетические и синтетические составы. Для современных авто подойдут последние две категории. Тогда как для старых применяется “минералка”.
Общепринятой классификации автомасел для АКПП нет. Каждый изготовитель создает собственную спецификацию. К примеру, «Дженерал Моторс» подразделяет смазки на четыре вида.
Они маркируются словом «Dextron» и цифрой от одного до четырех. Компания «Форд» маркирует собственные продукты как «Меркон», а фирма «Хонда» – ATF.
Изготовитель трансмиссий ZF маркирует собственные автомасла как ZF TE-ML с числом от одного до четырнадцати. Цифра указывает не на класс вязкости, а на назначение расходника.
- 1 – несинхронизированные механические коробки переключения передач.
- 2 – МКПП и АКПП грузовых машин, автобусов.
- 3 – гидротрансформаторные агрегаты мобильных механизмов.
- 4 – судовые КПП.
- 5 – ведущие мосты внедорожников.
- 6 – КПП и гидроприводные узлы тракторов.
- 7 – гидрообъемные, механические приводы, электроприводы.
- 8 – узлы руля без гидроусилителя.
- 9 – узлы руля с гидроусилителем.
- 10, 11, 14 – автоматические коробки переключения передач легковушек.
- 12 – ведущие мосты легковушек, грузовиков, автобусов.
- 13 – особые трансмиссии, установленные в военной технике.
Кроме того, расходники для трансмиссии делятся на минералку, синтетику, полусинтетику.
Эксплуатационные свойства ТМ
Они обязаны соответствовать таким критериям:
- стабильная вязкость. Этот параметр самый важный, поскольку в случае излишне густой/жидкой смазки состав станет бесполезным (может вырасти трение, снижаются защитные свойства);
- смазывающие свойства. Этот параметр отражает способность снижать трение между узлами авто при движении. Чем выше этот показатель, тем меньше будет трение в системе машины;
- устойчивость к ржавчине. Все трансмиссионные составы обладают высокой коррозийной стойкостью. Из-за некачественной жидкости металлические узлы быстро испортятся.
Расшифровка обозначений на таре с маслом
На современных упаковках со смазкой обязательно указывается буквенно-числовой код, который отражает вязкость состава по классификации SAE. Это правило действует не только в России, но во других странах – в США, Великобритании, Франции, Германии, Китае, Японии, Корее.
Что означают цифры
Кодировка состоит из одной или двух частей, что отражает динамику и кинематику:
- Для зимних указывается только первая часть кода с буквой W – например, 0W, 5W и другие. Чем ниже число, тем более “холодолюбив” состав. Скажем, жидкость с кодом 0W применяется при погоде от -35 до -10 градусов.
- Для летних указывается только вторая часть кода – например, 20, 30, 40, 50 и другие. Чем выше число, тем состав более “теплолюбив”. Скажем, есть жидкость с кодом 30 – ее рекомендуется заливать при температуре воздуха от +5 до +30 градусов.
- Для всесезонных моторных масел указывается оба кода – сперва число с буквой W, а потом одиночный символ. Правило из предыдущих пунктов “чем выше, тем больше” здесь действует со множеством оговорок. Поэтому при подборе температурного режима по коду лучше ориентироваться на таблицы (пример такой представлен ниже).
Таблица значений вязкости масла
Согласно современной версии классификации SAE существует несколько десятков масел. В России на практике применяется 10-15 смазочных жидкостей, что соответствует климату РФ.
Таблица расшифровки вязкости моторных масел выглядит так:
Класс SAE | Min T° | Max T° |
0W | -35 | -10 |
5W | -30 | -10 |
10W | -25 | -5 |
15W | -20 | |
20W | -15 | 15 |
25W | -10 | 20 |
30 | 5 | 30 |
40 | 5 | 45 |
50 | 10 | 50 |
0W-30 | -35 | 25 |
0W-40 | -35 | 35 |
5W-30 | -30 | 25 |
5W-40 | -30 | 35 |
5W-50 | -30 | 40 |
10W-30 | -25 | 30 |
10W-40 | -25 | 40 |
10W-50 | -25 | 50 |
15W-30 | -20 | 30 |
15W-40 | -20 | 45 |
15W-50 | -20 | 50 |
20W-30 | -15 | 30 |
20W-40 | -15 | 45 |
20W-50 | -15 | 50 |
Таблица расшифровки значений вязкости SAE
Вязкость по SAE
SAE часто ошибочно называют указателем на климат, при котором может использоваться масло, это так, но очень приблизительно. Можно ориентироваться на SAE, выбирая масло для зимы, но цифры в этом стандарте весьма условны. Важней другой показатель – динамическая вязкость, она показывает, какая вязкость сохраниться у масла при температуре -25-35 градусов, и по ней становится ясно, при какой температуре оно обеспечит безопасный холодный пуск.
Что касается самого SAE, то это указание вязкости, то есть насколько густым или жидким будет масло при той и иной температуре
Следовать рекомендациям производителя в этом показателе так же важно, как и в других. От вязкости зависит, насколько просто масло прокачается по каналам, какой толщины масляную пленку создаст, у каждой модели двигателя своя толщина масляных каналов и свои зазоры между деталями
Если масляная пленка будет меньше, она легко порвется под нагрузкой и наступит масляное голодание. Если толще – это затруднит работу двигателя, как следствие – повышенный расход топлива, перегрев и т.п.
Обычно производитель указывает два индекса SAE, подходящие для автомобиля, между которыми можно выбрать. Для свежих моделей рекомендуется лить самое жидкое из рекомендованных масел, оно снизит расход топлива. У моделей с пробегом зазоры увеличиваются вследствие естественной выработки деталей двигателя, и в них рекомендуется лить более густое из рекомендованных масел.
Особенности выбора масла для зимы, можно ли менять вязкость?
Вот тут интересный момент. Высокотемпературную вязкость желательно не менять вообще, только в рамках указаных производителем. А низкотемпературную менять можно, если это не обходимо.
Допустим вам рекомендована вязкость 5w-30, но вы живете на севере РФ и температура падает до -40℃. Если мы посмотрим на температурные характеристики 5w-30, то станет ясно, после -30℃ использование становится затруднительным. Поэтому можно перейти на 0w-30.
Есть еще один момент, это базовый состав масла для зимы, он важнее чем вязкость. Большие морозы может выдержать только ПАО синтетика и Эстеры. Гидрокрекинг уступает по температуре застывания и динамической вязкости CSS
Обратите внимание на таблицу выше, в разделе SAE.
В остальном, нет никаких отличий в выборе масла для зимы или для лета, последовательность такая же
Виды моторного масла по составу
В зависимости от состава и компонентов, содержащихся в веществе, масло для мотоциклов разделяют на три категории.
Минеральное (Mineral)
Минеральное масло использовали в первых моделях мотоциклов. Такое масло получают путём очистки и ректификации нефти и нефтепродуктов. Процент содержания синтетических добавок ниже 20%. Чем чище база, из которой производится масло, тем выше цена.
Минеральное масло хорошо борется с коррозией и уничтожает нагар, но смазочные свойства такое масло сохраняет лишь при средних комнатных температурах. В условиях повышенных температур масло выгорает, а в условиях пониженных – становится вязким. Преимущественно оно используется для старых мотоциклов, а также для мотоциклов с сухим сцеплением, V-образных двигателей и трансмиссий.
Синтетическое (Fully Synthetic)
Синтетическое масло производится с помощью синтеза углеводных соединений (молекул). Оно не зависит от внешних факторов: вязкость не реагирует на изменение температуры. По сравнению с минеральным, синтетическое масло медленнее испаряется и обладает повышенной стойкостью. В условиях минусовых температур оно остаётся текучим, поэтому в заполярье используется только синтетика.
Достоинства синтетического масла ощутимо сказываются на цене, так что его стоимость значительно выше стоимость минерального масла.
Полусинтетическое (Semi-Synthetic)
Полусинтетическое масло производится из минеральных продуктов и синтетического сырья, причём процент содержания синтетики – 30-50%. Это промежуточный этап между минеральной и синтетической смазкой. Полусинтетика уступает синтетике: она боится перегрева и минусовых температур, увеличивает расход топлива и хуже защищает двигатель от износа. При запуске холодного двигателя эффективнее работает полусинтетическое масло.
Оно используется для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей, а также двигателей с турбонадувом.
Классификация масел по API
Кроме сугубо технических параметров, международное сообщество ввело стандарт качества для смазочных материалов: API. Его расшифровка (например: API SM/CF) привязана к типу двигателя, году выпуска автомобиля, эксплуатационным и качественным характеристикам масла.
- литера «S» обозначает принадлежность к бензиновым моторам;
- литера «C» обозначает принадлежность к дизельным двигателям.
Последняя буква (расшифровка SM, SN, CF и пр.) как раз характеризует качество и совместимость с поколениями автомобилей.
Чем она выше (порядковый номер буквы в латинском алфавите), тем более качественному стандарту соответствует масло. Каждый следующий стандарт расшифровки поглощает предыдущий: то есть, обратной совместимости нет.
Сезонные и универсальные масла
Поначалу проблему застывания масла на морозе решали применяя масла с разной вязкостью для зимы и лета и называли их сезонными маслами. Совершим небольшой экскурс в историю. Масла в качестве смазки моторов стали применять практически одновременно в появлением этих самых моторов. Говорят, кстати, что первый ДВС Дизеля не имел системы смазки и проработал около минуты, после чего его заклинило в результате теплового расширения деталей. Так что, хочешь не хочешь, а пришлось вводить в конструкцию эту самую систему смазки.
Однако уровень тогдашней нефтехимии был, прямо скажем, зачаточным, да и требования к маслу у тогдашних моторов были гораздо скромнее. Поэтому кроме нефтепродуктов использовались и более привычные для промышленности того времени вещества – растительные масла. Всемирно известный брэнд Castrol в своё время начинал с использования обычного касторового масла. Это, в общем, и отражено в его названии.
Так вот, о сезонности: как уже упоминалось, базовые минеральные масла состоят из большого количества различных нефтяных фракций в определённом диапазоне свойств (кстати, кому интересно, есть статья о функциях и свойствах моторного масла). Внутри этого диапазона они отличаются, в зависимости от своего состава. Например, чем больше в составе масла парафиновых соединений, тем лучше его смазывающие свойства и хуже низкотемпературные качества (температура застывания выше). Соответственно, у разных масел при одной и той же температуре будет разная вязкость и температура застывания. Поскольку в умеренных широтах колебания температур зимой/летом довольно сильны, то масло, хорошо работающее летом, зимой застынет. Ясно, что смазывать двигатель оно в таком состоянии не может. До появления модификаторов вязкости эту проблему можно было решить только заменой масла на более жидкое, застывающее при более низких температурах (ну или разведением костра под картером двигателя:)). Это позволяло заводить двигатели зимой без искусственного разогрева, но снижало смазываемость. Ведь, как мы помним, вязкость у более жидкого масла при прочих равных меньше, а значит и смазывает оно хуже. Вот примерные цифры по распространённой паре летнее/зимнее масло:
- «летнее» масло М10Дм с вязкостью при 100°С равной 11 сСт, температура застывания -18°С.
- «зимнее» масло М8Дм с вязкостью при 100°С – 8 сСт, температура застывания -30°С.
Кому интересно, что означают непонятные сочетания типа М10Дм, могут почитать статью о классификации моторных масел. Ну а «сСт» – это единица измерения кинематической вязкости, о ней мы поговорим ниже.
Отсюда и происходит термин «сезонных» масел. В английском языке аналогом является слово monograde, то есть «одношкальный», если переводить дословно.
По мере развития химической отрасли появились присадки, позволяющие расширить диапазон рабочих температур масла. Одна из присадок понижает температуру застывания масла, называется такая присадка депрессорной. Другая присадка загущает масло при высоких температурах и называется модификатором вязкости. В статье о составе моторного масла я обещал объяснить механизм работы этих присадок, что и сделаю сейчас.
Индекс вязкости масла
Понятие вязкости масел подразумевает способность жидкости к тягучести. Определяется она с помощью индекса вязкости. Индекс вязкости масла – это величина, показывающая степень тягучести масляной жидкости при температурных изменениях. Смазки, имеющих высокую степень вязкости, обладают следующими свойствами:
Вязкость масла
- при холодном запуске двигателя защитная пленка имеет сильную текучесть, что обеспечивает быстрое и равномерное распределение смазки по всей рабочей поверхности;
- нагрев двигателя вызывает увеличение вязкости пленки. Такое свойство позволяет удерживать защитную пленку на поверхностях движущихся деталей.
Т.е. масла с высоким значением индекса вязкости легко адаптируются под температурные перегрузки, в то время как низкий индекс вязкости моторного масла свидетельствует о меньших способностях. Такие вещества имеют более жидкое состояние и образуют на деталях тонкую защитную пленку. В условиях отрицательных температур моторная жидкость с низким индексом вязкости затруднит пуск силового агрегата, а при высокотемпературных режимах не сможет предотвратить большую силу трения.
Расчет индекса вязкости осуществляется по ГОСТу 25371-82. Рассчитать его можно с помощью онлайн-сервисов сети Интернет.
Почему стоит использовать ПАО-масло
ПАО — это полиальфаолефиновые масла, синтезируемые из нефтяного газа. У ПАО-масел много преимуществ, среди которых низкая температура застывания (около -60 градусов по Цельсию), стойкость к перепадам температуры, высокая сопротивляемость к окислению и старению, а также низкий коэффициент испаряемости. Минусом таким масел является их высокая по сравнению с маслами 1, 2 и 3 категорий цена (на 20–30 % дороже). Но как и с любыми товарами, с моторными маслами действует известный принцип: за качество нужно платить.
Примером качественного ПАО-масла можно назвать продукцию от бренда RAVENOL. Эти немецкие масла производятся на современном оборудовании на заводе в Германии. Там же масло проходит испытания в самых тяжелых условиях на известных гоночных треках Nurburgring и Hockenheimring. Процессом испытаний руководит Ральф Шумахер, брат семикратного чемпиона «Формула-1» Михаэля Шумахера. Официальные гоночные команды Opel Motorsport, Audi Motorsport, AMG HTP Motorsport, Toyota Motorsport отдают предпочтение современным технологиям ПАО-масел.
Рассмотрим характеристики зимних и всесезонных моторных масел на примере 5W-30 по стандарту SAE. Первый параметр (5W) — это низкотемпературная вязкость. Данное масло позволяет производить холодный запуск двигателя при температуре не ниже -25 градусов. Рассчитывается это значение следующим образом: от значения перед буквой W (5) отнимается цифра после буквы (30). В данном случае температура -25 является минимальной, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, при этом не допуская сухого трения частей двигателя. Отняв от значения до буквы W (5) получившуюся цифру (-25), можно получить минимальную температуру проворачиваемости (возможность стартера при минимальном температурном режиме обеспечивать проворачиваемость двигателя). В данном масле эта величина составляет -20 градусов по Цельсию.
Если в твоём городе температуры опускаются ниже указанных значений или стартер и аккумулятор находятся не в идеальном состоянии, то лучше выбрать более морозостойкое масло. И здесь ПАО-масла выигрывают у масел 1, 2 и 3 категорий. Например, ПАО — моторное масло RAVENOL DXG SAE5W-30 имеет температуру застывания -57 градусов по Цельсию.
Второй важный параметр — высокотемпературная вязкость. Этот параметр указывает на густоту масла при рабочих температурах от 100 до 150 градусов по Цельсию, и чем выше цифра вязкости, тем гуще масло. В масле RAVENOL DXG SAE5W-30 это значение равно 30. В отличие от низкотемпературной вязкости, высокотемпературную не получится рассчитать так, чтобы было понятно обычному водителю. Узнать, подходит ли данное значение к рабочим температурам двигателя твоего автомобиля можно из сервисной книжки.
Отдельно отметим систему защиты масел RAVENOL. Во-первых, это упаковка масла, некоторые элементы которой настолько сложны в производстве, что их просто невыгодно повторять, а часть этих элементов в принципе невозможно подделать. Во-вторых, интеллектуальная система защиты с помощью скрытых одноразовых кодов, размещённых на задней стороне канистры, подделать которые тоже невозможно. Проверить оригинальность масла по коду можно на сайте RAVENOL. В-третьих, голограмма и водяные знаки. Из этого можно сделать вывод, что мошенникам даже с дорогим оборудованием подделка масел RAVENOL не по зубам.
Думаем, нам удалось донести до тебя простую истину: лить в мотор нужно только то масло, которое рекомендует производитель автомобиля. Это касается именно вязкости масла. Что касается класса моторного масла, то рекомендуем выбирать ПАО-масла, так как они обеспечивают плавную работу двигателей, которые подвергаются повышенным нагрузкам. Это масло будет оптимальным выбором для спортсменов, путешественников и тех, кто работает на автомобиле в суровых условиях северного российского климата.
Кстати, с 23 по 25 ноября 2018 года на сайте RAVENOL будет проходить акция «Чёрная Пятница», и в эти дни ты сможешь купить продукцию компании со скидкой 33%.
Специфика в подборе масла для машины
Сначала надо определиться со степенью вязкости по SAE. Затем свериться с допусками масел по своей марке автомобиля. Иногда изготовитель требует использовать конкретный сорт смазки, особенно в случае с транспортом импортного производства. Окончательное решение принимается с учётом полученной спецификации.
Руководствуясь этими принципами, можно подобрать масло к любой модели автомашины и под все особенности двигателей. Необязательно держать в голове значения маркировок. Достаточно выяснить, какой класс рекомендован для конкретного транспортного средства, и выбрать смазочный материал, который ему соответствует.
5 / 5 ( 1 голос )
ГОСТ
Никак не получится пройти мимо нашей родной советско-российской системы классификации масел. Несмотря на то, что действующая система обозначений была введена в далёком 1987 (ГОСТ 17479.1-85) году, действует она до сих пор, и масла отечественных производителей с маркировкой согласно этому ГОСТу довольно бодро уходят с прилавков автомагазинов.
Примечателен ГОСТ тем, что в рамках одного обозначения описана и вязкость (аналог SAE), и качество (аналог API). Маркировка масла имеет такой вид: М-5з/12-Г, где «М» означает моторное масло, 5з – зимняя вязкость (буква «з», как и W в классификации SAE обозначает «зиму»), 12 – рабочая («летняя») вязкость, Г – показатель уровня эксплуатационных свойств масла. Наиболее востребованы сезонные (то есть не оговаривающие вязкость при отрицательных температурах) масла M-10Г2(к), и М-10Д(м), поскольку они в своё время были разработаны для КамАЗов (буква «к» в названии), и МАЗов (буква «м»), и похоже, до сих пор вполне устраивают пользователей соответствующего грузового автопарка.
Приводить значения вязкости я не буду, лучше укажу примерное соответствие ГОСТовской маркировки и SAE:
Такое же соответствие по эксплуатационным свойствам ГОСТ и API:
Видно, что кроме букв АБВГДЕ в обозначении присутствуют цифры 1 и 2. Из соответствия значений ясно, что цифра 1 указывает на применение в бензиновых моторах, 2 – в дизелях, а буква без цифр подразумевает универсальное применение моторного масла. Например, то же М10Г2(к) предназначено только для дизелей, а М10Д(м) – универсальное, несмотря на то, что льют его в основном, в турбированные дизельные движки.
Под занавес скажу, что это не единственные существующие классификации моторных масел, например, есть японские стандарты JASO для двух- и четырёхтактных мотоциклов, есть классификация NMMA, регулирующая качество масел для водномоторной техники, много чего ещё есть. Однако все системы, имеющие широкое употребление в нашей стране, я здесь более-менее описал.