Тюнинг дифференциала
Следующий вопрос – выбор дифференциала. Большинство обычных автомобилей прекрасно ездят с обыкновенными коническими „диферами“. Но прелесть тюнинга как процесса в том и заключается, что его плоды – автомобили совсем не обычные. И когда появились автомобили с более чем 120-сильными двигателями, стало очевидно, что реализовать такую мощь через два ведущих колеса – далеко не простое дело. Конечно, самый оптимальный выход из этой ситуации – полный привод. Но его использование повлекло бы полную переделку всего автомобиля. Выход нашли в применении пусть и не столь радикального, зато давно апробированного решения – самоблокирующегося межколесного дифференциала. В отличие от традиционного конического, он продолжает вращать оба колеса даже в случае, когда одно из них находится на скользком покрытии и буксует. Естественно, что и это решение пришло из спорта – там и моторы помощнее „гражданских“, и условия сцепления шин с покрытием часто похуже, чем на асфальтовых дорогах общего пользования.
Вариантов исполнения блокировки немало, но наибольшее распространение получил червячный механизм типа Quife. Принцип его работы напоминает таковой у обычного дифференциала, но сателлиты здесь не конической, а цилиндрической формы, причем имеют спиральные зубья. Когда колеса вращаются с сильно различающейся частотой, возникающие на зубьях сателлитов силы прижимают их торцы к корпусу дифференциала и мешают им проворачиваться – это уменьшает пробуксовку колес. Что это дает? Прежде всего, резкое повышение тяговых свойств автомобиля. Ведь с блокировкой в трансмиссии на скользкой дороге (а с мощным мотором даже сухой асфальт иногда кажется очень скользким) „гребет“ не одно колесо, как в случае со свободным дифференциалом, а сразу оба.
Но этот эффект лежит, так сказать, на поверхности. А у блокировки есть и еще одно свойство, не столь очевидное. Оказывается, она сильно влияет на управляемость автомобиля. Представьте, что будет, если в быстром повороте на мощном переднеприводном автомобиле резко открыть дроссельную заслонку. Правильно, забуксуют ведущие колеса. Нюанс в том, что обычный конический дифференциал, сорвав внутреннее, разгруженное колесо, защищает от срыва внешнее, которое и „заправляет“ машину в поворот. С блокировкой ситуация другая – срыв наступает пусть и позже, чем со свободным дифференциалом, но происходит гораздо резче и сразу на обоих колесах. Естественно, автомобиль при этом норовит поехать прямо – управляющие силы на сорванных колесах стремятся к нулю. Такой режим движения называется сносом передней оси. А если начнется занос задней? Вот здесь помощь блокировки будет очень кстати: когда водитель грамотно „ловит“ машину, поворачивая руль в сторону заноса и увеличивая подачу топлива, автомобиль с таким дифференциалом „отгребается“ куда охотнее.
Как рассчитываются передаточные числа КПП
Алгоритм определения передаточного числа коробки:
- за базовую берём формулу К = Квм/Квщ, где Квм — число зубцов ведомой шестерни, Квщ — ведущей. Если, скажем, требуется определить ПЧ крутящего момента на колеса от трансмиссии, необходимо взять за исходные данные число зубцов шестерни дифференциала, которая будет ведомой, и количество зубцов шестерни вторичного вала КПП. Полученное значение называют ПЧ главной пары;
- итак, пускай на коробке, расположенной на вторичном валу, имеется 15 зубьев, на шестерне дифференциала – 53 зубца. Подставив эти значения в нашу формулу, получим значение ПЧ для этой пары, равное 3,5. Это означает, что вал дифференциала будет вращаться медленнее вторичного вала коробки в 3,5 раза;
- аналогичным образом рассчитываются ПЧ для каждой пары шестерен, присутствующих в трансмиссии. Чем ближе они будут находиться, тем плавнее будет осуществляться разгон авто, если передачи переключать последовательно друг за другом. По передаточным числам КПП можно произвести расчёт скорости вращения мотора, вернее, разницу скоростей между высшей и низшей передачами, разделив ПЧ первой передачи на ПЧ самой высокой;
- рост передаточного числа, приводит к более коростному разгону автомобиля, но придётся чаще переключаться. Чем меньше ПЧ, тем выше максимально достижимая скорость, но разгоняться придётся дольше.
В принципе такой способ расчёта применяется при разработке трансмиссии, но здесь многое зависит от точности подбора передаточных чисел – это влияет не только на максимальную скорость автомашины, но и её динамические характеристики.
Узнать ПЧ для конкретной модели авто можно просмотрев её технические характеристики в руководстве пользователя. Если таковые найти не удалось, посчитать отношение для каждых пар МКПП можно и самостоятельно.
Делается это следующим образом:
- машина загоняется на яму, все колёса, кроме одного ведущего, фиксируются противооткатными упорами;
- выставляем рычаг КП в нейтральное положение;
- мелом фиксируем текущее положение колеса, поставив метки на шине и полу (добиваясь их совмещения);
- аналогичную операцию выполняем с фланцем и корпусом редуктора;
- пуская помощник вращает колесо, а вы подсчитывайте, сколько оборотов сделает вал редуктора. Помощник добивается повторного совпадения меток, подсчитывая количество оборотов колеса;
- полученное значение делим пополам, а затем на количество оборотов, выполненных карданным валом. Результирующее значение и будет искомым передаточным числом.
Тюнинг трансмиссии можно разделить на несколько частей:
- Подбор передаточных чисел КПП.
- Тюнинг дифференциала.
- Тюнинг сцепления, корзина КПП и маховика.
- Модернизация тормозов.
Подбор передаточных чисел КПП
Чтобы автомобиль лучше разгонялся, можно подобрать передаточные числа КПП. Так называется соотношение количества зубьев на ведомой шестерне с количеством зубьев на ведущей шестерне. Чем выше это число, тем быстрее переключается передача, и двигатель быстрее набирет нужное количество оборотов. Правда, приходится часто переключать передачи, что дает некоторое уменьшение максимальной скорости на каждой передаче.
Ряды передаточных чисел для КПП при тюнинге подбираются по единому принципу: низкие передачи делаются более «длинными» на них можно набрать большую скорость, а высокие более «короткими» – диапазон скоростей меньше. То есть тюнинговые ряды рассчитывают так, чтобы можно было обеспечить равномерный разгон на всех передачах.
Изменяя передаточные числа, следует помнить, что не каждый их ряд нормально встраивается в серийную главную передачу. Чаще всего используется такой ряд чисел: 4,33; 4,5; 4,7; 5,0, (5,125).
Существуют и более экстремальные варианты, чем замена ряда, но они стоят дороже. Некоторые любители устанавливают на автомобили шестиступенчатые кулачковые КПП. Используя их, можно переключить передачу, не выжимая сцепление. Но они сильно шумят, и их используют, как правило, спортсмены. Без должного опыта ездить с такой КПП тяжело и опасно.
Тюнинг дифференциала
При тюнинге трансмиссии нужно помнить про модернизацию дифференциалов, маховика, сцепления и тормоза.
Дифференциалы отвечают за распределение мощности двигателя по колесам. Под тюнингом подразумевается установка межколесного самоблокирующегося дифференциала. От стандартного конического этот дифференциал отличается тем, что продолжает вращать оба колеса даже, когда одно из них пробуксовывает. Т.е. мощность распределяется по обоим колесам равномерно. Машина устойчивее ведет себя на дороге и ее проще вывести из заноса.
Тюнинг сцепления и маховик
Установку облегченного маховика и керамического сцепления, как правило, проводят в гоночных автомобилях. Модернизация этих частей трансмиссии на серийный автомобилях нежелательна, потому как требует от водителя высокого уровня вождения.
Делая тюнинг трансмиссии, нужно обратить внимание на сцепление и маховик
- Маховик делают облегченным. Он быстрее раскручивается и у него меньшая сила инерции. Это также поможет мотору быстрее достичь максимальных оборотов. Обратной стороной установки облегченного маховика может стать неустойчивость холостых оборотов двигателя.
- Сцепление делают керамическим. Керамика используется для того, чтобы конструкция выдерживала большие температурные перепады. Сцепление, которое постоянно пробуксовывает, сильно нагревается, а теплостойкость лучших накладок из органических материалов, которые используются в базовой комплектации, не более 250 С˚, чаще – 200 С˚. Материал нагретых органических накладок спекается, и коэффициент трения падает. Накладки могут даже высохнуть, растрескаться и высыпаться. Если использовать керамическое сцепление, то подобных проблем можно избежать. Единственный недостаток – автомобиль тяжело трогается с места при спокойном стиле езды, потому такое сцепление срабатывает моментально.
Как правило, обе операции модернизации проводятся вместе.
Модернизация тормозов
С тормозами все просто – увеличение общей динамики автомобиля подразумевает увеличение мощности тормозов. Делается это для того, что появилась возможность уменьшать скорость движения в более поздний момент при прохождении поворота. Так можно добиться того, чтобы на дистанции в целом была большая средняя скорость.
Источник
2 Чип-тюнинг и механический тюнинг АКПП – можно ли сделать своими руками?
Таким образом, чтобы оптимизировать работу автоматической трансмиссии своими руками, необходимо увеличить скорость работы, то есть передаточное значение коробки, что в свою очередь позволяет агрегату раскручиваться до больших максимальных значений и ведет к улучшению динамики в работе. Увеличение скорости работы АКПП означает чип тюнинг “гидромозгов”, так как большая скорость работы потребует и большего давления масла в системе коробки. В этом случае, специалисты по чип тюнингу перепрошивают параметры работы EPCS (Electronic Solenoid), чтобы система воспринимала большую подачу трансмиссионного масла.
Тюнинг «гидромозгов» для увеличения скорости работы АКПП
Однако, без механических изменений в данном случае не обойтись, так как увеличение давления приводит к существенному увеличению температурных значений в АКПП, а значит, необходима установка дополнительного кулера охлаждения. Однако перепрошивка “гидромозгов” это лишь первая часть работы по модернизации автоматической коробки с помощью чип-тюнинга. Практически на всех современных моторах с АКПП подхват средних оборотов начинается с отметки в 2000-2200 тысяч об/мин. Турбированные двигатели также имеют турбояму, так что данный подхват начинается еще позже. Конструкция автоматических коробок имеет специальный датчик оборотов вала (ISS). Соответственно, тюнинг коробки подразумевает оптимизацию датчика и перенастройку параметров его работы, чтобы увеличить значение крутящего момента при разгоне а в некоторых случаях позволяет уменьшить расход топлива, если проводится в комплексе с чип-тюнингом двигателя.
Таким образом, после перепрошивки электронных “мозгов” и оптимизации датчиков системы переключения в коробке будут более жесткие, а при разгоне автомобиль будет пробуксовывать и увеличится начало момента разгона. Однако в этом случае существенно увеличивается нагрузка на фрикционы коробки. Специалисты рекомендуют заменить штатные фрикционы на более мощные, например, с увеличенной площадью соприкосновения. При этом также увеличивается нагрузка на детали двигателя и ходовой части автомобиля (редуктор, коленвал и тд.). В зависимости от “глубины” тюнинга АКПП, стоимость замены различных деталей не маленькая, однако без этого тюнингованная коробка вряд ли прослужит долго. Что касается установки новых деталей своими руками, то для этого придется снимать и полностью разбирать коробку, что требует определенных профессиональных знаний.
Мощный фрикцион с увеличенной площадью соприкосновения
Помимо замены фрикционов и изменений в системе ЭБУ, меняются также поршни, обгонные муфты, и другие базовые элементы. Иногда, после тюнинга остается только корпус от базовой коробки, а все заводские части переоборудуются или заменяются. В любом случае делать чип-тюнинг коробки можно как в специализированных мастерских, так и своими руками, имея в наличии соответствующие программы и оборудование (компьютер, специальный загрузчик, разъемы и т.д). Тюнинг механической части также можно выполнить своими руками, но лучше доверить профессионалам, так как это требует максимально точных расчетов и оптимизации изменений под конкретную модель двигателя, ходовой части и блока управления.
Тюнинг трансмиссии: для чего нужен
Начнем с того, что комплексный тюнинг автомобиля не может быть ограничен «прокачкой» только двигателя. Прежде всего, общий объем доработок будет зависеть от того, насколько сильно увеличивается крутящий момент и мощность ДВС. Как правило, если производительность силовой установки возрастает на 25-30% и более, изменений и доработок также потребует трансмиссия, ходовая часть, тормозная система и т.д.
Идем далее. Даже если учесть, что коробка достаточно выносливая, все равно необходимы модификации с учетом изменившихся показателей двигателя. В рамках тюнинга КПП главной задачей является оптимизации передаточных чисел, то есть «подгонка» коробки под конкретный двигатель.
Чтобы было понятно, простыми словами, каждая КПП рассчитывается таким образом, чтобы ДВС и трансмиссия работали в оптимальных режимах. Управление механической коробкой передач при активном разгоне простое. В двух словах, нужно последовательно осуществлять переключения, повышая передачу на каждом скоростном интервале в момент, когда стрелка тахометра находится в диапазоне оборотов максимальной мощности.
Механические коробки передач способны обеспечить переключение между различными «скоростями» посредством перемещения рычага КПП, а также выжима педали сцепления. Преобразование крутящего момента от ДВС осуществляется благодаря ступенчатому переходу с «низших» на «высшие» передачи. Также на данной КПП можно «перескакивать» через ступени, то есть после 2-й передачи сразу включить 4-ю и т.д.
При этом для наилучшего разгона важно, чтобы двигатель всегда работал в оптимальном режиме. Если же, например, поставить более оборотистый и мощный мотор, в этом случае со стандартной коробкой такой двигатель не сможет полноценно и эффективно раскрыть весь свой потенциал
Так вот, чтобы сократить время разгона, нужно, чтобы трансмиссия позволяла мотору на разных передачах быстро и плавно выходить на обороты максимальной мощности (высокие «мощностные» обороты) без потерь в скорости движения ТС. Как правило, на МКПП для гражданских авто низшие передачи «короче», а высшие передачи делаются «длинными», что оптимально для повседневной эксплуатации в обычных условиях.
При этом спортивный стиль езды на машине, где стоит форсированный двигатель в паре со стандартной КПП, может доставить водителю немало сложностей и проблем. Причина-соотношение передаточных чисел стандартной МКПП обычно имеет большие зазоры между соседними ступенями.
С одной стороны, водитель может активно работать со сцеплением, плавно отпуская педаль при переходе на каждую повышенную передачу. Это позволит двигателю и коробке плавно продолжить работу при смене передачи, причем также удастся свести к минимуму потери по оборотам при переходе на высшую ступень. Однако на практике даже указанные способы не дают такой эффективности по сравнению с тем, чего позволяет добиться тюнинг механической коробки передач.
Виды главных передач автомобилей
Углубляться в описании каждого вида главных передач не будем, я назову их кратко с кратким описанием и приложу фото для наглядного восприятия каждого вида:
Ординарная главная передача
Одинарные главные передачи получили наибольшее распространение. В таких передачах применяют конические или гипоидные зубчатые колеса. Передаточные числа одинарных главных передач находятся в пределах 3,0—6,5. Дальнейшее увеличение передаточного числа вызывает необходимость увеличения диаметра ведомого зубчатого колеса, что уменьшает дорожный просвет и усложняет термообработку.
Цилиндрическая главная передача
Цилиндрические главные передачи широко используются в переднеприводных легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя, например семейства ВАЗ-2108, -09, -10 и других. При этом обычно главная передача объединяется в одном корпусе (картере) с коробкой перемены передач, что позволяет существенно упростить и удешевить конструкцию трансмиссии.
Коническая главная передача
Такой тип главных передач применяется, когда необходимо изменить не только величину, но и направление передаваемого ведущим колесам крутящего момента. Конические главные передачи с прямыми или (чаще) спиральными зубьями наиболее просты по конструкции и технологичны в производстве, поэтому широко применяются на легковых автомобилях с приводом на задние колеса и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности.
Гипоидная главная передача
Гипоидная главная передача (гиперболоидная) — вид винтовой зубчатой передачи, осуществляемой коническими колёсами (с косыми или криволинейными зубьями) со скрещивающимися осями (обычно 90°). Гипоидная передача имеет смещение по оси между большим и малым зубчатыми колесами. Данный тип передачи характеризуется повышенной нагрузочной способностью, плавностью хода и бесшумностью работы. Передаточное отношение от 1 до 10 (в пределе: до 60).
В отличие от обычных конических передач, начальные конусы которых имеют совпадающие вершины и касаются по общей образующей, вершины начальных конусов гипоидных колес не совпадают, а их оси смещены на величину так называемого гипоидного смещения Е=kEdm2, где kE — коэффициент гипоидного смещения (обычно kE=0,2—0,3), а dm2 — средний начальный диаметр колеса. Зубья гипоидных колес имеют пропорционально уменьшающуюся высоту от наружного к внутреннему диаметру.
Червячная главная передача
Червяячная главная передача (зубчато-винтовая передача) — механическая передача, осуществляющаяся зацеплением червяка и сопряжённого с ним червячного колеса (для преобразования угловой скорости и усилия вращения) или гайки (для линейных перемещений).
Двойная главная передача
Двойные главные передачи применяются на грузовых автомобилях при необходимости получения больших передаточных чисел. По компоновке они выполняются центральными и разделенными. Центральные двойные главные передачи представляют собой сочетание конической или гипоидной пары, которые объединены в общем картере.
Центральная двойная главная передача
Двойная центральная главная передача позволяет получить большое передаточное число при достаточно большом дорожном просвете под картером моста. Такая главная передача устанавливается, например, в ведущих мостах некоторых автомобилей. Картер главной передачи вместе с балкой ведущего моста представляет собой жесткую конструкцию, что способствует обеспечению правильного зацепления шестерен.
Разнесённая двойная главная передача
Такая передача имеет следующие преимущества:
малые нагрузки на дифференциал, полуоси и карданные механизмы равных угловых скоростей, устанавливаемых в ведущих управляемых мостах (поэтому их габаритные размеры и масса уменьшаются);
малые нагрузки на зубья при небольших размерах центральной части моста; при этом увеличивается дорожный просвет, что позволяет получить большие значения передаточных чисел;
Недостатками разнесенных двойных главных передач являются относительная сложность конструкции в связи с увеличением числа цилиндрических зубчатых колес и необходимость иметь дополнительно два раздельных картера. Кроме того, размещение подшипниковых узлов колесных редукторов затруднено.
В колесных редукторах применяются передачи с параллельными и соосными валами. Применение передачи с параллельными валами с расположением шестерни над зубчатым колесом позволяет иметь наибольший дорожный просвет, но не дает возможности получить большое передаточное число.
Замена силового агрегата
Какие бы не были замечательные характеристики у ГАЗ 66, но по современным меркам автомобиль отвечает только требованиям по проходимости. Двигатель производства ЗМЗ уже считается недостаточно мощным, а тем более не экономичным.
Установкой дизелей Минского моторного завода занимаются многие предприятия. Фирмы часто предлагают замену штатного 66-ого мотора на ММЗ Д-245 под ключ. То есть, хозяину ГАЗ 66 нужно только отогнать свой внедорожник в сервис предприятия, и через определенный срок получить машину с новым двигателем. Разумеется, на сам мотор и производимые работы дается гарантия.
Процесс установки дизельного двигателя на ГАЗ 66
ВНИМАНИЕ!Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке. Если в правой колонке есть ссылка «Стоимость» – эти запчасти есть в активной продаже
Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара. Если в правой колонке нет ссылки «Стоимость» – такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.
Выбор сцепления
Еще более внимательно придется отнестись к выбору сцепления. Ведь ему приходится не только передавать мощность от мотора к трансмиссии, но и играть роль демпфера, смягчающего рывки при переключении передач и резком разгоне или, наоборот, торможении двигателем. Тут, что называется, шаг влево, шаг вправо… Поставишь слабую корзину – неминуема пробуксовка сцепления, а более мощная не будет сглаживать рывки, что приведет к повышенным ударным нагрузкам в трансмиссии и, соответственно, приблизит ее кончину. Но даже если сцепление подобрано правильно, при агрессивной езде пробуксовка муфты неизбежна, а если вы еще и любитель не сбрасывать газ при манипулировании коробкой… В таких случаях незаменимыми оказываются металлокерамические диски сцепления.
Повышение передачи
Нажмите на картинку для увеличения
Как уже упоминалось ранее, человек, который научился трогаться с места и ехать на первой передаче, уже освоил около 90% техники вождения на механике. Перейти на более высокую передачу очень легко. В большинстве случаев переходить на повышенную надо после того, как стрелка тахометра достигла отметки в 3000 об./мин. Цифра может отличаться в зависимости от конкретного автомобиля, но эта информация вам не помешает. В случае слишком раннего переключения машина будет немного «дёргаться», и вам придётся перейти на более низку передачу, чтобы она не заглохла.
Когда вы будете готовы к включению повышенной передачи, необходимо делать все в следующем порядке:
- снять правую ногу с педали газа, полностью выжать сцепление левой ногой и передвинуть рычаг переключения КПП в требуемое положение единым движением;
- отпустить педаль сцепления и одновременно нажать на газ правой ногой;
- полностью убрать левую ногу с педали сцепления после включения более высокой передачи и продолжать держать правую ногу на педали газа.
Принцип работы механической коробки передач для чайников – просто о сложном
Данный агрегат предназначается для включения вручную выбранной передачи. За счет изменения передаточного числа энергия работающего двигателя максимально приспосабливается к ведущим колесам. Сами валы вращаются внутри подшипников, чувствительно реагируя на изменения работы двигателя при переключении передачи.
Как работает двухвальная МКПП
Данная коробка характеризуется наличием только двух валов. Один из них через маховик и корзину сцепления соединяется с двигателем, а другой передает крутящий момент непосредственно ведущим колесам. Такого типа компактными коробками оснащается большинство современных автомобилей, тяжелых мотоциклов. Оба вала располагаются параллельно друг другу.
Именно этими элементами нагрузка передается непосредственно на рычаг, который включает выбранную скорость. Это происходит с помощью синхронизаторов, которые выравнивают угловые скорости оси и конкретной шестерни, блокируя ее.
Такие условия необходимы для плавной передачи вращения с ведущего на ведомый вал. При нейтральном положении коробки шестеренки обоих валов в сцепленном состоянии свободно вращаются вокруг своих осей.
Особенности работы трехвальной МКПП
Здесь используется три вида валов. Появляется промежуточный элемент с жестко закрепленными шестернями. Ведущая шестерня первичного вала раскручивает его. На ведомом валу располагаются синхронизаторы с муфтами, которые двигаются в продольном направлении. При включении скорости они блокируют нужную шестерню. Все валы входят в зацепление и начинают вращаться. Машина начинает движение.
Что делает синхронизатор
Усилие направляется на ее блокировочное кольцо, которое останавливает этот элемент. Таким образом, главное предназначение синхронизатора – это выравнивание угловых скоростей шестерни и вала. За счет этого и происходит включение скорости без резких ударов.
Ваз 2109: тюнинг коробки передач — плюсы и минусы
Тюнинг коробки передач ваз 2109- это комплектация его стандартной коробки нестандартными запчастями, с целью улучшения технических характеристик автомобиля. Как правило, тюнинг подбирается под уже существующие возможности машины (её объем двигателя, либо радиус колес), а так же с учетом требований к эксплуатации – движение по городу, либо гонки на длинные или короткие дистанции, для езды по трудно проходимой местности, либо перевозки особо тяжелых грузов. Сделав на ваз 21093 тюнинг коробки главное подобрать правильно передаточные числа, тогда получается более быстрый разгон машины до максимальной скорости.
Виды и типы механической коробки
Существует своя классификация МКПП. Рассмотрим все подробнее. По способу зацепления коробки можно разделить на:
- зубчатые цилиндрические передачи. Обладают такими плюсами, как надежная работа, долгий срок службы. В свою очередь, они могут быть шевронными, косо- и прямозубчатыми. Прямозубые просты в изготовлении, но доставляют немалый шум при работе. Все это приводит к быстрому износу. Косозубчатые отличаются особой плавностью при переключении, незначительным шумом и высокими рабочими характеристиками. Шевронные передачи особенно плавны в работе;
- конические передачи. У них пересекаются оси входного и выходного вала, что позволяет изменять направление кинетической энергии;
- червячные. Обладают низким КПД, но высоким передаточным числом;
- волновые. Являются износостойкими с высоким числом передачи;
- цепные;
- винтовые.
По трению механическая коробка переключения передач бывает: ременная и фрикционная.
Что собой представляет коробка передач
мкппмкппОсновное предназначение коробки передач – это равномерное распределение мощности двигателя во время движения автомобиля. КПП может быть механической, автоматической, а в последнее время появились также роботизированные коробки. И если управление автомобилем с «автоматом» или «роботом» особых сложностей у новичков не вызывает, то вождение на «механике» дается более трудно
Именно поэтому внимание уделим принципу работы и алгоритму действий водителя именно при использовании авто с механической коробкой
Механическая КПП может быть 4-х, 5-и или 6-ступенчатой. Более шести ступеней или, как еще говорят, «скоростей» встречается только у большегрузных автомобилей и спецтранспорта. Коробка передач представляет собой набор шестеренок, а сцепление – два диска, которые прижаты друг к другу с некоторым усилием. При нажатии на педаль сцепления диски разводятся, а при помощи ручки КПП выбирается необходимая шестеренка, и происходит переход с одной «скорости» на другую. Таким образом, во время смены передачи необходимо одновременно выжимать сцепление. Если этого не делать, то через небольшой отрезок времени придется покупать новую коробку передач.
Обратите внимание, каждая модель автомобиля имеет свою схему расположения передач, поэтому перед началом движения необходимо внимательно ознакомиться со схемой строения КПП
Подведем итоги
Как видно, тюнинг только двигателя не всегда является единственным решением, позволяющим изменить определенные характеристики и динамические показатели автомобиля. Также необходимо производить тюнинг КПП как в комплексе с «прокачкой» ДВС, так и отдельно.
Такой подход позволяет повысить прочность и выносливость самой трансмиссии, а также обеспечивает водителю необходимое удобство и возможности для выполнения различных приемов, которые практикуются при управлении спортивным тюнингованным автомобилем.
Тюнинг и модернизация свечей зажигания своими руками для улучшения топливной экономичности и других характеристик ДВС. Как самому доработать свечи.
Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя серийного автомобиля: преимущества и недостатки таких доработок. Ресурс и обслуживание двигателя после чиповки, советы.
Тюнинг топливной системы атмосферного и турбо двигателя. Производительность и энергопотребление бензонасоса, выбор топливных форсунок, регуляторы давления.
Как увеличить мощность двигателя на «классических» моделях ВАЗ. Тюнинг двигателя увеличение рабочего объема, впуск, выпуск, ГБЦ
На что обратить внимание
Доработка и модернизация карбюратора. Основные недостатки системы карбюраторного впрыска и способы их устранения, настройка. Тюнинг впускного коллектора.
Тюнинг мотора Лада Веста, доступные способы увеличения мощности и улучшения характеристик силового агрегата Весты. Чип-тюнинг Лада Веста, что нужно знать.
Источник
Подводим итоги
С механической коробкой передач намного меньше проблем, чем с автоматом. Тем не менее, механизмы современных трансмиссий требуют постоянной бережной эксплуатации и обязательного регулярного обслуживания. Используйте экспертные рекомендации в вашем ежедневном вождении и сохраните все узлы и агрегаты машины в идеальном состоянии.
Опытные водители знают, как правильно переключать передачи, поэтому приведенные ниже советы адресованы тем, кто пока чувствует себя за рулем неуверенно. Чтобы лучше понять процессы, происходящие в трансмиссии автомобиля во время его движения, нужно уяснить их механический смысл.
Зачем нужна коробка передач
Коробка передач – это узел транспортного средства, предназначенный для создания усилия на ведущих колесах, нужного при движении в каждом из диапазонов скоростей. Принцип ее работы основан на свойстве шестереночных колес разных диаметров трансформировать усилие в угловую скорость. Нужно представить себе передачу из двух колес – большого и маленького. Если быстро крутить меньшее, то большее вращается медленно, но затормозить его трудно. Другими словами, чем медленнее вертится шестерня, тем труднее ее остановить. Коробка передач вводит в механическое взаимодействие зубчатые колеса, обеспечивая выбор оптимальной частоты вращения. Остается выяснить, как правильно переключать передачи, то есть в каком порядке и при каких скоростях.
Тронуться с места
Труднее всего тронуть автомобиль с места, нужно преодолеть силу инерции покоя. Первая передача создана, чтобы начать движение. Обороты двигателя в режиме начала движения относительно невелики, примерно полторы тысячи в минуту. Общее правило для всех режимов работы и скоростей заключается в том, что мотор не должен завывать от натуги. Водители транспортных средств, знающие, как правильно переключать передачи, никогда не допускают увеличения скорости вращения выше критической
Итак, нужно выжать до упора сцепление, включить первую, плавно отпустить левую педаль, осторожно нажимая на правую. Поехали!
Вторая, третья, четвертая и, возможно, пятая
Сразу после того, как машина тронулась с места, можно переходить на вторую скорость. Передаточное число у нее тоже большое, поэтому она предназначена для езды на очень крутых подъемах. Быстрее 30 км/ч на ней не поедешь, но начинающему водителю ни на спидометр, ни на тахометр глядеть не нужно, только на дорогу. Слух подскажет, на какой скорости переключать передачи. Если мотор стал работать громче, значит – пора. Третья скорость – разгонная. Чтобы ускорить движение до 40 км/ч, нужно перейти на нее и слегка надавить на акселератор. Достигнув 45-50 км/ч, можно включать четвертую. Если коробка пятискоростная, то, разогнавшись еще немного, можно перейти на самую высокую передачу. Ее назначение – езда по трассе в экономичном режиме.
Переход на пониженную передачу и торможение двигателем
Важно знать и то, как правильно переключать передачи при снижении скорости. Положение «задний ход» недопустимо до тех пор, пока машина полностью не остановится. Переход на меньшую скорость при быстрой езде может привести к поломке зубчатых колес, выходу из строя автомобиля и, как следствие, к большим затратам на ремонт КПП
Если возникает потребность в торможении двигателем, например, в гололед, его нужно производить, плавно переводя скорости, не пропуская при этом ни одной промежуточной передачи
Переход на меньшую скорость при быстрой езде может привести к поломке зубчатых колес, выходу из строя автомобиля и, как следствие, к большим затратам на ремонт КПП. Если возникает потребность в торможении двигателем, например, в гололед, его нужно производить, плавно переводя скорости, не пропуская при этом ни одной промежуточной передачи.
Почувствуйте машину
И последний совет: понять, как правильно переключать передачи в автомобиле, можно. Но лишь наездив не одну сотню километров в сложных условиях городского движения, когда часто приходится трогаться с места, останавливаться, вновь стартовать. С опытом приходит ощущения единства с управляемой машиной, когда каждый «неправильный» звук болезненно отзывается в организме
И неважно, какой марки автомобиль, – и «Жигули», и «Майбахи» любят плавность, но не терпят суетливых резких движений водителя. Так что – практикуйтесь. Удачи!
Удачи!
Освоить переключение скоростей на механической коробке передач, это означает свободно управлять своим автомобилем. Процесс переключения передач должен происходить на уровне рефлексов, только так можно уверенно чувствовать себя за рулем и своевременно реагировать на дорожную ситуацию.