Методы диагностики
При обнаружении прямых или косвенных признаков перед автовладельцем возникает новая задача. Ему необходимо разобраться в том, как проверять прокладку ГБЦ на предмет пробоя.
Всего существует несколько методов. Причём диагностика достаточно простая, и её можно применять в гаражных условиях. Опыт здесь не играет ключевой роли, поскольку с поставленной задачей справятся и начинающими автомобилисты.
Если вам интересно и необходимо знать, как проверить, была ли пробита на двигателе автомобиля прокладка ГБЦ, выполните следующие манипуляции. Любой из представленных методов подходит для получения точного ответа касательно целостности и текущего состояния уплотнителя между блоком и головкой.
- Визуальный осмотр. Наиболее простой вариант, как самому можно определить, что на двигателе пробита или изношена прокладка ГБЦ. Здесь нет определённого и строгого алгоритма действий. Неисправность определяют просто путём визуального наблюдения. Сначала нужно запустить двигатель, открыть капот и присмотреться к области соединения блока и головки. Если через щели выходит даже небольшой объём дыма, проблема есть. Также можете прислушиваться к поведению мотора, который может начать выдавать нехарактерные звенящие звуки.
- Проверка радиатора и расширительного бачка с ОЖ. Ещё обязательно проверяется горловина, с помощью которой в рамках планового ТО заливается новое моторное масло. Метод тоже визуальный. Просто открутите все крышки и внимательно на них посмотрите. Не забудьте заглянуть внутрь бачка. Если жидкость охлаждения проникла в мотор, на крышке маслозаливной горловины, вы увидите характерную рыжую эмульсию. Если масло оказалось в антифризе, тогда маслянистые пятна появятся на крышке радиатора или же расширительного бачка.
- Наблюдение за выхлопной трубой. Запустите двигатель. Можете попросить помощника немного погазовать, чтобы увеличить объём выходящего дыма из выхлопной трубы. Если вы видите на выходе дым белого цвета, фактически являющийся паром, проблема с пробитой прокладкой наверняка есть. При использовании антифриза через трубу обычно выходит дым белого цвета с характерным сладким оттенком. Дополнительно загляните в расширительный бачок с ОЖ. Если уровень постепенно падает, тогда вы вероятно диагностировали пробой прокладки. Хотя признак считается косвенным.
- Проверка наличия выхлопа в системе охлаждения. Чтобы сделать это, можно воспользоваться одним из 2 методов. Первый способ предусматривает откручивание крышки на радиаторе или расширительном бачке. Если внутри наблюдается активное бурление, это плохой признак. Второй метод заключается в применении воздушного шарика или обычного презерватива. Изделие натягивается на горловину бачка, сняв перед этим крышку. Затем запускается двигатель при оборотах около 3-5 тысяч в минуту. Если шарик или презерватив надувается (быстро или медленно), произошла разгерметизация. То есть в ближайшее время потребуется заменить прокладку.
Все методы используются уже не один десяток лет, но продолжают оставаться эффективными, простыми и достаточно точными. Да, вы можете потратить лишние деньги и отправиться на диагностику в автосервис. Но чтобы сэкономить, лучше самому определить неисправность, а далее уже поручить замену мастерам или сделать всё своими руками.
Самостоятельная замена прокладки потенциально сложна и тяжело выполнима без наличия соответствующего опыта и специального инструмента. Также не стоит доверять гаражным СТО, не имеющим лицензии. Тут лучше потратить больше денег, но отдать машину в надёжные руки специалистам, которые предоставят гарантии на выполненную работу.
Появление масляной пленки в системе охлаждения
Это самый редкий вариант пробоя прокладки, так как, как правило, масляный канал уплотняется медной вставкой. И, тем не менее, такой пробой встречается.
Выглядит пробой вот так:
Дело в том, что давление в системе смазки достигает 6 кг/см и естественно оно превосходит давление в системе охлаждения, поэтому масло начинает попадать в антифриз и образуют масляную пленку в расширительном бачке.
Диагностируется такой пробой просто — если вы часто заглядываете под капот и видите в расширительном бачке появление масляной пленки, можно сделать предположение о том, что пробита прокладка ГБЦ.
Конечно, если у вас автомобиль оборудован теплообменником масло — антифриз, или в машине установлена автоматическая коробка перемены передач, необходимо сначала проверить эти узлы, а потом уже проверять на неисправность прокладку головки блока цилиндров.
Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров
Чтобы точно определить пробой ГБЦ, нет необходимости разбирать агрегат или снимать головку. Мотор сам укажет на неисправность появлением некоторых важных симптомов.
Нарушение прокладки между цилиндром и системой охлаждения
В систему охлаждения двигателя входит головка цилиндров. По специальным каналам антифриз циркулирует внутри головки и блока, затем в систему. На пробой между цилиндром и системой охлаждения укажет следующее:
- В картере двигателя существенно возрастёт объем масла из-за попавшего в него тосола. Поступившая в поршневую группу жидкость начнет испаряться, выходить вместе с рециркулируемыми газами. Будет заметно, как выхлопные газы приобретут белый цвет.
Белый дым из выхлопной системы автомобиля с пробитой прокладкой ГБЦ
- Появление масляных пятен в радиаторе или расширительном баке, наличие густой смеси на клапане радиатора. Причина в том, что горючее попало в систему охлаждения.
Все эти признаки можно определить визуально, без необходимости демонтажа головки.
Повреждение прокладки между цилиндрами
Этот пробой определяется по работе двигателя. Появляется нестабильность оборотов, плохой запуск. Компрессионный замер внутри цилиндров поможет узнать причину нестабильной работы мотора. Компрессия в двух, рядом стоящих цилиндрах, будет завышена из-за пробития прокладки между ними.
Повреждение прокладки между цилиндрами
Выход отработанных газов из-под головки блока цилиндров
Этот пробой — следствие перегрева двигателя, неравномерного натяжения гаек, скрепляющих головку и блок. Из-за высокого давления в системе сжатия выхлопные газы будут выходить в месте стыка двух узлов. Это можно определить визуально, обычным осмотром места сочленения головки с блоком.
Появление масла на стыке головки и блока цилиндров
Похожая проблема, но теперь неисправно место прохождения масла по каналу из блока в головку. Высокое давление выбивает масло через неплотно прилегающее место соединения.
Появление масла на стыке головки и блока цилиндров
Другие признаки
Если визуально не удается определить пробитие ГБЦ, значит, она неисправна не по внешнему контуру, а в центральной части. Признаки ухудшения герметичности:
- Двигатель перегревается из-за недостатка тосола в системе, без признаков его утечки.
- Печка недостаточно прогревает салон автомобиля, заметна потеря температуры. Происходит по причине появления стороннего «потребителя» антифриза в системе охлаждения. Тосол уходит еще куда-то.
- Свечи зажигания после демонтажа мокрые. При этом нет запаха бензина. Если свеча высохла, на ней присутствует рыжий или красный налет. Антифриз испарился при воздействии высокой температуры в цилиндре.
- В расширительном баке возникает пар. Эта причина указывает на попадание отработанных газов в тосол.
Пар в расширительном бачке
- На конце выхлопной трубы масляный налет. Указывает на попадание масла в цилиндры.
Масляный налет на конце выхлопной трубы
- При попадании тосола в картер двигателя повышается уровень масла и меняется его состав. Масло приобретает белый оттенок со множеством воздушных пузырей. Так как тосол имеет значительную часть воды в составе, она не смешивается с маслом, но закипает от воздействия температуры и давления.
- Наличие жидкости на конце выхлопной трубы указывает на смешивание антифриза и отработанного газа. Это признак пробоя прокладки между цилиндром и системой охлаждения.
Все эти симптомы можно выявить во время эксплуатации автомобиля. Пробой не может возникнуть сам по себе. После определения симптомов разгерметизации нужно выявить причину пробоя этого элемента двигателя.
Прокладка из металла или паронита — какую выбрать?
однозначно, какую прокладку выбрать: паронит с металлическими или металлическими прокладками, ответить сложно. У каждого из них есть как свои плюсы, так и минусы. Следовательно, прокладка из чистого листового металла прослужит намного дольше (если не последуют какие-либо аварийные ситуации, она может прослужить весь срок службы двигателя автомобиля до капитального ремонта).
Но у него также есть ряд недостатков:
- более высокая цена;
- требуемое высокое качество изготовления (при случайном приобретении некачественной или поддельной прокладки ГБЦ она может очень быстро сломаться);
- высокие требования к прямолинейности и шероховатости стыкуемых поверхностей (при неоднородной поверхности ГБЦ использование металлической прокладки возможно только после предварительной шлифовки, в противном случае возможен выход газа под прокладку).
В свою очередь, резиновая асбестовая (паронитовая) прокладка имеет более низкую цену, менее требовательна к точности изготовления, а также к однородности стыкуемых поверхностей (может использоваться без предварительной шлифовки).
правда, из-за более низкой производительности по сравнению с цельнометаллической прокладкой она также имеет гораздо меньший срок службы, чаще горит, а также более подвержена механическим повреждениям.
Полезное видео
Дополнительную информацию по этой проблеме вы можете почерпнуть из видео ниже:
Доброго времени суток всем друзья! Как вы уже знаете из прошлой записи в моем БЖ, я попал в беду. Я думал, что у меня заблокирован двигатель. Но очень приятно, что не сбылось! Машинка меня удивила на Новый год и Рождество, что есть прогоревшая прокладка головки блока цилиндров.
Сегодня было решено заняться анализом и выяснить, что случилось с моей Ягодкой. На тот момент я еще не знал, что прокладка ГБЦ сломана. Приехали в гараж с iga767, кстати, большое ему спасибо за помощь в разборке двигателя. Потому что я еще немного болею и, как антилопа сайгак, не умею прыгать.
Вытушили свечу зажигания из первого цилиндра и увидели это. На фото внизу свеча зажигания, верхний 1 цилиндр снизу 4. Открутив свечу зажигания, я увидел, что она мокрая.
Потом включил фонарик и увидел это!
Честно говоря, собирался летом поменять прокладку ГБЦ, но это назло ускорило момент.
Увидев это, они начали все фотографировать, чтобы удалить голову. Воздушный фильтр, газовый кабель, любые мешающие трубы. Убрали вход, затем выход. Термостат. Шкив распределительного вала
Кстати, у нас в голове калина, там 2 дырочки для тосола. По карбюраторным моделям такого двигателя идут в коллектор, насколько я понимаю. Потом из одного канала, что ближе к ремню ГРМ, потекла струйка тосола, так как сначала я подумал, что эта проводка плавится.
После удаления всего вышеперечисленного. Начали снимать клапанную крышку, откручиваем то, что фиксирует распредвал. Я не знаю, как это называется. Сняли распредвал, потом сняли толкатели, выкачали масло из колодцев с помощью шприца. Откручиваем винты, которыми ГБЦ крепится к двигателю.
Купили правильный шестигранник на букву G и повезло, что в гараже в качестве пристройки стояла труба. Немного помучившись, открутили все болты. Давайте снимем головы и посмотрим на это.
Маркировка на поршнях (стрелка вверх) С2. Что-то вроде этого. Подскажите, что это значит? Перевозки?
Вот фото насадок. Как вы думаете, стоит их чистить или нет?
Завтра приедет мой знакомый и отец, соответственно, зажмем вентили и посмотрим, шевелится ли у нас голова.
Вот список того, что мне нужно купить. Если чего-то не хватает, скажите, пожалуйста!
-Насадка для удаления следов старой прокладки на блоке-Паста для заточки клапанов– сетка в клапанной крышке или как это толково называется? Соты?
А как выбрать хорошую прокладку ГБЦ или все они одинаковые. Родственники, Калиновский.
Кстати, первые симптомы были еще и тогда, когда я поменял термостат на Грантовский. Путешествуя с ним некоторое время, я открыл крышку РБ, чтобы выпустить воздух. Ну, так или иначе, у меня в системе попал воздух и это было почти постоянно, когда я давал на газ, и да, бульканье слышно в форсунках печки. Я думал, что это воздух, который я ввел в систему. Оказывается, это воздух, который прошел из баллона в СОД. И не так давно тот же человек, с которым они делали машину, повернул машину против меня после смены, потому что он вышел раньше и увидел, что на старте из выхлопной трубы шла сильная кугуар, ясно говоря, что в трубе был антифриз цилиндры. Он говорит, что забыл упомянуть об этом, и сказал это сегодня. Вот такие вещи!
Что ж, пока это все. По мере продвижения ремонта записи будут добавляться в БЖ. Надеюсь быть на колесах к 20. Потому что я боролся с деньгами.
Удачи всем на дорогах и пусть ваши автомобили просто радуют вас!
1200 руб за фотоотчёт
Оплачиваем фотоотчеты по ремонту автомобилей. Заработок от 10 000 руб. / Мес. Пишите:
Обрыв прокладки ГБЦ приводит к неприятным последствиям, таким как перегрев двигателя, неисправность печки, появление выхлопных газов из-под капота автомобиля, появление эмульсии в моторном масле, появление белого цвета дым из выхлопной трубы и некоторые другие. При появлении перечисленных выше симптомов или любого из них следует проверить прокладку ГБЦ. Есть несколько способов сделать это. Далее мы рассмотрим, почему рвется прокладка ГБЦ, к каким последствиям это приводит и что делать, если эта проблема возникла с двигателем вашего автомобиля.
Методы диагностики
При обнаружении прямых или косвенных признаков перед автовладельцем возникает новая задача. Ему необходимо разобраться в том, как проверять прокладку ГБЦ на предмет пробоя.
Всего существует несколько методов. Причём диагностика достаточно простая, и её можно применять в гаражных условиях. Опыт здесь не играет ключевой роли, поскольку с поставленной задачей справятся и начинающими автомобилисты.
Если вам интересно и необходимо знать, как проверить, была ли пробита на двигателе автомобиля прокладка ГБЦ, выполните следующие манипуляции. Любой из представленных методов подходит для получения точного ответа касательно целостности и текущего состояния уплотнителя между блоком и головкой.
- Визуальный осмотр. Наиболее простой вариант, как самому можно определить, что на двигателе пробита или изношена прокладка ГБЦ. Здесь нет определённого и строгого алгоритма действий. Неисправность определяют просто путём визуального наблюдения. Сначала нужно запустить двигатель, открыть капот и присмотреться к области соединения блока и головки. Если через щели выходит даже небольшой объём дыма, проблема есть. Также можете прислушиваться к поведению мотора, который может начать выдавать нехарактерные звенящие звуки.
- Проверка радиатора и расширительного бачка с ОЖ. Ещё обязательно проверяется горловина, с помощью которой в рамках планового ТО заливается новое моторное масло. Метод тоже визуальный. Просто открутите все крышки и внимательно на них посмотрите. Не забудьте заглянуть внутрь бачка. Если жидкость охлаждения проникла в мотор, на крышке маслозаливной горловины, вы увидите характерную рыжую эмульсию. Если масло оказалось в антифризе, тогда маслянистые пятна появятся на крышке радиатора или же расширительного бачка.
- Наблюдение за выхлопной трубой. Запустите двигатель. Можете попросить помощника немного погазовать, чтобы увеличить объём выходящего дыма из выхлопной трубы. Если вы видите на выходе дым белого цвета, фактически являющийся паром, проблема с пробитой прокладкой наверняка есть. При использовании антифриза через трубу обычно выходит дым белого цвета с характерным сладким оттенком. Дополнительно загляните в расширительный бачок с ОЖ. Если уровень постепенно падает, тогда вы вероятно диагностировали пробой прокладки. Хотя признак считается косвенным.
- Проверка наличия выхлопа в системе охлаждения. Чтобы сделать это, можно воспользоваться одним из 2 методов. Первый способ предусматривает откручивание крышки на радиаторе или расширительном бачке. Если внутри наблюдается активное бурление, это плохой признак. Второй метод заключается в применении воздушного шарика или обычного презерватива. Изделие натягивается на горловину бачка, сняв перед этим крышку. Затем запускается двигатель при оборотах около 3-5 тысяч в минуту. Если шарик или презерватив надувается (быстро или медленно), произошла разгерметизация. То есть в ближайшее время потребуется заменить прокладку.
Это интересно: Замена заднего крыла своими руками — ремонт автомобиля ВАЗ 2112
Все методы используются уже не один десяток лет, но продолжают оставаться эффективными, простыми и достаточно точными. Да, вы можете потратить лишние деньги и отправиться на диагностику в автосервис. Но чтобы сэкономить, лучше самому определить неисправность, а далее уже поручить замену мастерам или сделать всё своими руками.
Самостоятельная замена прокладки потенциально сложна и тяжело выполнима без наличия соответствующего опыта и специального инструмента. Также не стоит доверять гаражным СТО, не имеющим лицензии. Тут лучше потратить больше денег, но отдать машину в надёжные руки специалистам, которые предоставят гарантии на выполненную работу.
Причины прогорания прокладки
Причин, почему прогорает прокладка ГБЦ немного, а у нового двигателя всего одна – перегрев. Даже незначительное время работы мотора при температуре выше нормы может стать причиной этой неисправности. В данном случае прокладка может прогореть совсем немного, и неопытные автомобилисты не замечают первые появившиеся симптомы. В процессе дальнейшей эксплуатации прогар увеличивается, и признаки проявляется все сильнее. Из-за того, что многие владельцы машин обращаются к специалистам не после перегрева, а спустя некоторое время эксплуатации, когда неисправность становится явным фактом, они не связывают прогорание прокладки с имевшим место недавним перегревом и требуют от мотористов других объяснений почему прогорела прокладка ГБЦ.
При недостаточном объеме охлаждающей жидкости, можно не заметить незначительный перегрев головки, так как жидкость, циркулируя в системе, успевает охлаждаться в радиаторе, но при этом не успевает отводить тепло в нужном количестве. Приборы в авто показывают температуру охлаждающей жидкости, а не температуру деталей мотора. Таким образом, эксплуатируя машину с недостаточным уровнем тосола можно пропалить прокладку, не поняв, что причиной стал перегрев.
Бывает прогорание из-за некачественной прокладки, но это в большей степени касается двигателей после ремонта. На новых автомобилях это случается крайне редко. Еще на ремонтных моторах причиной подобной неисправности могут стать факторы, связанные с качеством проведенного ремонта:
- неудовлетворительное состояние привалочных поверхностей (плохо очищены остатки старой прокладки, раковины или царапины на плоскостях, деформация головки);
- неправильный момент затяжки болтов ГБЦ;
- нарушен порядок затяжки болтов ГБЦ;
- неправильно подобрана толщина прокладки (на моторах, где они бывают разных размеров).
Важно при заполнении системы охлаждения жидкостью, удалить все «воздушные пробки»! Иначе можно «подпалить» прокладку при первом же запуске мотора
Назначение и строение ГБЦ
Современные автомобили в подавляющем большинстве используют различные виды топлива для совершения работы за счет его сгорания. Воспламенение воздушно-топливной смеси происходит в двигателе внутреннего сгорания.
При детонации топлива в камере сгорания происходит «взрыв» смеси и при этом выделяется газы, которые и толкают поршень к нижней мертвой точке. Чтобы работа двигателя была корректна, все отработавшие газы через выпускной коллектор выводятся в атмосферу. Для этого в конструкции двигателя предусмотрена система газораспределения
Наиболее важной составляющей этого механизма является головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров механизма газораспределения предназначена для обеспечения герметичности между поршнем и поверхностью камеры сгорания двигателя.
В зависимости от конструкции автомобильного двигателя, головки блока цилиндров могут изготавливаться из чугуна или более легкого алюминия. Форму ГБЦ обычно придают путем литья. Конструктивные особенности могут быть различны, но в основном головка содержит такие части, как:
- камеры сгорания;
- клапана (различают впускные и выпускные, в соответствие с их назначением – впускные открывают доступ рабочей смеси из топлива и воздуха в цилиндр, выпускные – осуществляют вентиляцию цилиндра за счет выталкивания поршнем отработавших газов в выпускной коллектор);
- участок газораспределительного механизма;
- рубашка охлаждения;
- отливка для форсунок или свечей зажигания;
- масляные каналы.
Между блоком цилиндров и головкой обычно устанавливается прокладка, которая не допускает прорыва газов из-под камеры сгорания, а также масла и охлаждающей жидкости из каналов, соединяющие ГБЦ и сам блок.
О силах, действующих на ГБЦ во время работы мотора
При работе мотора автомобиля, головка подвергается воздействию высокого давления (за счет такта сжатия в камере сгорания давление может достигать до 15 атмосфер), высокой температуры сгорания смеси (около 550-600 ºС), вибрации со стороны кривошипно-шатунного механизма.
Между блоком цилиндров и головкой устанавливается прокладка, которая имеет определенную толщину – при затягивании болтов крепления головки, эта толщина уменьшается (дает усадку) и ГБЦ плотно прилегает к корпусу двигателя. Но во время затяжки, головка имеет свойство деформироваться на тысячные доли миллиметра, поэтому болты всегда заворачивают в определенном порядке.
Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов
В процессе затягивания болтов в местах их крепления давление на поверхность значительно повышается, что в свою очередь приводит к V- образной деформации «подошвы». При не соблюдении порядка затягивания, а также с не регламентированным моментом (усилием), монтаж головки может привести к прогоранию прокладки в следствии прорыва газов, что поведет за собой более серьезные последствия.
Как правильно выполнить замену прокладки?
Если вы заметили следы перфорированной прокладки ГБЦ ВАЗ 2114 и после осмотра убедитесь, что это действительно так, единственный способ исправить это – заменить прокладку.
Конечно, это можно сделать в автосервисе, но стоимость этой, в общем-то несложной операции, будет довольно высокой. Поэтому вы можете заменить прокладку самостоятельно.
Первое, что для этого нужно сделать, это отключить все устройства и устройства, подключенные к двигателю, снять ремни и т.д. Не лишним будет записать все, что было снято (чтобы потом было ничего «лишнего»).
Затем нужно открутить болты крепления головки.
Для этого сначала очищаем их от грязи, ржавчины и технических жидкостей, а затем поочередно откручиваем (сначала нужно немного повернуть каждый из болтов и только после проведения этой процедуры со всеми болтами откручиваем их полностью).
Далее разбираем изношенную прокладку и на ее место устанавливаем новую (в этом случае нужно ориентироваться на втулки и выступы – они помогут установить прокладку в правильном положении, без неровностей и перекосов).
Когда установлена новая прокладка, остается только заново соединить все агрегаты, после чего закрепить ГБЦ болтами.
Следует учесть, что это не следует делать «на глаз»: это приведет к очень быстрому износу прокладки и ее придется менять заново. По этой причине болты затягиваются только динамометрическим ключом и только на количество, указанное в паспорте.
Выводы
Пробой может принести автовладельцу немало проблем
Важно точно выявить симптомы и устранить причину их появления. С этой задачей способен справиться человек с техническими навыками
Дилетант только усложнит ситуацию.
Приведем типичный пример. У вас нет динамометрического ключа. Поэтому закрутили болты на глаз. В результате пережима уплотнитель сплющился. Появился зазор. Придется повторно снимать головку и менять прокладку на новую.
У сотрудников автосервиса есть все необходимое оборудование. Они выполнят профессиональную диагностику, заменят уплотнитель и сделают это качественно. Эта проблема не будет беспокоить вас несколько лет.