Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора?

Выбор пуско-зарядного устройства

Для водителей автомобилей, не отсоединяющих батарею от сети, целесообразно приобрести зарядно-предпусковые устройства. Их особенностью является то, что можно подзаряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля. Но такой прибор не способен запустить мотор на машине, когда его только что подключили в сеть. Если нужен прибор, который может, как произвести зарядку батареи, так и запустить двигатель автомобиля сразу после его подключения к автомобилю, профессионалы рекомендуют купить пуско-зарядный прибор.

Виды пуско-зарядных устройств

Условно такие устройства для автомобиля разделяют на три вида, учитывая их параметры:

  • Профессиональные пусковые приборы.
  • Бытовые устройства.
  • Комбинированные модели.

Бытовые модели для пуска мотора можно применять только в условиях гаража. Обычно такие модели рассчитаны на функционирование с сетью машины на 12 В. Также существуют приборы, действующие в интервале напряжений от 6 до 12 В. Такими устройствами можно подзаряжать батарею, заводить не только мотор машины, но и мотоцикла, у которого бортовая сеть имеет 6 В. Профессиональные устройства заряда и пуска мотора способны работать с напряжением от 12 до 24 В.

Эти приборы могут запускать двигатель легковых машин, а также коммерческого транспорта, у которого напряжение по номиналу равно 24 В. Иногда можно найти приборы, работающие в интервале от 6 до 36 В.

Интересным решением стал комбинированный пуско-зарядный аппарат. При тщательном рассмотрении этот прибор является инверторным сварочным аппаратом, у которого существует возможность настройки переключения тока выхода, подходящего для функционирования с бортовой сетью и батареей машины. Это устройство имеет несколько разных функций, и сложное по своей конструкции.

Разновидности ЗУ

Существуют зарядные и пуско-зарядные устройства для автомобильного аккумулятора. Зарядные производят лишь зарядку аккумулятора, но некоторые модели могут еще и поддерживать ее.
Пуско-зарядные осуществляют 2 функции – заряжают АКБ и производят запуск двигателя, что очень удобно, когда автомобиль необходимо срочно завести, а времени заряжать, полностью севший аккумулятор, нет. Пусковое устройство выдает требуемый для запуска ток, который в несколько раз превышает его значение в обычном зарядном устройстве. Так как пуско-зарядные устройства выдают большой ток, т.е. имеют большую мощность, то такие устройства имеют больший вес, габариты и, естественно, стоимость.

Популярностью у российских автолюбителей пользуется автоматическое пуско-зарядное устройство Орион PW 700.

Пуско-зарядное устройство Орион PW700 (цена около 2700 руб)

Более подробно о пуско-зарядных устройствах рассказано в видео. В ролике используется BlueWeld Imperial 150.

«Зарядники» бывают импульсного и трансформаторного типов. Трансформаторные имеют большие размеры и вес, так как они снабжены массивным трансформатором и выпрямителем, который преобразовывает поступающий от сети переменный ток в постоянный.

Импульсные зарядные устройства более удобны и просты в использовании. Они работают за счет высокочастотного преобразователя напряжения (инвертора). Помимо компактных размеров и более низкой стоимости, они могут оснащаться дополнительными защитными механизмами. К примеру, индикация короткого замыкания (КЗ) показывает, когда неправильно выполнено подсоединение клемм. Одним словом данное устройство настолько автоматизировано, что даже новичок в этом деле не сможет навредить аккумуляторной батарее.

Импульсное зарядное устройство Орион PW 256. Оснащено амперметром и регулятором уровня тока (цена около 1300 рублей)

Импульсное зарядное устройство имеет и существенный недостаток – если оно выйдет из строя, починить его собственными силами вряд ли получится. Скорее всего, придется покупать новое или отдавать на ремонт специалисту.

Если автовладелец сталкивается с зарядкой АКБ не очень часто и отдает предпочтение функциональности и простоте использования, то наиболее приемлемым вариантом будет автоматическое зарядное устройство. При переполюсовке, замыкании клемм оно выбивает ошибку и не производит заряд, что позволяет защитить аккумулятор от поломки.

Если ЗУ будет применяться для зарядки различных по мощности АКБ, то оно должно быть оснащено встроенным амперметром и возможностью регулировки зарядного тока. К таким ЗУ относятся тиристорные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, которые представляют собой устройства на основе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности с электроуправлением зарядным током.
Зарядный ток таких ЗУ очень близок к импульсному, что способствует продлению «жизни» АКБ, и регулируется в пределах 0-10 А. Также их можно использовать в качестве источников питания для низковольтных паяльников, переносных ламп, вулканизаторов.

Тиристорные зарядные по необходимости можно дополнить разнообразным функционалом – автоматическое отключение после полной зарядки батареи, сигнализирование о переполюсовке или замыкании клемм и многое другое.

Импульсное или трансформаторное

Сейчас существует всего два типа «зарядников»:

  • Трансформаторное
  • Импульсное

Трансформаторные это устаревшие модели, которые основаны (как понятно из названия) на «трасформаторах». Они громоздкие, тяжелые и сейчас практически не выпускаются. Плюсами этих моделей можно назвать надежность и отказоустойчивость.

Импульсные модели – намного легче и компактнее, и что самое важное они дешевле, сейчас просто наводнили рынок. С развитием технологий они также стали достаточно стабильными и отказоустойчивыми

Лично я вам рекомендую брать именно импульсные варианты, зачастую весят в 3 – 4 раза меньше чем оппонент, стоят до двух раз дешевле.

Необслуживаемые аккумуляторы

Главное отличие необслуживаемых аккумуляторов заключается в отсутствии доступа к банкам. Решение убрать отверстия появилось вместе с началом выпуска кальциевых батарей, где расход воды сведен к минимуму. Следовательно, автовладельцу не требуется заглядывать в АКБ, для проверки уровня электролита и его восполнения.

Отсутствие доступа к банкам, вызывает ряд неудобств. Прежде всего, нет возможность проверить степень заряженности батареи, измерив плотность электролита. Напряжение на клеммах дает лишь приблизительное значение, которое зависит от многих факторов и не может считаться объективным. А встроенный гидрометр проводит измерения только в одной банке и часто выдает неправильные показания.

Второе неудобство связано с периодическим возникновением необходимости добавления дистиллированной воды.

Выбирая необслуживаемый аккумулятор, важно учитывать, что для нормальной эксплуатации потребуется исключить перепады напряжения бортовой сети (должна выдавать 13,9-14,4В) и утечки тока, следить за работой генератора и регулятора

Надеемся, что представленные в статье рекомендации помогут с выбором зарядного устройства для аккумулятора

Подбирая модель, важно обращать внимание на ее тип, для какого напряжения и емкости батареи подходит, есть ли контроль за уровнем заряда. Остальные функции упрощают процесс, но не являются основными – даже при их отсутствии удастся без проблем восполнить емкость АКБ

В чём и как измеряется емкость аккумулятора?

Как выбрать пуско-зарядное устройство для аккумулятора автомобиля?

Что такое внешний аккумулятор для телефона и какой лучше выбрать?

Проверка электрических параметров автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра

Как выбрать источник бесперебойного питания для газового котла?

Как выбрать бесперебойник для газового котла?

Зарядное устройство СТЕК MXS 5.0 Polar

С учетом географического положения нашей страны наличие приборов, способных работать в условиях низких температур, вполне оправдано. Диапазон температур, заявленный заводом изготовителем зарядного устройства СТЕК MXS 5.0 Polar составляет –30°С…+50°C. Соответственно, испытания проводились в специальной камере. В результате эксперимента установлено, что вольтамперная характеристика полностью соответствует номинальным значениям.

Глубоко разряженная батарея с низкой плотностью электролита и ярко выраженными признаками сульфатизации пластин была восстановлена до рабочих параметров в течение установленного времени. В процессе осмотра выявлено, что провода и кабели имеют прочную резиновую изоляцию, которая сохраняет эластичность при экстремально низких температурах. Восьмиступенчатая программа заряда батареи отработана полностью.

Выводы экспертов: данное устройство полностью отвечает всем параметрам, что были заявлены заводом-изготовителем. В процессе его работы произошло восстановление емкости разряженной батареи до номинальных значений и десульфатизация пластин. Зарядное устройство СТЕК — 5.0 polar может быть рекомендовано для использования по назначению, в том числе и в районах Крайнего Севера.

Лучшие автоматические зарядные устройства

Вымпел-27 2045

Эта модель производится в городе Санкт-Петербурге. Устройство предназначено для автомобильных аккумуляторов 12 В. Применяется для всех типов батарей. На цифровом дисплее происходит контроль заряда по напряжению и току. Есть возможность ручного регулирования тока заряда от 0,4 до 7 А постоянного напряжения. Устройство не имеет функции быстрого заряда.

Комплектуется следующими защитами:

  • от переполюсовки;
  • от КЗ;
  • от перегрева.

Вымпел-27 2045

Достоинства

К достоинствам относится следующее:

  • компактные размеры;
  • простое управление устройством;
  • токовый диапазон позволяет заряжать все виды батарей 12 В;
  • индикация информирует о срабатывании защиты.

К минусам устройства относятся следующие характеристики:

  • корпус выполнен из некачественного пластика;
  • провода короткие — доставляют неудобства;
  • комплектующие ненадежные.
РегионСтоимость, руб.Фирма
Москваот 1575«ОРИОН СПБ»
Челябинскот 1680«ОРИОН СПБ»
Краснодарот 1740«ОРИОН СПБ»

Bosch C3

Данная модель является универсальной как для кислотных, так и для гелевых батарей 12 и 24 В. Bosch C3 способен емкостью до 200 А/ч. Благодаря световой индикации можно отслеживать процесс подзаряда. Эта автозарядка имеет защиты от КЗ и от переполюсовки, которые обеспечивают безопасный ток всех типов аккумуляторов.

Достоинства

Данная модель обладает следующими преимуществами:

  • простота использования;
  • возможность заряда после полного разряда батареи.

В модели Bosch C3 отсутствуют недостатки.

РегионСтоимость, руб.
Москваот 1780
Челябинскот 1860
Краснодарот 1979

QUATTRO ELEMENTI i-Charge 10 771-152

Этот прибор является универсальным. Он работает только в автоматическом режиме. Управляющим органом служит микропроцессор, который регулирует ток и напряжение. На лицевой стороне установлен АКБ. После зарядки прибор автоматически отключается.

QUATTRO ELEMENTI i-Charge 10 771-152

Достоинства

К достоинствам относятся следующие характеристики:

  • лоток для хранения проводов;
  • способен заряжать все виды аккумуляторов в автоматическом режиме;
  • потребляемая мощность экономичная.

К недостаткам относится только дороговизна прибора.

РегионСтоимость, руб.
Москваот 3045
Челябинскот 3200
Краснодарот 3347

SMART-POWER SP-25N Professional

Данная модель является универсальной как на 12 вольт, так и на 24. Имеет автоматический режим заряда. При подключении к батарее прибор производит диагностику. Если аккумулятор быстро берет заряд, тогда автоматически включается режим десульфатации.

SMART-POWER SP-25N Professional

Достоинства

К достоинствам SMART-POWER SP-25N Professional относятся следующие параметры:

  • автоматический запуск устройства при подключении батареи;
  • позволяет заряжать все виды батарей авто и мототехники;
  • влагостойкий компактный корпус.

Выбор оптимального зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Если автовладельца интересует выбор качественного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, он должен знать о перечне требований, которому должно соответствовать приобретаемое приспособление.

Предназначение зарядного устройства кроется в необходимости обеспечить самый эффективный режим зарядки, который может быть создан с момента подключения агрегата к сети до того времени, когда питание будет прервано. Иными словами, подзарядка служит своеобразным посредником, обеспечивающим правильное напряжение, в автоматическом режиме меняя силу проходящего тока, который напрямую зависит от того, насколько процентов заряжена батарея устройства. Рассмотрим три способа зарядки автомобильной аккумуляторной батареи.

Если выбрать современное зарядное устройство, которое обеспечит постоянство тока, то у владельца такого приспособления будет агрегат, способный обеспечивать одинаковое напряжение в процессе всей зарядки. Среди прочих минусов такого приспособления стоит отметить не самые хорошие условия, в которых работает аккумулятор, ввиду чего последний подвержен искусственному «старению». Главное достоинство зарядного устройства с постоянным током заключается в более быстрой зарядке автомобильного аккумулятора.

Выбор второго типа зарядника для автомобильного аккумулятора обеспечивает постоянство напряжения. Принцип работы такого агрегата идентичен ранее описанному устройству, единственное отличие кроется в определённой величине напряжения. В связи с этим, зарядник с постоянным напряжением обладает идентичными недостатками — он передаёт слишком интенсивный заряд в начале процесса заполнения батареи и недостаточно мощный в конце.

Третий тип зарядных устройств является универсальным агрегатом, если быть точнее, то комбинированным. Он представляет собой совокупность двух предыдущих методов. Изначально автомобильный аккумулятор заряжается с постоянным током, а, ближе к завершению процесса, — со стабильным напряжением. Эксперты называют этот тип зарядного устройства оптимальным, правда, он самый сложный относительно реализации. Комбинированные зарядники для автомобильных аккумуляторов самые стабильные и качественные.

Любой аккумулятор можно зарядить по-разному, иными словами, зарядка будет зависеть от скорости, равной силе тока, проходящей непосредственно через саму батарею. Однако, самые быстрые зарядные устройства, в которых реализован процесс увеличения тока,вместе с ускорением процесса зарядки в несколько раз увеличивают старение самого аккумулятора. Увеличить срок службы АКБ можно посредством правильной зарядки, которую может обеспечить номинальный ток.

Процесс подзарядки автомобильного аккумулятора

На деле номинальным током является такая величина,которая не превышает 10% ёмкости батареи. На каждом аккумуляторе есть подобная надпись — 0,1 С20, которая указывает на номинальный ток С20, полностью заряжающий аккумулятор за определённое количество часов.

Например, подзаряжать сотовый телефон рекомендовано 2–4 часа до полного заряда (отметка 100%), что благотворно скажется на работоспособности девайса. В отличие от этого, зарядник для автомобильного аккумулятора должен находиться в сети порядка 12–14 часов, благодаря чему батарея «медленно, но верно» наполнится до требуемого предела.

Многие автовладельцы стараются не покупать дополнительный агрегат в виде зарядника для аккумулятора, полностью полагаясь на автомобильный генератор, обладающий свойствами пуско-зарядного устройства. Однако, как показывает практика, иногда случается такое, что при возросшей на бортсеть нагрузке, генератор не способен «выдать»необходимую мощность, в результате чего недостающий заряд обеспечивает резерв АКБ. Из аккумулятора может быть задействована как сотая доля заряда, так и полная батарея, — всё зависит от ситуации и появившегося дефицита. Наверняка, хотя бы единожды, каждый автовладелец сталкивался с проблемой полностью разряженного аккумулятора, который наутро оказался пустым из-за включённых габаритов или замыкания. Своевременно приобретённое зарядное устройство в таких случаях становится незаменимым помощником.

Защита от КЗ

Короткое замыкание – это всегда катастрофа, и чтобы этого не случилось во время зарядки батареи (например, по причине падения на батарею металлического предмета или из-за скачка напряжения в сети), ЗУ оснащают и этой функцией.

Такая защита реализуется с использованием схемы, мгновенно размыкающей цепь заряда при возникновении признаков короткого замыкания. Физически это либо реле, либо автоматические выключатели (аналогичные тем, что стоят на домашнем электрощитке). Поскольку реле характеризуются запаздыванием со срабатыванием, предпочтительнее выбирать схемы с автовыключателем.

Какое зарядное устройство выбрать

Выбор оборудования осуществляется на основе технических параметров аккумулятора, установленного на автомобиле. Рекомендуется ознакомиться с дополнительными режимами, которые поддерживаются зарядными блоками. Если владельцу не требуются функции десульфатации и ускоренной зарядки, то можно снизить затраты, приобретя оборудование с упрощенной конструкцией.

Выбор аккумулятора.

Напряжение аккумулятора 6, 12, 24 В

Применяемые на автомашинах источники постоянного тока разделяются на 3 категории по значению напряжения на клеммах:

  1. Батареи 6 В используются на части автомобилей и мотоциклов, выпущенных до начала 50-х гг. прошлого столетия. Источники питания с пониженным до 6 В напряжением ограничено встречаются на моторных лодках и малогабаритной сельскохозяйственной технике.
  2. Аккумуляторы 12 В стандартно применяются на легковых автомобилях.
  3. Источники питания 24 В собираются из 2 стандартных батарей, соединенных по последовательной схеме. Конструкция используется на грузовой технике и автобусах для упрощения процедуры запуска силового агрегата.

Тип заряжаемой батареи

На автомобилях используются свинцово-кислотные источники нескольких разновидностей:

  • сурьмянистый и малосурьмянистый аккумуляторы, требующие постоянного контроля уровня электролита;
  • изделия кальциевого типа, обладающие пониженным расходом воды и уменьшенным саморазрядом;
  • гибридные батареи, не допускающие скачков напряжения в цепи зарядки;
  • устройства AGM и GEL (с загущенным электролитом), требующие применения специального зарядного оборудования.

Схема AGM аккумулятора.

Подбираем емкость аккумулятора

При выборе модели зарядного устройства учитывается емкость источника постоянного тока, установленного на машине. Рабочие характеристики блока должны превышать емкость батареи на 15-20%, что обеспечивает усиленную надежность при работе. Рекомендуется приобретать зарядку с увеличенным запасом, что позволит заряжать батареи повышенной емкости.

Какой должен быть ток заряда

При зарядке стандартных кислотных батарей ток в цепи зарядки составляет 10% от значения емкости источника постоянного тока. Рекомендуется приобретать оборудование с запасом мощности, позволяющее заряжать батареи с увеличенной емкостью. Применение зарядных блоков с увеличенной мощностью позволяет снизить нагрузку на преобразователь напряжения и выпрямительный модуль, что положительно влияет на надежность оборудования.

Контроль за уровнем заряда

Блок автоматического контроля обеспечивает автоматизацию процесса зарядки, владельцу не требуется присутствовать рядом с оборудованием и вручную корректировать параметры тока или напряжения.

При коммутации разряженного аккумулятора на клеммы подается ток с повышенным значением, которое затем плавно снижается. После достижения требуемого значения напряжения зарядка автоматически прекращается, что позволяет избежать перезарядки и разрушения электродов батареи.

Калибр УЗ-20А.

Нужен ли такой прибор?

Обычная проблема, с которой иногда сталкивается владелец автомобиля в холодную снежную зиму, это севшая аккумуляторная, батарея. Обычно такой случай возникает, если мощности батареи не хватает для работы стартера. Обычно к такому обстоятельству приводит неполная зарядка генератором аккумулятора из-за частого подключения отопления салона, габаритных фонарей, освещения, фар.

Также при отрицательных температурах масло становится густым, уменьшается энергия отдачи аккумуляторной батареи, поэтому вероятность разряда источника питания в самый неподходящий момент становится очень большой. Если батарее более трех лет, то наиболее надежным вариантом сделать вождение машины безопасным, является покупка зарядного устройства.

По каким критериям нужно подбирать аппарат

Здесь многое зависит от характеристик транспортного средства и имеющихся навыков автолюбителя. Часто производитель авто указывает в спецификации к ТС подходящее для обслуживания оборудование, в том числе разновидности зарядных устройств.

Автомат или нет

Те, кто привык полностью контролировать процесс зарядки категорически не приемлют полностью автоматические устройства. Такой подход оправдан сохранением эксплуатационных качеств АКБ. Дело в том, что автоматические режимы – это усреднённые значения, тогда как производитель ТС может рекомендовать другие параметры тока и напряжения.

Оптимальный вариант – полуавтоматические устройства, где есть возможность подогнать ключевые показатели под необходимую норму. В продаже встречаются специализированные ЗУ для каких-то конкретных аккумуляторов.

Выбор автоматического ЗУ в бюджетном секторе чреват быстрым износом АКБ. Хорошее оборудование, способное грамотно автоматизировать процесс зарядки можно найти только в премиальном секторе, реже в среднебюджетном.

Выбор по режимам работы

При выборе ЗУ следует обратить внимание на два наиболее полезных режима – десульфатация и быстрая зарядка (Boost). Другой продвинутый функционал, вроде возможности подпитки сразу нескольких АКБ будет попросту лишним для рядового автолюбителя

Режим десульфатации

От жары и холода, а также полного разряда на пластинах в аккумуляторе образуются агрессивные сульфаты, что приводит к падению плотности электролита, равно как и быстрому выходу из строя АКБ. В запущенных случаях батарея теряет до 80% своей ёмкости.

При включённом режим десульфатации батарея заметно дольше заряжается, но при этом пластины будут очищены от посторонних окисей. Таким образом можно вернуть былую ёмкость АКБ.

Быстрая зарядка

Это экстренная мера, но иногда вынужденная. Режим Boost позволяет быстро подпитать АКБ: на батарею подаётся увеличенный сверх нормы ток. Как правило, 15-20 минут в таком режиме хватает для запуска двигателя. Но злоупотреблять этой функцией нельзя, иначе ресурс АКБ будет резко снижаться.

Выбор по силе тока и пуска

Здесь необходимо учитывать характеристики АКБ, указанные в спецификации. Оптимальные параметры рассчитываются с оглядкой на ёмкость батареи. Ток должен быть равен 0,1 * Х, где Х – это максимальная ёмкость АКБ.

К примеру, имеется батарея на 55 А*ч. Для неё подойдёт зарядное устройство с отдачей тока в 5,5 ампер. Можно приобрести оборудование с меньшими показателями, что чревато увеличением времени подпитки. Тогда как большие значения, используемые при экстренном пуске, снижают ресурс АКБ.

Подведение итогов

От правильного выбора зарядки для аккумулятора во многом зависит срок службы автомобильной батареи.

И, учитывая, что широкий ассортимент таких приборов на современном рынке позволяет легко найти любое оборудование, стоит потратить некоторое время на сравнение характеристик различных моделей.

Хотя, если заряжать требуется батарею не автобуса, грузовика или мотоцикла, а обычного легкового автомобиля, можно выбрать практически любую модель, ориентируясь на цену и отзывы о ней, которые можно легко найти в сети.

Видеообзор нескольких зарядных устройств из материала:

https://youtube.com/watch?v=sXkdB7ofWuE

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий