Норма компрессии в бензиновом и дизельном двигателе
Важно помнить, что компрессия не должна быть ниже нормы. Низкие показатели приводят к следующим негативным последствиям:
- Увеличение давления картерных газов;
- Ускоренное загрязнение камеры сгорания, увеличение токсичности;
- Повышенный расход топлива;
- Существенное увеличение расхода масла.
Какова норма этой характеристики? Для определения нормы давления в цилиндрах различных силовых агрегатов существует следующая формула: степень сжатия, указанная производителем в документации авто, умножается на коэффициент, который для бензиновых силовых агрегатов равен 1,2-1,3. Цифра от 7 до 12 атмосфер считается нормальной.
Компрессия в дизельном двигателе значительно выше, следовательно, и границы нормы будут другие. Для дизеля допустима компрессия от 25 до 33 кг/см2. Разница между двумя различными цилиндрами не должна превышать трёх атмосфер. Повысить этот показатель, хоть и временно, можно за счет использования различных присадок. Но также стоит понимать, что слишком низкие показатели свидетельствуют о том, что двигатель нуждается в ремонте. Чаще всего замене подлежат гильзы. Существенно увеличивает износ этих составляющих дизтопливо неприемлемого качества.
Проверка компрессии в цилиндрах
После установки компрессометра можно переходить к выполнению проверки.
- Перед тем как мерить компрессию в двигателе, попросите помощника провернуть ДВС, поворачивая ключ зажигания в салоне автомобиля. Вы увидите, как на манометре будет расти давление и после нескольких импульсов сжатия оно достигнет максимальной точки.
- Запишите цифру, напротив которой остановилась стрелка компрессометра.
- Сбросьте давление на приборе с помощью специального клапана (стрелка манометра опустится до нуля); отсоедините компрессометр и подключите к следующему цилиндру.
- Повторите шаги №1-№3 для каждого из оставшихся цилиндров.
- Сравните полученные результаты с минимальными и максимальными значениями, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Как замерить компрессию двигателя
Необходимо заранее ознакомиться с тем, как измерить компрессию двигателя наиболее эффективно.
Для выполнения замеров используется компрессометр, состоящий из манометра, обратного клапана и соединительной трубки или шланга. Компрессометр может иметь на конце либо резиновый уплотнительный наконечник (в виде конуса), либо резьбовой переходник.
До того, как померить компрессию в двигателе нужно выполнить нескольких условий:
- мотор должен быть «теплым»;
- зазоры клапанов в норме;
- все свечи зажигания вывернуты;
- снята подача топлива;
- батарея полностью заряжена.
При этом нужно учитывать, как мерить компрессию в двигателе наиболее точно. Так замерять компрессию для более объективной картины неисправностей, необходимо и при открытой и закрытой заслонке дросселя. При этом смогут проявиться различные неисправности, определить которые можно лишь при определенном положение дросселя. При закрытой заслонке поступление воздуха минимально и значение компрессии незначительное (порядка 6- 8 кг/см2). При этом малы и утечки воздуха, что дает возможность их определить по резкому сбросу давления.
Когда заслонка открыта, то увеличивается количество воздуха в цилиндре, при этом увеличиваются данные компрессии, но утечки становятся гораздо меньше подачи воздуха. Поэтому иногда даже при наличии дефектов компрессия не успеет упасть ниже допустимого значения (скажем, до 8-9 кг/см2 у бензиновых моторов).
Так полностью открытый дроссель при замерах позволяет определить прогоревший поршень или клапан, наличие задиров на стенках цилиндра, а также закоксованность колец в канавках поршня.
При закрытом дросселе величина компрессии поможет определить неплотную посадку клапанов или их зависание в направляющих головки блока, а также и износ профиля кулачков распредвала или их дефект.
При этом стоит учитывать и интенсивность роста давления в компрессометре. Так если давление при первом скачке показывает 3-4 кг/см2, а затем резко поднимается, то это «говорит» об износе поршневых колец. В этом можно убедиться залив в проверяемый цилиндр около 100 г моторного масла, и компрессия сразу же поднимется, благодаря искусственному уплотнению цилиндра маслом.
Когда же при первых тактах прокрутки давление поднимается до 7-9 кг/см2, а затем практически не увеличивается, то это «говорит» о присутствии утечек (трещины в головке блока, клапана, прокладка и пр.).
На СТО с серьезным оборудованием сегодня есть современные мотортестеры, благодаря которым можно без выкручивания свечей моментально определить компрессию.
Метод мотортестера основан на снятии показаний тока потребляемого стартером в момент прокручивания коленвала. Это позволяет получить показание компрессии сразу всех цилиндров буквально за 10-15 с прокручивания стартера, что особенно удобно на многоцилиндровых двигателях, где снятие свечей очень долгая и дорогостоящая процедура. Минусом данного метода является то, что он дает лишь относительное значение компрессии (в % к лучшему цилиндру по показаниям).
Для дизелей параметры измерения компрессии несколько иные. Так как в цилиндрах дизельного двигателя гораздо большее давление, то и на величину компрессии более сильное влияние оказывает наличие различных неисправностей. Поэтому для ремонта дизелей в аннотациях всегда указывается минимальный порог компрессии и если при проверке он ниже этих данных , то в двигателе 100% имеется неисправность. Это может быть дефект либо цилиндропоршневой группы или клапанов.
Замер компрессии: без компрессометра или при помощи спецоборудования
Итак, на практике активно используются всего два способа, которые позволяют делать замеры компрессии:
- при помощи компрессометра;
- замер компрессии от руки;
Естественно, наличие прибора позволяет получить наиболее точные показания, однако в экстренных случаях или для получения приблизительных оценочных результатов также практикуется решение замерить компрессию вручную.
Сразу отметим, чтобы мерить компрессию без приборов, потребуются определенные навыки и знания, при этом больших сложностей операция не представляет, причем даже для начинающих автолюбителей.
- Для начала нужно выкрутить свечи зажигания, оставив только свечу в первом цилиндре.
- Затем коленвал нужно провернуть так, чтобы поршень в первом цилиндре оказался в конце такта сжатия.
- Чтобы точно определить, что поршень находится в правильном положении, нужно сверяться с метками.
- Далее следует приблизительно запомнить, с каким усилием проворачивался коленвал от руки.
- После этого вкручивается свеча во второй цилиндр и так далее.
Основная задача — выявить проблемный цилиндр, когда после вкручивания свечи коленчатый вал вращался наиболее легко (с наименьшим усилием). Другими словами, если компрессия понижена в одном цилиндре, тогда усилия, которые нужно приложить для прокручивания коленвала, будут меньше по сравнению с проверкой компрессии других цилиндров.
Отметим, что хотя способ достаточно примитивный, однако в ряде случаев даже он позволяет получить общее представление и выявить неполадку в том или ином цилиндре двигателя. Более точные измерения можно выполнить только при помощи компрессометра.
Прежде всего, нужно изучить техническую документацию применительно к конкретному типу установленного на машине ДВС.
Определив конкретное значение компрессии для двигателя, необходимо запустить мотор и прогреть его до выхода на рабочую температуру (происходит включение вентилятора охлаждения).
Затем аккуратно выкручиваются свечи зажигания
Далее необходимо пригласить помощника, который будет выжимать педаль газа (важное условие при замерах компрессии) и прокручивать двигатель стартером.
Если говорить о приборе, компрессометр имеет особый наконечник, который плотно вставляется в свечное отверстие.
После этого двигатель прокручивается стартером около 3-4 сек. Еще важно учесть, что мерить компрессию нужно при условии того, что АКБ заряжена и сам стартер полностью исправен. Дело в том, что недостаточная частота вращения коленвала может привести к заметному снижению показателей, однако это не будет означать, что в двигателе настолько сильно упала компрессия.
Затем, когда показания были получены, их нужно сравнить с номинальными для конкретного двигателя.
Дело в том, что недостаточная частота вращения коленвала может привести к заметному снижению показателей, однако это не будет означать, что в двигателе настолько сильно упала компрессия.
Затем, когда показания были получены, их нужно сравнить с номинальными для конкретного двигателя.
Еще добавим, что разница показаний компрессии по всем цилиндрам (разброс данных) не должна быть больше 1/10 от самого максимального показателя. Это значит, что если в каком-либо цилиндре компрессия упала на 15-20% сравнительно с остальными, тогда высока вероятность того, что изношен поршень и поршневые кольца, произошло повреждение клапанов ГРМ и т.д.
Сейчас читают
Также важно понимать, что дальше продолжительно эксплуатировать двигатель, в котором компрессия снижена в одном или нескольких цилиндрах, не рекомендуется. Дело в том, что детали в этом цилиндре будут еще больше изнашиваться, сам двигатель будет сильнее вибрировать и работать нестабильно, несгоревшее топливо в избытке стечет в масляный поддон, что вызовет разжижение масла, тем самым усилит общий износ ДВС и т.д
Какая компрессия в дизельном двигателе
Принцип работы дизельных силовых агрегатов основан на воспламенении топливной смеси в цилиндрах под высоким давлением. В отличие от бензинового мотора в дизеле отсутствует система искроподачи с помощью наконечников электродов на свечах: обогащённая кислородом смесь подаётся в камеру сгорания, где высокая температура образуется в процессе сжатия. Вместо образования электрической искры дополнительный предпусковой нагрев обеспечивают свечи накаливания.
Основной параметр для диагностики состояния дизельного двигателя– компрессия, от которой зависит мощность и стабильная работа механизмов цилиндропоршневой группы.
Что нужно делать?
Первым делом устанавливаем авто под горку, в принципе, неважно какой там будет угол, достаточно и десяти-пятнадцати градусов. Самое главное – чтобы машина легко катилась, но сильно крутой спуск выбирать не нужно, результаты проверки могут быть неправильными
Как проверяется?
Остановили автомобиль на спуске, включили вторую передачу, отпустили сцепление и ручник. Засекаем время. Через какое-то время компрессия натягивается, сжатие с цилиндров уходит, машина при этом, конечно, не заведена.
Ждем, через какое-то время будет такой вот провал – ОП, все, машина пошла, ОП, до следующего цилиндра, встала. Замеряем временной интервал между этими провалами
. Через время компрессия натянулась, машина опять пошла. И так нужно замерять время четыре раза – если, конечно, у вас четырехцилиндровый двигатель.
Если это расстояние равное, допускается плюс-минус 10 секунд, то все в норме. Если же какой-то интервал оказался меньшим, то выходите из машины, открываете капот, открываете трамблер (если машина карбюраторная) и смотрите – где стоит бегунок, на каком цилиндре идет сжатие (в инжекторе нужно смотреть по меткам ГРМ).
Теперь садитесь в машину, и делаете то же самое, только по порядку зажигания, например – первый и третий, четвертый и второй. В результате вы точно узнаете, в каком цилиндре слабая компрессия.
Как проверить компрессию двигателя
Все слесари авторемонтники, бывалые и опытные автолюбители сразу скажут, что они это и так знают, как проверить компрессию двигателя без приборов, но как показывает практика, большинство начинающих автолюбителей об этом способе не знают. Данный способ рабочий как для ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 и других, так и для иномарок, как в нашем случае Опель Астра.
В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о том, как не измерять, а проверить наличие компрессии в двигателе автомобиля в домашних условиях или без компрессометра. Сразу необходимо отметить, что способ не 100%. Мы будем проверять наличие компрессии в цилиндрах с помощью тряпки. Этот способ, как уже говорилось ранее, не 100%, но все же общую картинку о том, есть ли компрессия в двигателе — вы получите.
Смысл метода заключается в следующем. Если компрессия в цилиндре есть, то засунув салфетку в шахту свечи, и покрутив двигатель, по тому, как будет себя эта салфетка вести, есть ли компрессия в двигателе. Если компрессии нет, то салфетка вывалится или останется на месте. А если компрессия есть, то получится следующее. Засовываем салфетку в шахту свечи. Предварительно плотно скомкав.
Отходим от головки цилиндра. Специально обученного человека садим за руль и заставляем завести двигатель. Наблюдаем что произойдет, когда в автомобиле есть компрессия. Салфетка вылетела с нереальной скоростью с шахты свечи. Сфотографировать это оказалось очень сложным, поэтому в конце статьи Вас ждет видео о том, как проверить компрессию двигателя без приборов своими руками.
На осмотре автомобиля перед покупкой вряд ли у Вас получится таким способом проверить компрессию двигателя. А вот для собственных целей и интересов, данный дедовской метод можно смело использовать. И по силе вылета салфетки можно понимать что происходит с компрессией цилиндров.
Источник
Как проверить компрессию на бензиновых и дизельных моторах
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя различными методами позволяет более точно установить проблемное место, где следует сосредоточить свои силы. Производить замер можно в собственном гараже, не прибегая к услугам специалистов. Если вы решили собственноручно измерить этот чрезвычайно важный показатель, то необходимо вооружиться следующим арсеналом:
- Сам прибор замера — компрессометр.
- Заряженный автомобильный аккумулятор.
- Свечной ключ.
- Исправный стартер.
Специалисты зачастую проводят замер на непрогретом двигателе. Если должного опыта в проведении подобной работы нет, то предварительно необходимо прогреть мотор. После чего производится демонтаж воздушного фильтра, отключение низковольтных проводов.
Компрессометр — обычный манометр со специальным переходником. Устройство подключается к свечному отверстию и таким образом происходит замер в каждом цилиндре с одновременным запуском мотора на холостом ходу. Компрессометр удерживается несколько секунд. Как только стрелка перестаёт расти, прибор отсоединяется. Данную процедуру желательно проделать несколько раз, после чего вывести среднее значение. Вполне нормальная ситуация, когда полученные данные отличаются от заверенных производителем. Ведь в ходе эксплуатации авто происходит естественный износ деталей поршневой группы, что способствует уменьшению компрессии. Расхождение в пределах 10%!считаются допустимым.
Если некоторые отклонения от нормы компрессии бензинового мотора допустимы, то для дизельного двигателя всё намного серьёзней. Производить замеры дизеля стоит не только с целью определения состояния поршневой группы, но и для того, чтобы получить рамки температурного режима, при которых возможна стабильная работа «холодного» дизельного мотора. Для того, чтобы измерить давление в цилиндрах дизельного двигателя, необходимо отключить питание, оставив в работоспособном состоянии только стартер
При замере необходимо соблюдать, пожалуй, самое важное условие — коленчатый вал должен совершать 200-250 оборотов в минуту
Чтобы измерить данный параметр в цилиндрах дизельного мотора, необходимо соблюсти следующие условия:
- Отключить подачу топлива;
- Выкрутить одну форсунку;
- Убедиться в работоспособности аккумулятора и стартера.
Необходимо обесточить электромагнитный клапан подачи топлива по магистрали. После чего компрессометр подключается к отверстию форсунки. Прибор должен быть с пределом измерения, по меньшей мере, 60 атмосфер.
Причины и последствия снижения компрессии
Основной причиной сжижения компрессии является сила трения. Конечно, этому противостоит защитная пленка, образуемая маслом на стенках цилиндра и поршня. Однако несмотря на эту защиту, постепенный износ все равно имеет место. Слой за слоем цилиндр саморастачивается. В результате образуются неплотности между поршневыми кольцами и цилиндром. В момент сжатия через эти неплотности происходит утечка топливной смеси в картер. КПД двигателя снижается из-за того, что не все топливо переводится в полезную энергию.
Однако существуют и другие причины, вызывающие падение компрессии. Например:
- нагар на стенках цилиндра и поршня;
- прогорание днища поршней вследствие высоких температур;
- деформация клапанов, в том числе и прогорание их;
- образование трещин в цилиндрах;
- износ прокладки ГБЦ;
- загрязнение воздушного фильтра.
Каковы же последствия падения компрессии? Это напрямую влияет на работу машинного агрегата:
- возникают трудности с пуском двигателя;
- в разных режимах работы встречаются провалы;
- появляются удары и хлопки, которые можно легко услышать;
- расход ГСМ неуклонно возрастает;
- повышается давление в каналах системы охлаждения мотора;
- из трубы может идти дым черного цвета.
Можно сделать вывод, что компрессия двигателя может существенно снизиться по целому ряду причин. Что же делать обычному автовладельцу без навыков автомеханика? Заметив хоть один из вышеперечисленных признаков, нужно как можно быстрее ехать на диагностическую станцию для проверки компрессии в цилиндрах двигателя. Цена на услугу может показаться высокой, но не стоит жалеть о возможных расходах. Эксплуатация такого двигателя без ремонта может привести к гораздо большим проблемам в будущем.
Когда следует измерять компрессию и как это делать?
Для автомобилей, оборудованных газокомпрессорной системой измерения, проверка давления сжатия проводится один раз в год.
Довольно часто возникает вопрос о том, измерять компрессию на холодном или тёплом двигателе
. Давление сжатия бензина или дизельного топлива в моторе лучше измерять при рабочей температуре, то есть на нагретом двигателе, потому что при работе двигатель нагревается, а не остаётся холодным.
Замер компрессии на дизельном двигателе
Измерить компрессию дизельного двигателя можно двумя способами:
Первый заключается в том, что свечи зажигания снимаются, а затем, при последовательном подключении их по одной и вращении коленчатого вала, измеряется компрессия в каждом цилиндре.
Второй способ – это установка сопла компрессометра в гнездо свечи, и опять же давление измеряется на каждом цилиндре отдельно.
Если компрессия дизельного двигателя измеряется на свечах накаливания
, то в соплах должен быть прекращён впрыск топлива, так как при поступлении дизельного топлива в цилиндр во время измерения давление меняется, и полученные данные могут быть недостаточно точны.
Замер компрессии на бензиновом двигателе
При измерении сжатия бензинового двигателя должна быть полностью открыта дроссельная заслонка, а впрыск топлива – отключён, так как бензин при попадания в цилиндр во время измерения давления омывает стенки цилиндров, и это приводит к неточности показаний в сторону меньшего сжатия.
Наконец, должно быть выключено зажигание. Когда свечи подключены, а зажигание работает, может образоваться искра, которая легко может повредить коммутатор и, в некоторых случаях, другие электронные блоки автомобиля.
Подготовка к проверке компрессии
Предупреждение! Вам необходимо выкрутить свечи зажигания ещё до прогрева двигателя перед выполнением замеров. Постарайтесь аккуратно выкрутить каждую свечу зажигания, не повредив резьбу. Смажьте резьбу каждой свечи противозадирной пастой, что облегчит дальнейшее извлечение элементов в ходе теста. Установите каждую из свечей на место и затяните их с помощью динамометрического ключа (момент затяжки указан в руководстве по эксплуатации автомобиля).
- Мерить компрессию необходимо с полностью заряженным аккумулятором. Если заряд АКБ упадет, когда вы будете проверять, к примеру, два последних цилиндра, результаты будут недостоверными.
- Подготовьте подходящий компрессометр. Для проверки компрессии дизельных двигателей необходим прибор, работающий с более высоким давлением, по сравнению с прибором для бензинового ДВС.
- Прогрейте двигатель. Можно просто проехаться по дороге 15-20 минут или прогреть мотор на холостых оборотах. В результате этого клапана и поршни двигателя придут в рабочее положение.
- Заглушите двигатель и откройте капот.
- Откройте дроссельную заслонку и зафиксируйте её в таком положении (например, отверткой), чтобы во время теста двигатель получал достаточное количество воздуха. Ещё один способ – полностью выжать педаль газа в салоне автомобиля и удерживать её в этом положении во время теста. В зависимости от типа топливной системы, необходимо снять корпус воздушного фильтра с верхней части карбюратора либо отсоединить воздушный фильтр от корпуса дроссельной заслонки.
- Извлеките предохранитель топливного насоса или предохранитель системы впрыска топлива, чтобы избежать подачи топлива в камеры сгорания. Поиск необходимого предохранителя облегчит руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Обычно предохранители расположены в соответствующем блоке под приборной панелью или в моторном отсеке.
На дизельном двигателе отключите электромагнитный клапан отключения подачи топлива.
- Запустите двигатель, чтобы сжечь топливо, оставшееся в магистралях. Подождите, пока двигатель заглохнет.
- Отсоедините высоковольтный провод свечи зажигания, расположенной ближе других к передней части двигателя. Возьмите провод за колпачок и аккуратно извлеките. Затем пометьте его номером, чтобы понимать, к какой свечи он был подключен.
- Повторите шаг №8 на остальных проводах свечей зажигания.
- Протрите колодец вокруг каждой свечи зажигания, чтобы предотвратить попадание грязи и мусора в цилиндры при снятии свечей. Грязь и мусор внутри цилиндра могут царапать стенки, что скажется на утечке масла и компрессии. Для прочистки колодцев рекомендуем использовать сжатый воздух или велосипедный насос и мягкую щетку.
- Снимите свечи зажигания, используя трещетку, удлинитель и головку соответствующего размера. Снятие всех свечей позволит двигателю легко вращаться во время теста. Это поможет правильно мерить компрессию в двигателе.
На дизельном двигателе необходимо отсоединить топливные форсунки или свечи накаливания (это зависит от модели двигателя), чтобы подключить компрессометр.
- Отключите систему зажигания, отсоединив центральный провод или электрический разъем от катушки (зависит от типа используемой катушки). При необходимости воспользуйтесь руководством по эксплуатации.
- Установите компрессометр в первый цилиндр вместо свечи зажигания и надежно зафиксируйте его. Иногда можно воспользоваться адаптером с такой же резьбой, как у свечи зажигания. Некоторые компрессометры уже комплектуются набором адаптеров изначально.
Примечание. Дешевые приборы оснащаются резиновым наконечником вместо резьбового соединения. Для их использования необходимо нажать и удерживать этот наконечник во время замера компрессии в двигателе.
От слов к делу
Перед проверкой компрессии двигателя необходимо подготовить автомобиль.
Для это следует:
Прогреть двигатель до 80 – 90 градусов, можно проводить и на холодном двигателе, но об это далее;
Отключить подачу топлива в цилиндры
На Ваше решение, к примеру, отключите бензонасос;
Обязательно выверните ВСЕ свечи, не несколько, а именно ВСЕ, это важно;
Проверьте на заряженность АКБ, оно должно быть полностью заряжено.. Компрессию двигателя можно измерять двумя способами:
Компрессию двигателя можно измерять двумя способами:
- С закрытой дроссельной заслонкой;
- С открытой дроссельной заслонкой.
В первом случае давление в цилиндрах будет не высоким, в пределах 0,6 – 0,8 Мпа, так как воздух будет поступать не в больших количествах. Поэтому компрессия в нашем случае будет уменьшаться при существовании малейших не плотностях в системе. Это позволить выявить скрытые дефекты в ЦПГ.
Во втором случае, поток воздуха будет большой, соответственно давление в цилиндрах будет увеличиваться и может достигнуть 0,8 – 0,9 Мпа.
Второй способ более подходит для выявления грубых неисправностей в двигателе про которые мы уже писали выше см. Утечка воздуха.
Но, какой бы способ Вы не использовали, нужно помнить об одном важном нюансе –следите за скоростью увеличения давления, так как это является своеобразным «лакмусом» при диагностировании поломок. К примеру, если показания манометра было на первом такте, в процессе измерения компрессометром, равно 0,3 Мпа, а затем на следующих тактах резко скакануло вверх, на 99,9% это проблема с поршневыми кольцами
К примеру, если показания манометра было на первом такте, в процессе измерения компрессометром, равно 0,3 Мпа, а затем на следующих тактах резко скакануло вверх, на 99,9% это проблема с поршневыми кольцами.
Случается и кардинально противоположная ситуация, когда показания манометра на первом такте, в ходе измерений, 0,8 Мпа, а далее не увеличивается
В данном случае стоит обратить внимание на целостность прокладки головки или на исправность клапана компрессометра
Естественно, после этого этапа проверки, для большего гарантированного выявления неисправностей следует использовать другие диагностические приборы.
Как измерить компрессию в цилиндрах
После замеров давления нужно сравнить данные с теми, которые изложены в инструкции к транспортному средству. Завод-производитель там прописывает, какое значение давления должно быть у мотора их машины. Для осуществления подобной диагностики вам не понадобятся специфические навыки. Нужно знать, как осуществлять проверку компрессии правильными методами, для выявления достоверного значения компрессии двигателя. Вдобавок получить результаты теста это только полдела, предстоит ещё разобраться в значении полученных цифр. Для отечественных авто эксперты рекомендуют производить измерения компрессии через каждые 3000-5000 км пробега, а для иномарок, диагностика проводится через 10000-20000 км.
Плохая компрессия в двигателе
Поведение автомобиля изменилось. Двигатель запускается не с первой прокрутки стартером или требует продолжительного вращения, а при минусовой температуре окружающей среды может вообще не запуститься. Если вывернуть свечи зажигания и осмотреть их визуально, то причина отказа в запуске становится ясной — свечи «мокрые» от переизбытка топлива, поступающего в цилиндры. Это симптомы плохой компрессии в двигателе.
Признаки
- двигатель завелся, после прогрева работает ровно на холостом ходу, но при движении ощущается потеря мощности;
- провалы при разгоне и увеличился расход топлива;
- работает с пропусками воспламенения — «троит».
Что делать, если выявлены вышеперечисленные признаки
Во избежание дальнейшего и скорого износа необходимо в кратчайшие сроки установить причины и выявить узлы, подлежащие ремонту.
По результатам замера компрессии возможны следующие показатели:
- высокая — больше 15;
- низкая — меньше 12;
- нет — 0.
Повышение компрессии в моторе видно по выхлопным газам — цвет становится сизо-белым и увеличивается расход масла. При разгоне появляется звон поршневых пальцев. Большая компрессия вызывает увеличение нагара на тарелках клапанов и направляющих, а на стенках камеры сгорания образуется слой кокса, уменьшающий объем камеры и соответственно изменяющий степень сжатия цилиндров.
Высокая компрессия постепенно вызывает детонационные стуки двигателя, разрушающие шатунно-поршневую группу.
Причина завышенной компрессии
Анализ ревизии двигателя показывает, что причина не одна. В таблице приведены причины повышенной компрессии в моторе:
1 | Перегрев двc |
2 | Низкокачественное масло |
3 | Не соответствующее масла |
4 | Присадки |
5 | Некорректная установка меток газораспределения |
6 | Несвоевременная замена маслосъемных сальников клапанов |
Причина низкой компрессии
Слабая компрессия выявляется при его запуске, особенно в холодную погоду, а также признаки обнаруживаются в потере динамики и увеличению расхода топлива.
Низкая компрессия увеличивает скорость износа двигателя, а если дефект в одном цилиндре, то холостой ход неустойчив, машина часто глохнет или занижает обороты холостого хода.
В таблице приведены основные причины:
1 | Перегрев |
2 | Тепловой зазор клапанов ниже допустимого уровня |
3 | Прогар или трещина на тарелке клапанов |
4 | Износ направляющих клапанов |
5 | Износ компрессионных колец поршня |
6 | Прогар прокладки головки блока цилиндров |
7 | Негерметичность пары седло-клапан |
Если нет компрессии в одном или более цилиндров, то двигатель очень плохо заводится, а заведенный тут же начинает работать несбалансированно, с сильными вибрациями и тряской.
Если же пропала компрессия одновременно во всех цилиндрах — двигатель не заведется. Одной из причин может быть обрыв ремня ГРМ на заведенном двигателе и столкновение поршня с клапанами. После удара клапана гнутся. Система газораспределения теряет герметичность, и сжимаемая топливовоздушная смесь с большой скоростью направляется в впускной и выпускной коллекторы.
Также пропадает компрессия в одном из цилиндров из-за сильного прожига тарелки клапана. Есть примеры, когда от 40 до 50% площади тарелки клапана оплавлено и компрессия равна нулю. Это легко определить и без компрессометра. Достаточно завернуть в этот цилиндр свечу и при прокрутке стартером коленчатый вал будет вращаться легко и однородно, не выделяя такты сжатия.
При замере компрессии желательно наблюдать за стрелкой измерителя давления (манометра) и следить за динамикой его нарастания. По скорости нарастания компрессии можно косвенно определить в какой группе деталей сильный износ. Если на первом такте манометр показывает низкую компрессию (3-5 атм), а при последующих тактах скорость нарастания давления увеличивается, то с большой вероятностью можно установить, что изношены поршневые кольца. В качестве перепроверки показаний можно применить метод искусственного создания масляной пленки на стенке цилиндров, добавив через свечное отверстие 5-10 мл масла. Если с добавленным маслом компрессия резко увеличится на первом же такте и установится номинальной, то можно уже конкретно утверждать об износе копрессионных колец. В случае измерения в двух соседних цилиндрах и получении низкого результата без масла и с маслом, можно сделать заключение о дефекте в прокладке головки блока цилиндров.
Возможен и другой вариант, когда достигается на первом такте 6-9 атм и на последующих тактах стрелка манометра зависает в этом же положении. При такой ситуации предполагается отсутствие герметичности клапана или прокладки ГБЦ. Более точно установить причину можно другими диагностическими приборами, такие как пневмотестер или электронный осциллограф.
Замер компрессии: без компрессометра или при помощи спецоборудования
Итак, на практике активно используются всего два способа, которые позволяют делать замеры компрессии:
Естественно, наличие прибора позволяет получить наиболее точные показания, однако в экстренных случаях или для получения приблизительных оценочных результатов также практикуется решение замерить компрессию вручную.
Сразу отметим, чтобы мерить компрессию без приборов, потребуются определенные навыки и знания, при этом больших сложностей операция не представляет, причем даже для начинающих автолюбителей.
- Для начала нужно выкрутить свечи зажигания, оставив только свечу в первом цилиндре.
- Затем коленвал нужно провернуть так, чтобы поршень в первом цилиндре оказался в конце такта сжатия.
- Чтобы точно определить, что поршень находится в правильном положении, нужно сверяться с метками.
- Далее следует приблизительно запомнить, с каким усилием проворачивался коленвал от руки.
- После этого вкручивается свеча во второй цилиндр и так далее.
Отметим, что хотя способ достаточно примитивный, однако в ряде случаев даже он позволяет получить общее представление и выявить неполадку в том или ином цилиндре двигателя. Более точные измерения можно выполнить только при помощи компрессометра.
Прежде всего, нужно изучить техническую документацию применительно к конкретному типу установленного на машине ДВС.
Определив конкретное значение компрессии для двигателя, необходимо запустить мотор и прогреть его до выхода на рабочую температуру (происходит включение вентилятора охлаждения).
Затем аккуратно выкручиваются свечи зажигания
Далее необходимо пригласить помощника, который будет выжимать педаль газа (важное условие при замерах компрессии) и прокручивать двигатель стартером.
Если говорить о приборе, компрессометр имеет особый наконечник, который плотно вставляется в свечное отверстие.
После этого двигатель прокручивается стартером около 3-4 сек. Еще важно учесть, что мерить компрессию нужно при условии того, что АКБ заряжена и сам стартер полностью исправен
Дело в том, что недостаточная частота вращения коленвала может привести к заметному снижению показателей, однако это не будет означать, что в двигателе настолько сильно упала компрессия.
Затем, когда показания были получены, их нужно сравнить с номинальными для конкретного двигателя.
Также важно понимать, что дальше продолжительно эксплуатировать двигатель, в котором компрессия снижена в одном или нескольких цилиндрах, не рекомендуется. Дело в том, что детали в этом цилиндре будут еще больше изнашиваться, сам двигатель будет сильнее вибрировать и работать нестабильно, несгоревшее топливо в избытке стечет в масляный поддон, что вызовет разжижение масла, тем самым усилит общий износ ДВС и т.д