Советы новичкам
Дизельный двигатель сильно отличается от бензиновых аналогов. Мотор имеет много систем, неисправность которых может привести к тому, что дизель плохо заводится. Устройство дизельного двигателя подразумевает, что воспламенение топливно-воздушной смеси происходит не от искры, а от сжатия под большим давлением. Сжатие приводит к нагреву рабочей смеси и последующему самовоспламенению. Чем выше давление, тем быстрее и эффективнее происходит воспламенение. Учитывая особенности конструкции дизельных ДВС, плохо заводится на холодную дизель по разным причинам.
Снижение температуры за бортом выступает небольшим препятствием для запуска дизеля, с которым в исправном ДВС успешно борются свечи накала. Потеря компрессии по мере износа постепенно лишает дизельный двигатель возможности сжимать смесь до такого момента, когда наступит необходимое самовоспламенение.
Если дело в низкой компрессии, тогда попытайтесь залить в цилиндры дизеля небольшое количество моторного масла. Сделать это можно через отверстия, выкрутив свечи накаливания. Такой способ временно поднимет компрессию дизеля и мотор можно попытаться завести. Впрочем, когда масло выдавится и выгорит, проблема с компрессией вернется.
Еще одной причиной, почему дизель не заводится, является сложная топливная система моторов данного типа. Если дизель работает на холостом ходу и дымит белым выхлопом, но при нажатии на педаль газа появляется слишком черный дым и далее мотор глохнет, тогда очевидны проблемы с ТНВД и /или дизельными форсунками. Также добавим, что сизый дым выхлопа дизеля в момент вращения стартером означает, что подача топлива в цилиндры присутствует, но воспламенения смеси не происходит.
Сбои в подаче топлива очевидны тогда, когда стартер нормально крутит двигатель, но дизель не заводится, при этом сизый дым из выхлопной трубы не идет. Отсутствие солярки в цилиндрах требует проверки всей системы топливоподачи, но прежде чем сосредоточиться на форсунках, насосах и магистралях, проверьте привод ТНВД, который может слететь или прийти в негодность.
Дизельные форсунки необходимо выкрутить и далее проверять только на специальном стенде. Самостоятельная проверка кустарными методами не позволяет точно выявить неисправность, так как даже забитая форсунка может частично осуществлять распыл топлива.
Нарушение формы факела распыла означает, что распыление солярки окажется неправильным, форсунки будут «лить», а часть дизтоплива не будет сгорать. С забитыми форсунками дизель не сможет нормально заводиться, особенно «на холодную». Также мотор не разовьет мощность, будет дымить черным выхлопом и т.д. Неполное сгорание топлива в дизеле приводит к преждевременному износу сажевого фильтра и других элементов выпускного тракта.
Цвет выхлопа дизеля
Анализ цвета выхлопных газов дизельного двигателя может частично указать на проблему. Если дизель дымит синеватым дымом, это говорит о том, что топливо не сгорает вспышкой. Сизый выхлоп дизеля образуется от того, что топливо испаряется в выпускной системе от контакта с нагретыми деталями. В самих цилиндрах не удается полностью и равномерно сжечь смесь солярки и воздуха.
Стоит отметить, что в процессе прогрева дизельного мотора белый или сизый выхлоп допускается. После выхода дизеля на рабочую температуру такой цвет выхлопа косвенно указывает на:
- низкую компрессию дизеля;
- проблемы с ТНВД или форсунками;
- поздний угол опережения впрыска;
- возможную неисправность свечей накала;
- выход из строя реле или блока управления свечами накаливания;
Черный цвет выхлопа дизеля говорит о том, что форсунки переливают топливо. Второй причиной того, что дизель дымит черным дымом, является недостаточная подача воздуха в цилиндры. Это говорит о проблемах в системе подачи воздуха, а причиной является сильное загрязнение воздушного фильтра дизельного двигателя.
Присадки, замена топливного фильтра, подогрев бака
Наиболее часто полностью исправный дизельный мотор не получается завести на морозе именно по причине того, что солярка в дизеле замерзла. Неподготовленное дизтопливо густеет, мутнеет и парафинизируется в топливном баке, фильтрах и магистралях дизельных двигателей уже при относительно небольших отрицательных температурах.
Распространенной причиной того, что дизель не заводится зимой, выступает забитый топливный фильтр. Сам фильтр топлива дизельного мотора состоит из плотной бумаги, которая напрочь забивается парафином и теряется пропускная способность. Опытные владельцы дизельных авто всегда имеют в багажнике запасной топливный фильтр. Иногда бывает достаточно только его замены для успешного запуска дизельной машины зимой после ночной стоянки.
Встречаются также дизельные авто с топливным фильтром без подогрева. На таких машинах фильтрующий элемент может обмерзнуть прямо на трассе при сильном обдуве холодным воздухом даже при условии того, что залита качественная зимняя солярка. Сторонняя установка подогрева топливного фильтра и топливной магистрали решает эту проблему.
Дизель плохо заводится на горячую: что может стать причиной?
Многие водители сталкиваются с тем, что дизель плохо заводится на горячую. Как правило, такого рода проблема возникает в связи с непродолжительным простоем транспортного средства или после долгой поездки. Специалисты отмечают, что силовой агрегат может легко заводиться на холодную, с полпинка. При этом транспортное средство прогревается до рабочей температуры и работает стабильно. Если заглушить двигатель и попытаться запустить снова, то дизель откажется работать
Во время поиска проблемы следует обратить свое внимание на специфику дизельного двигателя
Дизель плохо заводится на горячую — данная проблема встречается довольно часто. Дело в том, что солярка не может качественно испаряться, если сравнить с простым бензином. Что касается самой вспышки, то она происходит исключительно от процесса сжимания, а не от искрового зажигания. Специалисты отмечают, что если силовой агрегат запустился на холодную, значит, отсутствует проблема с компрессией, установленным стартером, аккумуляторной батареей, свечами и магистралью. Обязательно исключить проблему как плохое качество топлива. Ведь если силовой агрегат запустился на холодную, значит топливо хорошее, в нем нет вредных присадок и других веществ.
Многие водители задают вопрос, так почему силовой агрегат запускается на холодную легко, но на «горячую» нет. Ответом на данный вопрос служит неисправность какого-либо элемента электрооборудования и топливной системы транспортного средства. Современные специалисты выделяют наиболее явные причины плохого запуска на «горячую»:
- В автомобиле не работает ТНВД
- Не работают разного рода датчики
- Форсунки не имеют герметичность
К разряду распространенных факторов относят износ и плохую работу ТНВД. В нем износилась плунжерная пара, что очень плохо. Из-за этого силовой агрегат не способен заводиться на «горячую» и работать плавно. Чтобы определить такую проблему, можно применить легкий способ. Следует просто остудить такого рода насос и все. Для такой цели идеально подойдет полив холодной воды. Также специалисты советуют накрыть ТНВД влажной тряпкой. Если после таких махинаций двигатель запустится, значит, проблема найдена. Очень сильно износилась плунжерная пара топливного насоса высокого давления. Вдобавок можно проверить все сальники и втулки вала, чтобы исключить и другие причины заболевания. От ТНВД зависит очень многое. Ведь если он не сможет выдавать необходимое давление в плунжерную пару, значит, силовой агрегат не заведется. К самому простому способу лечения проблемы относят замену насоса высокого давления.
Следом идет не менее распространенный фактор, который встречается у дизельных двигателей. В форсунках полностью отсутствует герметичность. Из-за этого некоторое количество топлива поступает напрямую в камеру, где оно сгорает. Это происходит даже после того, как двигатель заглушен, что не очень приятно. С течением времени топливо накапливается в камере, тем самым препятствуя хорошему запуску дизельного двигателя на «горячую». Чтобы продиагностировать такого рода проблему, следует открутить форсунки из блока цилиндров. Если окажется, что форсунка влажная, значит проблема однозначна. При таком раскладе можно попробовать запустить силовой агрегат, приоткрыв дроссельную заслонку. Такой ход сбросит лишнее давление в камере сгорания. Если водитель решит избавиться от такой проблем, придется покупать новые форсунки. Также стоит проверить уплотнительные кольца, так как они также могут являться причиной перелив топлива. Все детали и элементы необходимо регулярно осматривать и при необходимости менять. Если этого не делать, то можно получить неприятности.
Специалисты отмечают, что проблемой может служить выход из строя температурного датчика. Дело в том, что из-за этого силовой агрегат не будет знать, какая температура. Блок управления не сможет правильно скорректировать подачу топлива. В результате этого в нужный момент двигатель будет голодать, не получать новую порцию топлива. Если вышел из строя датчик поднятия иглы форсунки, значит, нарушится угол впрыска. Также следует проверить датчик давления. Может возникнуть ситуация, что топливо будет просто литься, а не распрыскиваться. Все вышеперечисленные проблемы напрямую зависят на пуск силового агрегата. Если за всем этим не следить, то можно получить массу проблем и дорогостоящий ремонт.
И в завершении хочется сказать, что вышеперечисленные проблемы являются самыми распространёнными. Если дизель плохо заводится на горячую, значит необходимо искать причину в топливной системе. Первым делом проверить форсунки на работоспособность и датчики.
Топливо и зима
В системе два механизма. Это ТНВД и форсунка ТНВД. Очень часто первый элемент выходит из строя, потому что его конструкция сложнее второго. Насос не может создать давление в топливной системе, поэтому дизельный двигатель не запускается или его трудно запустить. Поездка сопровождается «чиханием» (как будто в машине заканчивается топливо)
Стоит обратить внимание на то, что ремень идет к ТНВД. Он может порваться или отвалиться
В первую очередь нужно проверить ременную передачу. Проверьте предохранители топливной системы (идущие к насосу). Один из них можно взорвать. Часто это происходит при коротком замыкании. Опытным водителям рекомендуется всегда иметь при себе в бардачке комплект запасных предохранителей.
Как завести дизель после простоя в мороз?
Не стоит сразу паниковать, Если утром в мороз Вам не удалось завести двигатель своего автомобиля. Повернув в первый раз ключ зажигания и двигатель не завелся, подождите минуту-две, и повторите снова. В идеале двигатель заведется максимум с 3-ей попытки. Если наступила 3-я, ни в коем случае не продолжайте заводить, так Вы значительно усугубите ситуацию. Может выйти из строя стартер либо разрядите аккумулятор.
Пуск дизельного мотора зимой практически ничем не отличается от бензинового, но есть свои нюансы:
- Выжмите полностью сцепление.
- Поверните ключ зажигания пока загорится панель приборов, и не потухнет индикатор свечи зажигания (в виде пружины).
- Если авто простояло всю ночь, либо долго на холоде, то стоит включить фары. Это позволит немного прогреться аккумулятору, и облегчить старт.
- Включайте зажигание и держите ключ до тех пор, пока не заведется двигатель. Но не держите ключ более 15 сек.
- Если мотор завелся нажмите слегка на педаль газа. Дайте таким образом немного поработать на рабочих оборотах.
Прогрев свечей зажигания
Прежде чем заводить дизель зимой необходимо прогреть свечи зажигания. Но как это правильно сделать?
- Поверните ключ зажигания, чтобы зажглись индикаторы на панели приборов.
- После того, как индикатор в виде пружины потухнет и раздастся характерный щелчок реле свечей зажигания (указывает на то, что питание на свечи не подаётся), возвращайте ключ в исходное положение.
- Выждите 2-3 сек и повторите это еще один раз шаги с 1-го по 2-ой.
- После этого можно заводить двигатель.
В результате такой процедуры свечи прогреются, этого будет достаточно для гарантированного пуска двигателя, при условии, что аккумулятор заряжен, топливо и мало не замерзло, свечи в хорошем состоянии.
Если завести дизель зимой не удалось, то следует воспользоваться методами описанными ниже.
Запуск двигателя путем «прикуривания»
Если аккумулятор Вашего автомобиля был слаб, и в мороз сел. В такой ситуации достаточно обратиться за помощью к друзьям, знакомым, либо соседу по парковке, что они «прикурили». Процедура не занимает много времени, главное, чтобы были провода.
Если Вам удалось завести дизельный двигатель таким методом, то можете ехать спокойной по делам. Но помните, что не стоит сразу же после пуска глушить двигатель, т.к. аккумулятору нужно подзарядиться, а для этого нужно проехать хотя быть пару км. Но лучше, если двигатель проработает как минимум 30 минут.
Применение присадок и антигелей
Как завести дизель зимой, когда нет рядом того, кто мог бы «прикурить»? В этом случае Вас спасут присадки и антигели, которых очень много в любом автомагазине.
Дизельное топливо, особенно, если оно летнее, при температуре от -10 градусов может превратиться полностью в парафин. В этом случае завести двигатель будет просто невозможно.
Выходит – использование качественного дизельного топлива, которое уже содержит специальные присадки, либо самостоятельно доливать их в бак. Солярка на российских АЗС не лучшего качества, поэтому лучше всего залить в бак ночью присадку, и утром Вы без проблем заведете дизель. Т.к. присадка не дает размножаться парафину в нужном объеме.
Помните, что заливать присадки и антигели лучше при нулевой температуре, ни ниже, так от них будет намного больше пользы. Сперва внимательно инструкцию, при какой температуре и в каких пропорциях разрешается добавлять.
Можно ли завести дизель в мороз с толкача?
Если автомобиль замерз и его не получается завести, то стоит попробовать завести его с толкача. Однако данный способ не желательно применять. Причина состоит в ремне ГРМ, который легко может порваться либо перепрыгнуть вперед на несколько зубцов из-за резких рывков. Следовательно, любая попытка завести дизель в мороз с толкача часто оборачивается дорогим ремонтом.
Заводим дизель в мороз с буксира
Если дизель никак не получается завести, а иные методы никак не помогают, то можно попробовать еще одну попытку – завести дизель в мороз с буксира. Конечно, это сильно опасный способ, который желательно применять только в самых крайних случаях. Потому что машины, имеющие ременной привод, находятся в зоне риска и могут легко поломаться. Однако он имеет и свои положительные стороны: большая возможность успеха, отсутствующие внезапные рывки и относительно плавный набор скорости, нежели путем толкания авто.
Советы, как завести дизель в мороз
Чтобы завести дизель в мороз, советы профессионалов помогут менее опытным водителям в самый раз:
- если дизель не хочет заводиться в мороз, следует включить ходовые огни или огни дальнего света на 1-2 минуты, после прожать сцепление в течение нескольких секунд и затем оставить стартер в состоянии покоя;
- можно в топливо немного добавить керосина, потому что даже в течение долгой эксплуатации при минусовой температуре, подобный состав никогда не мешает работе всего дизельного мотора;
- можно применить присадки, благодаря которым снижается крайний порог температуры, при которой дизельное топливо начинает замерзать. Когда автолюбитель пытается безуспешно запустить дизельный двигатель при низких температурах, то для быстрого запуска необходимо сбрызнуть эфиром в воздухосборник и попытаться завести мотор, пока эфир еще находится в распыленном состоянии;
- для того чтобы согреть замерзший дизель, на машину желательно надевать чехол, а под дно ставить тепловую пушку. Причем температура под двигателем должна быть хотя бы 0 градусов;
- можно разогреть спускной коллектор. Все это легко сделать, с помощью кусочка бумаги и спичек. Бумагу требуется поджечь и дымом разогреть коллектор. Как правило, после этого автомобиль заводится просто моментально;
- проверить в каком состоянии находится горючее. Если солярка загустела, то необходимо вызвать буксир и поставить авто в теплое место, чтобы топливная система могла отогреться;
- дизельное топливо всегда приобретать на хороших, проверенных автозаправках. Сэкономив на солярке, в дальнейшем можно легко потратиться на дорогостоящий ремонт.
Дизельные машины пользуются большой известностью, благодаря собственной мощности, а также экономичности во время эксплуатации. Однако за все эти положительные стороны, автомобилисты сильно страдают в холодное время года. Особенно когда происходит переход с осени в зиму, потому что именно в данное время происходят частые, сильные заморозки, а топливо в подобных авто в основном залито летнее. В результате приходится пытаться часами завести собственную машину. Но если прислушиваться к советам специалистов, а главное — всегда внимательно следить за своим верным другом, то даже самые сильные морозы никогда не принесут проблем и забот.
Также не стоит забывать, что мороз и холод приносит много рисков как автолюбителям, так и их машинам. Следовательно, чтобы избежать большого количества разнообразных трудностей с работой дизельного двигателя, требуется его как можно правильнее заводить, а главное — заливать только самое лучшее, качественное топливо. Благодаря подобному подходу можно запросто решить самую важную проблему – продлить срок службы дизеля.
Что делать, если машина не заводится
Если трехкратное нагревание и запуск не дали результата, не нужно дальше пытаться заводить машину – скорее всего, сядет аккумулятор, иногда его не хватает и на 3 попытки. В этом случае нужно делать следующее:
- Идеальный вариант – загнать машину в теплый гараж и подержать там, чтобы топливо снова приобрело нормальную консистенцию. Но нередко фильтр тонкой очистки забивается парафином и даже после нагрева его пропускная способность не восстанавливается, поэтому данный элемент лучше сразу заменить.
- Если нет возможности поставить авто в тепло, придется использовать обогреватель для топливного фильтра, а также подручными средствами греть открытые участки топливопровода (но не использовать огонь). Можно добавить в дизтопливо керосин, присадки лить не стоит.
- При севшем аккумуляторе проще всего использовать специальные провода и присоединиться к другой машине. Второй вариант – снять АКБ и поставить на зарядку.
Некоторые автомобилисты утепляют топливопровод и ставят проточный нагреватель дизтоплива перед фильтром. Это простое устройство работает от аккумулятора и греет проходящее топливо, не позволяя ему забивать фильтр. Также хорошим решением станет обогреватель фильтра, он работает от бытовой электрической сети или прикуривателя.
Цвет выхлопа.
Цвет выхлопных газов помогает диагностировать работу дизельного двигателя. Часто мы видим, что дизеля дымят, причем разными цветами.
Синий цвет выхлопа говорит о том, что в камере сгорания не происходит полного сгорания. Остатки выходят не сгоревшими.
Темно-серый цвет с синевато-белёсым отливом указывает на то, что топливо также не сгорает полностью в камере сгорания, а испаряется на выходе от горячего глушителя. В современной выхлопной системе автомобиля есть такая деталь — , которая тоже влияет на качество работы двигателя.
Нормальные цвета для выхлопных газов дизеля — серый.
Причины ненормальных цветов выхлопа дизеля:
- Низкая компрессия сжатия.
- Неполадки с топливным насосом.
- Неполадки с форсунками.
- Установлен поздний угол опережения впрыска.
- Неполадки со свечами накала.
- Неполадки реле свечей накаливания.
- Неполадки электронного блока управления.
Проблемы выхлопа черного дыма дизеля:
- Форсунки переливают топливо.
- Подается недостаточное количество воздуха. Недостаток воздуха указывает на загрязнение воздушного фильтра.
Хоть дизельный мотор намного проще бензинового, неполадок, возникающих в процессе эксплуатации появляется немало.
Воспламенение топлива в дизеле осуществляется не от искры свечей зажигания, а от нагрева и сильного сжатия. Это основное отличие от бензинового и газового.
Обладателям автомобилей с дизельными двигателями надо знать ряд правил для успешной эксплуатации зимой. Следить за компрессией, так как при низкой степени сжатия дизтопливо труднее сжать и воспламенить.
Временное решение низкой компрессии — залить моторное масло в цилиндр через, выкрутив свечи накаливания. Вязкое масло создаст герметичность и завести мотор будет намного легче. Но, надо понимать, что этот способ только временный, доехать до дома или сервиса.
Дизельные силовые агрегаты используются уже много лет на легковых автомобилях. Являясь экономичными и надёжными, они стали достаточно популярными у всех автолюбителей. Данный мотор довольно требовательный к своевременному обслуживанию по замене масла и качеству дизельного топлива, несоблюдение этих условий способно вывести его из строя. Характерной неисправностью агрегата является его неспособность завестись после некоторых технических работ или в силу других причин.
Нередки случаи, когда владелец автомобиля с таким движком нещадно его эксплуатирует без должного обслуживания, после чего дизель не заводится. Само устройство данного силового агрегата является довольно простым, и причины, почему не заводится дизельный двигатель, можно определить быстро и точно. Для этого стоит понять принцип его работы.
Воздух в топливной
Как ни странно, но и из-за этого дизель плохо . Причины – наличие воздушной пробки. Как известно, в цилиндры дизельного двигателя воздух и топливо подаются по отдельности. И если в системе образовалась «пробка», пропорции приготовления смеси будут нарушены. Мотор будет схватывать и сразу глохнуть.
Кислород в ТНВД попадает из-за повреждений в топливной магистрали. Осмотрите места крепления и состояние самих трубок. Недопустимо наличие трещин и потеков топлива на них. Это может стать причиной лишнего подсоса воздуха. Из-за этого дизельный мотор не в состоянии нормально работать. Как устранить проблему? Воздушная пробка удаляется путем открытия специального отстойного клапана на фильтре.
Не заводится дизель на автомобиле Валдай.
Еще один курьёзный случай при котором двигатель с системой Common Rail. Произошел на автомобиле Валдай с двигателем ММЗ 245
Оборвался ремень генератора и двигатель перестал заводиться. Связь между ремнем генератора ми системы впрыска топлива. Достаточно туманная
Поэтому на это внимание сразу не обратили. Посчитали это просто совпадением
Сканер показал что угол опережения зажигания составляет 120 градусов. Этого не должно быть в принципе. Максимально допустимый угол 18 градусов. А оптимальный 10-12 градусов. Стали искать проблему в приводе ГРМ.
После проверки шестерен на возможные обломы и срезание шпонок. Оказалось все в порядке
В конце проделанной работы обратили внимание на рябушку установленную на шкиве коленчатого вала. С неё датчик положения коленчатого снимает сигнал
На ней оказалась небольшая еле заметная вмятина. Именно она и давала ошибку на опережение
Угла зажигания. Датчик начал считывать сигнал именно от этой вмятины. Пара несильных ударов молотком. И двигатель начал прекрасно заводиться.
В данном случае дизель не заводится из неправильных показаний датчика положения коленчатого вала. Если бы его отключить с самого начала то двигатель завелся. Для определения положения момента впрыска достаточно было бы одного датчика распредвала. Он установлен на шестерне насоса высокого давления.
А дизель не заводится из-за расхождения показаний двух датчиков. Это ешё называется нарушение синхронизации ЭБУ не давал команду на открытие форсунок. Грубо говоря, компьютер не понимал что происходит.
Причины почему дизель на заводится или плохо заводится?
В холода мотор завести сложно. Особенно это касается дизельных агрегатов.
Причин, по которым двигатель плохо заводится или вообще не заводится на холоде, довольно много:
- Низкая компрессия в цилиндрах
- Замерзли топливные магистрали и топливо в них
- Моторное масло загустело
- Низкий уровень заряда АКБ, неисправный стартер
- Вышли из строя свечи накала
- Завоздушина в топливной системе
- В фильтр попала вода
- Неисправен ТНВД и форсунки
Низкая компрессия в цилиндрах
Если двигатель уже не молодой, причиной, почему его сложно завести в мороз, может быть низкая компрессия в цилиндрах.
Проблема при изношенном, старом двигателе будет проявляться после длительного бездействия, завести прогретый мотор можно будет с трудом. После запуска такой мотор будет показывать не те обороты, больше. На нейтралке дизель может вибрировать и даже заглохнуть.
Причина такой неэффективной работы двигателя будет в сильно изношенных деталях ЦПГ: между ними образуются зазоры, герметичность цилиндров падает, компрессия снижается. Как итог, топливно-воздушная смесь недостаточно сжимается и нагревается.
А после разогрева дизеля до рабочей температуры под воздействием тепла зазоры между элементами ЦПГ сокращаются, герметичность увеличивается и двигатель начинает работать более стабильно.
Замерзло топливо
Это самая популярная и распространенная причина, по которой мы не можем завести машину зимой. После ночи на морозе дизельное топливо загустевает до консистенции геля, особенно, если владелец авто не перешел на зимнее дизтопливо или не использовал присадки – антифриз.
Когда в ДТ образуются кристаллы парафина, они забивают топливный фильтр
Поэтому очень важно всем владельцам дизеля — менять топливный фильтр перед зимой, ежегодно
Чтобы избежать неприятностей, используйте соответствующие присадки к топливу и, желательно — до наступления заморозков — заправляйте топливо хорошего качества.
В запущенных случаях придется промывать, а часто и ремонтировать топливную дизельную систему.