Увеличился расход топлива: причины

Неисправность электроники и датчиков может являться причиной повышенного потребления топлива

Электронная система управления двигателем может тоже являться одной из главных причин повышенного расхода топлива машиной. Если вы вдруг стали замечать, что ваш автомобиль начал потреблять слишком много бензина или дизельного топлива, то не поленитесь, и обязательно проведите электронную диагностику автомобиля.

Вполне возможно, что электронной системой управления двигателем зафиксированы ошибки, т.е. из-за всевозможных неисправностей датчиков или других компонентов автомобиля.

Редко, но бывает, встречаются случаи, когда причиной повышенного расхода топлива является непосредственно неисправность самого блока управления двигателем. Но чаще всего такой причиной перерасхода становится поломка какого-либо из датчиков. 

Самые главными датчиками в машине, которые влияют на экономичность машины, являются следующие датчики: -датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик коленвала, датчик кислорода, датчик положения распределительного вала (распредвала), датчик положения дроссельной заслонки, датчик детонации, температурный датчик охлаждающей жидкости и датчик температуры воздуха.

Дело здесь вот в чем. Электронный блок управления двигателем регулирует работу силового агрегата в зависимости от конкретно получаемой от всех вышеуказанных датчиков информации.

Регулировка работы двигателя заключается в определении ежесекундного опережения зажигания и количества топлива необходимого в камере сгорания. Также этот блок управления двигателем определяет оптимально необходимый интервал впрыска топлива.

В том случае, если с датчика или нескольких датчиков начинает поступать неправильная информация, то двигатель автомобиля начинает работать неправильно. Вот например, из–за лишнего поступления кислорода или неправильного опережения зажигания, а также из-за чрезмерного поступления топлива в камеру сгорания и т.п., начинает происходить сбой в злектронном блоке управления. В итоге это может привести (и как правило приводит) к существенному увеличению расхода топлива.

В основном эти неисправности всех вышеописанных датчиков приводят к аварийному режиму работы двигателя. Как правило в этом случае на самой приборной панели автомобиля загорается значок- “Чек двигателя”.

Правда чаще всего это происходит в случае полного отказа датчика. Но не редко случается, когда датчики из-за определенного дефекта не выходят полностью из строя, но они начинают уже передавать неправильные данные. В этом случае (как правило) значок “Чек двигателя” на приборной панели может и не загореться. В этом случае узнать о дефектном датчике можно только с помощью компьютерной диагностики машины. При этой диагностике всегда можно узнать о всех имеющихся ошибках и неисправностях самих датчиков.

Ниже мы предлагаем Вам просмотреть галерею, которая покажет всем интересующимся еще несколько причин, по которым может наблюдаться увеличенный расход бензина или дизельного топлива:

Частой причиной повышенного расхода топлива может быть прогоревшая прокладка головки блока.

В том числе, повышенный расход топлива может наблюдаться из-за износа поршневых колец. Изношенные кольца приводят к снижению степени сжатия в блоке цилиндров. В итоге потребление топлива автомобилем увеличивается.

Если в автоматической коробке передач появилась неисправность, то это может привести к повышенному расходу топлива. Например, при некоторых дефектах АКПП передачи могут включаться раньше времени или наоборот, с запозданием. Как правило это связано с износом зубчатого механизма нескольких передач.

Частой причиной повышения расхода топлива становятся и изношенные свечи зажигания. Из-за износа свечи зажигания воспламенение топливной смеси происходит недостаточно оптимальным и нужным образом.

Кроме того, не редко бывает, когда резкий рост расхода топлива связан с загрязнением катализатора выхлопной системы (на бензиновых автомобилях). Но чаще всего и скорее всего, быстрее всего загрязняется сам сажевый фильтр в дизельных автотранспортных средствах.

Со временем этот катализатор и сам сажевый фильтр загрязняются (забиваются) различными отложениями в процессе вывода этих веществ наружу, которые образуются при сгорании топлива. 

Загрязнение выхлопной системы приводит к недостаточному выводу выхлопных газов. В конечном итоге двигатель машины начинает работать с нагрузкой.

Иногда повышенный расход топлива может быть связан и с утечкой топлива из топливной магистрали автомобиля. Первый признак утечки топлива из шлангов – это сильный запах бензина или дизельного топлива во время движения.

Засорение топливной системы – причина повышения расхода

Частой причиной изменения в работе двигателя становится засорение инжектора или карбюратора, а также топливных фильтров, магистралей и прочих элементов системы подачи бензина или дизельного топлива в двигатель. Ситуации могут быть разные, вплоть до засорения главного очищающего фильтра в баке. При таком режиме работы автомобиль не получает нужное количество топлива, компьютер заставляет бензонасос подавать больше бензина в камеры, что и вызывает повышенный расход. Возможные решения проблемы следующие:

  • диагностика и чистка инжектора, продувка форсунок или обслуживание карбюратора;
  • замена топливных фильтров и прочистка магистралей;
  • смена привычной заправки, экспериментальное использование другого топлива;
  • полная ревизия системы подачи топлива, чистка бака для бензина;
  • полноценная проверка автомобиля на СТО на специальных стендах и компьютерах.

Если вы обладаете современным автомобилем, компьютерная диагностика даст ответы на все нужные вопросы. Останется только купить нужные запчасти и доверить специалистам выполнение ремонтных работ. Обязательно отреагируйте на повышение расхода топлива и прочие показатели неполадок в вашем автомобиле, ведь только правильная реакция и быстрые действия помогут устранить неполадку в самом начале, не затрачивая на это слишком много средств и времени.

Датчики определения количества впрыскиваемого топлива

Неисправность многих датчиков может существенно уменьшить экономичность автомобиля. На фото лямбда-зонд (датчик кислорода).

Неисправная электронная система управления двигателем может стать еще одной причиной, почему ваша машина начала потреблять больше топлива. Причем такой перерасход чаще всего наблюдается при исправном компьютере двигателя

Обычно это связано с неисправностью различных датчиков, которые ответственны за передачу важной информации для блока управления двигателем. 

Вот уважаемые друзья список самых важных датчиков, неисправность которых может повлиять на расход топлива:

– Датчик массового расхода воздуха.

– Датчик коленвала.

– Датчик кислорода.

– Датчик положения распределительного вала.

– Датчик положения дроссельной заслонки.

– Датчик детонации.

– Датчик температуры охлаждающей жидкости.

– Датчик температуры воздуха.

– Датчик верхней мертвой точки (BTM).

Все эти датчики передают информацию блоку управления двигателем. На основании этих данных компьютер автомобиля вычисляет угол опережения зажигания, а также время и количество необходимого впрыска топлива в камеру сгорания двигателя. 

В итоге, если информация с датчика или нескольких датчиков поступает неверная (например, при неисправности), то и компьютер неправильно вычисляет оптимальный впрыск топлива и его необходимое количество. В итоге это приводит к большому расходу топлива. 

В большинстве случаев происходит так, если из строя выходит один из датчиков автомобиля, то на приборной панели высвечивается значок “Чек двигателя” и сам блок управления двигателем переходит в аварийную программу. 

В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику с помощью сканера или соответствующего оборудования, которое подключается в диагностический разъем OBD II, что позволит выявить причину появления ошибки двигателя (чек).

Так, с помощью диагностики можно установить код ошибки, который укажет на неисправность того или иного датчика.

В этом случае вам придется заменить дефектный датчик на новый.

Обратите свое внимание на следующее, а именно, часто, даже после замены неисправных датчиков, чек двигателя может остаться гореть, тогда необходимо удалить ошибки из электронной системы самого блока двигателя. 

Вот еще одни достаточно частые причины повышенного расхода топлива из-за неисправностей автомобиля:

 Прогорела прокладка головки блока.

 Плохое уплотнение клапанов.

 Изношенные поршневые кольца снижают компрессию в двигателе, уменьшая тем самым мощность двигателя с одновременным повышением расхода топлива.

 Неисправность автоматической коробки передач  может также стать причиной перерасхода топлива.

 Свечи зажигания тоже являются частой причиной перерасхода топлива.

 Воздушный фильтр играет важное значение для экономичности автомобиля.  Старый забитый катализатор как правило, снижает свободный ток движения выхлопных газов и в результате чего может естественно увеличиться потребление топлива

 Старый забитый катализатор как правило, снижает свободный ток движения выхлопных газов и в результате чего может естественно увеличиться потребление топлива.

 Частой причиной перерасхода топлива является износ топливопроводов, особенно в старых автомобилях.

 Со временем форсунки, впрыскивающие топливо в камеру сгорания двигателя изнашиваются и не эффективно распрыскивают топливо. В итоге этого растет и само потребление топлива.

 Иногда причиной повышенного расхода топлива может стать использование некачественного масла.

Неотрегулированный угол развал-схождения

Неправильный угол развал-схождения помимо неприятных звуков при повороте и износа покрышек ведет также к чрезмерному расходу топлива.

Признаками того, что виновником повышенного расхода бензина является нарушенный угол развал-схождения могут служить такие предшествующие факторы:

  • автомобиль ударился о бордюр или попал в ямку
  • произведен ремонт подвески или рулевого управления без последующей проверки угла развал-схождения
  • подвеска авто давно не ремонтировалась и находится в критическом состоянии

Важно перед установкой правильного угла развал-схождения произвести замену всех изношенных элементов подвески. В противном случае посещать СТО для проведения данной операции придется очень часто

Основные причины большого расхода топлива на Ладе Калине

Причин достаточно много, но в этой статье постараемся рассмотреть все. В первую очередь это связано с неправильной эксплуатацией автомобиля и несвоевременным обслуживанием. Итак, какие же причины большого расхода топлива на Лада Калина:

Этот воздушный фильтр уже пора менять

На фото не сильно грязная БДЗ, бывает и хуже

Как диагностировать неисправности

13.3 литра на сотню — это много даже для экономной Калины, даже для езды по пробкам

Диагностику неисправностей стоит проводить поэтапно, пока не определиться причина выхода со строя той или иной детали, которая повлияла на повышение расхода:

  1. Проверяем воздушный фильтр. При наличии на нем коричневых отложений, его стоит заменить. Плановая замена проводится каждые 20 000 км.
  2. Потеки топлива или запах говорит о не герметичности системы питания.
  3. Проверку свечей зажигания стоит проводить на специальном стенде. Необходимо также очистить нагар и выставить зазор. Если нужно заменить свечи.
  4. Диагностировать неисправность дросселя легко, стоит только нажать педаль газа при выключенном зажигании. Если есть заедание, то имеется неисправность системы.
  5. Сигнал Check – значит неисправность в цепи холостого хода.
  6. Стоит снять гофру дросселя и посветить в заслонку, на наличие щелей.
  7. Стоит проверить форсунки.
  8. Стоит проверить катушки зажигания.

Катушки зажигания отмечены кружком

В процессе проверки компрессии двигателя Калины

Методы устранения

Для устранения неисправностей необходимо заменить сломанные или вышедшие со строя детали. Если не получилось устранить неисправность, то следует обратиться к мастеру-топливщику, возможно нужно настроить впрыск.

Еще одним вариантом устранения неисправностей может послужить прошивка блока управления. Для Лады Калины – это нормальная практика, когда в ЭБУ возникают ошибки (4 ошибка довольно частое явление). Лечиться данная неисправность заливкой в блок нового программного обеспечения.

Почему увеличился расход топлива? Основные причины

Если повысился расход топлива, причины можно разделить на 2 категории: субъективные (человеческий фактор) и объективные (технический фактор). Эти проблемы одинаково затрагивают как бензиновые агрегаты, так и дизельные.

Основные причины роста потребления топлива приведены ниже.

  • Неправильно установленные свечи зажигания (нарушено расстояние междуэлектродами) приводят к их некорректной работе.
  • Позднее зажигание также оказывает влияние на расход горючего даже при минимальном смещении угла опережения.
  • Почему зимой расход топлива больше чем летом? А потому, что при пониженной температуре охлаждающей жидкости двигатель использует больше горючего для прогрева, и его расход может увеличиться в холодный период примерно на 15%.
  • Амортизация газораспределительного механизма приводит к потере герметичности цилиндров тем самым понижая давление при сжатии и расширении. Это снижает мощность движка и соответственно увеличивает расход топлива.
  • Изнашивание узлов сцепления обычно приводит к пробуксовке, требует постоянного перегазовывания и, таким образом, увеличивается расход топлива.
  • Большой пробег и длительное использование некачественной топливной смеси тоже является причиной повышенного расхода топлива, поскольку приводит к износу цилиндропоршневой группы двигателя, где стирание поршней, колец и цилиндров достаточно сильно снижает его мощность.
  • Расшатанный сход-развал провоцирует постоянный контроль автомобиля и потерю управления, что ведет к частой перегазовке, влияющей на расход бензина.
  • Снижение давления в шинах (даже в 1 колесе) дает высокое сопротивление при трении колес с дорогой и вызывает довольно большой процент перерасхода топлива (3% на 1,5 атмосфер одного колеса).
  • Забитый воздушный фильтр плохо пропускает воздух в двигатель, так необходимый для эффективного сгорания горючего.
  • Поломка термостата приводит к недостаточному прогреву движка и соответственно к большему потреблению бензина.
  • Загрязненные форсунки нарушают герметичность, что приводит к плохому поступлению и неэффективному сгоранию топлива.
  • Нестабильная работа электронного оборудования (датчик положения дроссельной заслонки, кислородный датчик, расходомеры поступающего воздуха) ведет к некорректной информации о работе главных узлов двигателя, что ведет к потере мощности и, соответственно, увеличенному поступлению горючего.

Огромную роль играет человеческий фактор, влияющий на рост потребления топлива:

  • Загруженность машины свыше 100 кг положенного веса ведет к увеличению расхода топлива на 10%, а груженого багажника на крыше – на 30%.
  • При резком торможении или ускорении двигатель также испытывает постоянную нагрузку и требует большего поступления бензина.
  • Ухудшение аэродинамичных характеристик автомобиля за счет неправильной нагрузки, дополнительно установленных конструкций, не предусмотренных заводом и езды с отрытыми окнами со скоростью более 50 км/ч также ведет к большему расходу горючего.
  • Дополнительный расход бензина или дизеля идет на питание климатических и электронных устройств автомобиля. Кондиционер, включенный на полную мощность расходует топлива приблизительно на 15% свыше нормы, а мультимедиа – на 5%.
  • Неправильный подбор жидкостей и масел для двигателя и трансмиссии ведет к потреблению горючего на 10% больше необходимого количества.
  • Постоянно включенные фары ближнего и дальнего освещения увеличивают перерасход горючей смеси соответственно на 5 и 10%.

Другие методы экономии

Подскажу ещё проверенные методы экономии топлива.

При совместных поездках не стесняйтесь просить скидываться на бензин. Особенно это касается очень далёких поездок.
Можно использовать более дешёвый малооктановый бензин. Но такая экономия со временем приведёт к ремонту мотора. В Европе, например, уже давно отказались от АИ-92.
Всегда закручивайте крышку бензобака плотно, чтобы он не улетучивался. Лучше парковаться в тени, это также снизит испарение топлива.
Во время дождя всегда уменьшайте скорость – это сохранит вашу безопасность и горючку.
Внимательно изучите руководство по эксплуатации своего автомобиля, возможно, там будут написаны дополнительные методы экономии.
Пересядьте на общественный транспорт, если очень часто стоите в пробках. Либо воспользуйтесь альтернативными методами перемещения, например электросамокат или велосипед.
Откажитесь от покупки тяжёлого автомобиля. По статистике на каждые 500 кг веса авто расходуется 700 л топлива при пробеге 20000 км в год. Теперь посчитайте, сколько примерно «кушает» ваш автомобиль.
Во время движения не держите ногу на педали тормоза.
На стоянке на склоне всегда пользуйтесь ручным тормозом.
Чем чаще вы нажимаете на газ, тем выше расход бензина. Поэтому бездумно не надо давить на «тапку».
Различные неровности лучше объезжать стороной. Почему? Правая нога при езде по неровностям слегка трясётся, но водитель это может не замечать. А вот на мотор это влияет сильно. Поэтому здесь расход топлива резко повышается.
Выполняйте не очень крутые повороты по прямой, главное, чтобы рядом с вами не было никаких автомобилей. Также это поможет предотвратить появление заноса.
После обкатки автомобиля (10-15 тыс. км пробега) попросите, чтобы вам снизили холостые обороты до 500. Это никак не отразится на двигателе, но расход топлива снизится прилично, особенно в пробках

Важно, чтобы после снижения холостых оборотов мотор стабильно работал при включении кондиционера и другой техники и не «глох» при быстром снижении газа.
Если у вас авто с полным приводом, то по возможности отключайте второй мост. Это касается только езды на асфальте в летнее время

Но на бездорожье лучше всегда включать полный привод – так топливо будет тратиться меньше.
Дизельный автомобиль потребляет на трассе на 30% меньше топлива, чем бензиновый. Но такие авто стоят дороже. Поэтому тщательно подходите к выбору автомобиля.
Самая экономичная коробка передач – это «робот», затем идёт «механика» (МКПП) и «автомат» (АКПП).
Избегайте поворотов налево – вам придётся пропускать и машины, и светофоры. Также это отнимает много времени и увеличивает потребление бензина.
При езде в гору всегда разгоняйтесь до подъёма (не нарушая правила).
При парковке у торговых центров ставьте авто так, чтобы вы смогли быстро выехать.
Как можно реже занимайте левый ряд. Именно там все ездят на очень высоких скоростях, поэтому и вам придётся ехать с такой же скоростью.
Если на автозаправочную станцию приехал топливозаправщик, то откажитесь от этой АЗС. При сливании топлива в цистернах весь осадок поднимается вверх, а это в свою очередь засорит ваш топливный фильтр.
Всегда планируйте свой маршрут или пользуйтесь навигаторами, которые подскажут оптимальный путь с учётом пробок.

А что будет, если взять все способы, чтобы сэкономить 100% топлива. Получится ли это?

Был проведён эксперимент на ВАЗе. Для начала на нём ездили на обычном топливе. Затем поменяли свечи, использовали моющий бензин, поставили хороший воздушный фильтр и масло. Экономия топлива была, причём приличная – примерно 9% после внедрения всех плюшек. Поэтому если принять весь комплекс мер по экономии, эффект будет значительный.

Видео: как экономить бензин?

Теперь вы знаете все существующие способы, как уменьшить расход топлива на автомобиле. Если выполнить все советы вместе, то можно уменьшить потребление бензина до 30%! Начните хотя бы со скорости – исключите резкие манёвры и вы заметите, что расход топлива станет заметно меньше.

Также еженедельно проверяйте давление в шинах – это вторая причина перерасхода горючего. Затем смените свечи зажигания на иридиевые – это обеспечит качественное сгорание топлива и повысит мощность двигателя. Очевидный метод экономии — многие водители ставят себе ГБО на машину. Если вы можете позволить установить его на своё авто, то воспользуйтесь этим. Удачной экономии и приятных поездок!

Удалось ли вам существенно снизить расход топлива?

Да
28.36%

Нет
16.42%

В поисках решения
55.22%

Проголосовало: 67

Сделай репост и информация будет всегда под рукой

Экономители

В продаже есть специальные экономители, которые по заверениям производителей помогут снизить расход топлива в несколько раз. Но так ли это на самом деле?

Тут могу дать важный совет – не заливайте различные смеси в автомобили на гарантии. В большинстве случаев сэкономить можно пару процентов топлива, а обещанных 10-30% никогда никто не фиксировал. Также не рекомендуется использовать разные присадки, которые повышают октановое число.

Тем не менее, расскажем, какие экономители нам предлагают разные шарлатаны производители.

Усилитель зажигания 

Их до сих пор активно продвигают, хотя они не имеют никакой научной базы. Давным-давно на старых моторах это могло считаться прибором для экономии, но для современных моторов эта вещь совершенно не эффективна.

Экономители для авто — вещь бесполезная

Ионизатор двигателя

Эта новомодная штука никак не поможет сэкономить топливо. А если ионизатор неправильно установить, то возможно короткое замыкание, что в итоге может привести к пожару.

Магнитные экономители

Эти чудо-товары имеют такие названия Fuel Saver и Fuel Free. Эти магниты надо установить на шланг подачи топлива как можно ближе к мотору и узлам подачи бензина.

Сильные неодимовые магниты особым образом влияют на молекулярный состав горючего. В результате топливо станет гораздо эффективнее и уменьшит количество выхлопных газов. Это так утверждают производители. На практике же от них никакого эффекта, можно только повредить электронику.

Экономитель для выравнивания работы электросети

Называется он Fuel Shark. Это электролитический конденсатор. Работает он от прикуривателя, уменьшая нагрузку на автомобильный аккумулятор. В итоге электросеть авто стабилизируется, улучшается подача напряжения к свечам зажигания. В итоге топливо качественно сгорает и тем самым можно сэкономить 30% топлива. Но мы-то знаем, что это всё развод, рассчитанный на доверчивых людей.

Кавитатор

Это устройство особым образом превращает жидкое топливо в газообразное. Кавитатор ставят за топливным насосом. Сгорание горючего становится наиболее эффективное при сохранении динамических характеристик автомобиля. Также в кавитаторе имеется фильтр, который очищает топливо от тяжёлых примесей. В результате повышается КПД системы подачи топлива и увеличивается ресурс двигателя.

Выглядит кавитатор в форме трубки. Стоит он недёшево, но на практике он не показывает особых результатов.

ATW Impulse

Такое устройство подойдёт для автомобилей, где установлены 12-вольтные аккумуляторы. Его крепят к клеммам аккумуляторов, что помогает ускорить их заряд. Особенно полезен ATW Impulse для старых аккумуляторов, он может восстановить пластины и повысить срок службы в 2-3 раза. По заверениям производителя устройство поможет сэкономить 10-20% топлива.

Неправильный тюнинг

Если автовладелец проводил форсировку двигателя, то причины, почему авто стало больше потреблять топлива, могут скрываться в неправильном тюнинге.

Необходимо грамотно подходить к данному мероприятию, так как, например, перепрошивка электронного блока управления, без применения динамометрических стендов может привести к ухудшению кривой динамического момента двигателя и как результат повышению расхода из-за неоптимального сжигания топлива.

Комплексность тюнинга также важный фактор для того, чтобы избежать перерасхода топлива. Установка большинства тюнингованых запчастей требует перенастройку всех сопутствующих механизмов.

Ошибки водителя, увеличивающие расход топлива

Существует несколько типовых ошибок, которые допускают неопытные водители, ведущие к перерасходу топлива. Помните, что лишний объем бензина или солярки будет расходоваться при:

  • Работе кондиционера или системы климат-контроля. Функционирование этих устройств связано с работой компрессора. Ведь для вращения шкива насоса необходима энергия, которая берется от крутящегося коленчатого вала. А она требует дополнительное количество топлива.
  • Работе отопительной системы. Это касается не только работы «печки», но и подогрева сидений, стекол и зеркал (в машинах, где эти опции предусмотрены). Логика здесь аналогична описанной выше ситуации.
  • Резких разгонах. Если вы любите резко трогаться с места на светофорах или в других местах, то будьте готовы к тому, что ваша машина будет расходовать больше топлива, чем обычно. Это связано с тем, что любой переходный процесс (в данном случае приведение машины в движение) связан с повышенным потреблением энергии. И чем он резче, тем больше нужно энергии. Поэтому, старайтесь трогаться плавно. Так вы не только сэкономите топливо, но и сбережете покрышки, сцепление и узлы силового агрегата.
  • Работе двигателя на высоких оборотах. Старайтесь не перегазовывать. Это не только сэкономит топливо для вашей машины, но и благоприятно отразится на работе двигателя в целом.
  • Использовании некачественного топлива. Старайтесь заправляться на проверенных АЗС, и заливать в бак ту марку топлива, которая рекомендована автопроизводителем.Ведь плохое топливо хуже сгорает, дает недостаточное количество энергии и требует дополнительной его затраты.

Также существует ряд объективных причин, по которым автомобиль потребляет больше топлива, чем это предписано. Все они связаны с состоянием его отдельных узлов и механизмов.

Форсунки инжекторного двигателя

Если автовладелец заливает некачественное топливо, то может произойти загрязнение форсунок. В результате происходит увеличение подачи топлива.

Обнаружить загрязнение форсунок можно визуальным их осмотром. Обычно после их очистки количество потребляемого топлива приходит в норму.

При наличии центрального впрыска часто встречается перерасход топлива из-за уплотнения форсунки. Для диагностики производится визуальный контроль отсутствия капель топлива при снятой крышке форсунки и включенном зажигании. Для включения топливного насоса необходимо замкнуть специальные контакты на диагностическом разъеме и дождаться звука нагнетания топлива в топливопровод.

Также инжектор предполагает наличие различных датчиков, неисправности которых ведут к увеличению расхода топлива.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий