АКПП в аварийном режиме: почему так происходит

Что такое аварийный режим АКПП

Теперь поговорим о том, что такое аварийный режим. Вы, наверное, читали об этих случаях или уже встречались с такими ситуациями, когда на мониторе приборной панели высвечиваются следующие лампы, которые могут мигать или застыть в одном положении:

  • Hold;
  • Check Engine;
  • AT.

Эти лампы гаснуть после перезапуска мотора или сброса ошибки, посредством снятия провода с минусовой клеммы аккумулятора.

Иногда аварийному режиму могут предшествовать следующие симптомы:

  • старт и движение транспортного средства только на третьей передаче;
  • толчки и рывки во время переключения передач;
  • нельзя переключить коробку на парковочный режим или заднюю скорость;
  • горят сигнальные лампы;
  • вибрация селектора во время простоя на светофорах.

Читать Принцип работы гидроблока АКПП и что это такое

Как только вы увидели или услышали один из перечисленных симптомов, сразу везите авто на диагностику. Продолжать движение на машине с автоматом в «аварийке», я настоятельно не рекомендую

Понятие аварийного режима АКПП

Коробка передач переключается в «аварию» при возникновении сбоев или неисправностей в работе. Иначе можно сказать так: активный аварийный режим в коробке-автомате свидетельствует о наличии проблем.

На приборной доске включаются пиктограммы check engine, check AT, HOLD. Если АКПП автомобиля в режиме аварии, теряется темп разгона, авто вяло реагирует на нажатие педали акселератора, отсутствует переключение передач в D-режиме. Все потому, что в «аварии» в коробке постоянно включена третья скорость.

Аварийный режим АКПП по сути — это защита, то есть он активируется для предотвращения серьезных поломок агрегата. Также в аварийном режиме коробки можно на транспортном средстве доехать до ближайшего СТО.

При этом недопустимо постоянно передвигаться на машине при аварии коробки-автомат. Но есть возможность переместить авто до сервиса, не прибегая к услугам эвакуатора или буксировки. Разберемся, когда и по какой причине активируется аварийный режим «автомата», затем поговорим о возможных вариантах исправления неполадок.

Три основные причины автоматического переключения коробки в аварийный режим

Первая причина

Сбои в работе АКПП произошли из-за нарушения нормы трансмиссионной жидкости. Может быть недолив или перелив. Превышение нормы или недостаток жидкости отрицательно отражается на работе ЭБУ, что в конечном итоге заставляет это устройство включать аварийный режим. Проще когда произошел перелив жидкости, следует просто слить излишки. В случае если такой жидкости не хватает до нужного уровня, то станет необходимость в поиске причины такого явления, чтобы устранить существующие протечки.

Вторая причина

Возникли сбои в работе механизмов гидравлики или же механической части коробки передач. Ремонт таких механизмов обойдется довольно дорого, что серьезно скажется на бюджете. Автоматическое переключение и причина перехода АКПП в аварийный режим работы может произойти из-за повреждения корпуса данного устройства или же поломки фрикционной группы.

В таком случае станет необходимость в съеме поддона, и сделать тщательный осмотр на наличие посторонних частиц, таких например как фрикционная пыль, образовавшаяся стружка или же незначительные металлические частицы и прочее. Обнаружив хоть одну из них, то в обязательном порядке нужно приступить к исследованию каждого элемента механизмов трансмиссии на предмет визуального поиска причин или же попытаться сделать электронную диагностику всей коробки передач. Но хотя следует уточнить, что такое сканирование не всегда может с предельной точностью выявить незначительные мелкие повреждения.

Третья причина

Проблемы, связанные с перебоями в работе системы электронного управления.

proinomarki.com

Ресурс АКПП

Точного значения срока службы автоматической коробки нет. Это будет зависеть от правильной эксплуатации автомобиля с АКПП, своевременного обслуживания коробки: замены масла и масляного фильтра, использования оригинальных запчастей и масла. Некоторые модели коробок-автоматов рассчитаны на 100-150 тысяч пробега, современные модели автомобилей оснащаются коробками-автоматами, рассчитанными на 500 тысяч км и более, и при этом не нуждаются в замене масла.

Прочитать подробнее о замене масла в автоматических коробках переключения передач вы можете в нашей статье: Замена масла в АКПП

Что делать, если автомат переходит в аварию?

В случае неисправности соленоидов гидроблока, проблем с проводкой, непродолжительное движение не должно обернуться печальными последствиями, так как ЭБУ АКПП выбирает наиболее безопасный режим работы. Понятие аварийного режима означает, что автомобиль двигается только на одной из скоростей. Если АКПП встала в аварию и заблокировала вторую либо третью передачу, придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  • остановитесь и проверьте уровень масла в АКПП. Если конструкцией трансмиссии не предусмотрен щуп, загляните под автомобиль. Вытекающая трансмиссионная жидкость красного цвета, характерный запах горелого масла говорит о том, что ехать дальше не стоит;
  • пошевелите жгуты проводки, идущие к АКПП. Если причина в плохом контакте подкапотной проводки, при должном стечении обстоятельств вам удастся на время вывести коробку из аварийного режима;
  • заглушите двигатель, на 1-2 минуты выключите зажигание. Если не помогло, на 2-3 минуты отключите минусовую клемму АКБ. На некоторых авто подобные манипуляции действительно позволяют снять аварийный режим;
  • если уровень масла в норме, продолжайте движение до места безопасной остановки или ближайшего СТО. При этом ехать нужно как можно аккуратней. Не стоит давить педаль в пол, загоняя обороты двигателя в красную зону.

При неисправности механической и гидравлической частей АКПП приводит

  • Потеря сцепления — автомат буксует, динамика автомобиля снижается
  • Появляются рывки при переключении передач (Типичная проблема неправильной )
  • Теряется задняя или передние передачи

Проблема в работе механических или гидравлических частей АКПП. В этом случае необходимо устранить проблему на корню. Бюджет будет существенно отличаться при устранении «болезни» на ранней стадии, чем если на коробку не обращать положенного внимания. Повреждение корпуса, неисправность фрикционов тут вариантов достаточно много. Нужно снимать коробку и проводить осмотр каждой группы отдельно.

При возникновении проблем по части износа деталей, следует помнить, что каждая неисправность в современных агрегатах, как правило, ведет к поломке следующих в цепочке деталей. При появлении толчков, рывков в АКПП чем раньше сделать диагностику, тем меньше времени и средств теряет владелец.

Индикация загорается при прогреве коробки до рабочего состояния:

  • Неисправен датчик температуры (заменить)
  • Редкая замена масла (Приводит к повышенному износу всех внутренних частей АКПП)

Коробка встала в аварийный режим, либо лампочка загорается при смене скоростей:

Неисправность или плохой контакт датчика (Необходима диагностика) Электронный блок управления получает некорректный сигнал от датчиков

Глухой удар при установке селектора в положение D

  • Датчик вращения одного из валов неисправен (на диагностику)
  • Плохое состояние масла (стружка)

Если автомобиль, не выходит из положения Аварии, то чаще всего неисправен электронный блок управления.

Электронный блок управления один из важных составляющих АКПП. На его плечах лежит управление всеми процессами работы коробки. При возникновении неисправности первый шаг – это компьютерная диагностика

. ЭБУ выдаеткод ошибки , по которому можно оперативно понять неисправность и быстро устранить ее.

При возникновении проблем в электрике все немного сложнее. Сканер не всегда может выявить места плохого контакта (окисления или короткого замыкания). При неисправности такого рода необходим осмотр проблемных контактов и их прозвонка.

Современный – это сложный механизм с «умной» электронной начинкой. И если в работе АКПП возникают серьезные сбои, включается своеобразный «защитный механизм» – коробка передач переходит в аварийный режим

. У разных АКПП признаки перехода в аварийный режим могут быть разными, но в общих чертах симптоматика выглядит так: передачи в режиме D не переключаются, автомобиль «тупит» и не набирает скорость, могут ощущаться вибрации. Кроме того, загораются индикаторы (O/D OFF, Check AT, Check Engine и т.д.).Для АКПП аварийный режим – этопризнак серьезной неисправности , а также возможность доехать до сервиса своим ходом, не прибегая к услугам эвакуатора.Если коробка-автомат перешла в аварийный режим, самое простое, что вы можете сделать, – это заглушить, а затем . Если проблема исчезла, скорее всего, дело в датчиках скорости. Если же после повторного запуска АКПП снова ушла в аварийный режим, это верный признак того, что пора отправляться на диагностику. Мало того, что эксплуатация АКПП в аварийном режиме доставляет массу неудобств, она может стать причиной серьезных поломок (а значит, и дорогостоящего ремонта).

Особенности эксплуатации автомобиля в аварийном режиме

Современные автомобили отличаются умом и сообразительностью. Благодаря бортовому компьютеру машины могут самостоятельно выявить у себя ту или иную поломку. Но как быть, если из-за неисправности включился аварийный режим?

Любой современный автомобиль, независимо от класса, имеет бортовой компьютер. Без него сегодня никак не обойтись. Он позволяет водителю сосредоточиться на вождении машины, не отвлекаясь ни на что другое, внимательно следить за техническим состоянием важных узлов и агрегатов автомобиля. Кроме этого у бортового компьютера есть ещё одна функция – аварийный режим. Давайте выясним, для чего он нужен и на что влияет, и при каких проблемах включается.

Если возникли неисправности с мотором, то на табло бортового компьютера загорается красным цветом специальный индикатор, чаще всего это «Check Engine» или «Контур двигателя» (у каждого бренда своё обозначение). В этом случае автомобиль теряет мощность. Он не совсем останавливается, а может продолжить движение на малых оборотах, т.е. двигатель не развивает больше 2500 тыс. об/мин. и скорость больше 30 км/ч.

Опцию «аварийный режим» конструкторы закладывают для того, чтобы мы смогли самостоятельно добраться до помощи и не повредили дорогостоящие узлы. Это так называемая «защита от дурака». Кстати, причинами включения аварийного режима могут быть, в том числе нехватка масла в двигателе, охлаждающей жидкости, неисправности в системе питания.

Также из-за некачественного топлива могут из строя выйти датчики, отвечающие за составление топливной смеси. А иногда в особо тяжелых случаях, связанных с перегревом двигателя, компьютер вообще может выключить мотор. Если это вопрос низкого уровня технических жидкостей, и вы его решили, то можно попытаться самостоятельно снять ограничение. Делается это просто. Нужно выключить двигатель и чрез 5 секунд снова завестись, затем повторить 2-3 раза. Как правило, все ограничения после этого снимаются.

Также аварийный режим включается из-за возможных проблем с АКПП. Тогда на табло БК красным загорается надпись «Automatic transmission». Это может быть тоже связано с нехваткой масла, либо с нарушением контакта в разъёме жгута проводов коробки. В этом случае она работает необычно. Переключения передач выше 2 или 3 не происходят. В дороге это вы точно не исправите. Причина может быть банальной, и ремонт не дорогим, но без компьютерной диагностики вы её не устраните.

И последнее. Если включился аварийный режим, долго эксплуатировать автомобиль нельзя. Допустимый максимальный пробег – не более 20 километров. Поэтому вариант один – отменяем все дела и двигаемся в сторону автосервиса, чтобы не дать проблеме прогрессировать.

Истирание каналов гидроблока

Коробка в которой своевременно не менялось масло имеет загрязнения каналов гидроплиты. Автомат работает с заклинившими плунжерами. Через каналы трансмиссионка подается с повышенным давлением. Содержащиеся в жидкости мелкие осколки повреждают алюминиевые каналы. Коробка при этом может работать в аварийном режиме.

Для того, чтобы проблема с загрязнением не вставала неожиданно, требуется следить за состоянием трансмиссионной жидкости. Автомат требует только качественного масла. Современные механизмы стали высокочувствительными к неправильному техническому обслуживанию. Предпринимать меры надо до того, как АКПП ушла в аварийный режим.

Загрязненная гидравлическая плита

Независимо от причин, почему автоматическая коробка переключались в аварийный режим, обязательно необходимо посетить сервисный центр или устранить поломку самостоятельно. При наличии подозрительного скрежета необходимо включать аварийку и вызывать эвакуатор, несмотря на то, что автомат позволяет двигаться дальше. В таком случае продолжение эксплуатации становится опасным для всей силовой установки, так как вызывает ускоренный износ ее узлов

Важно помнить, что поломка не уходит сама по себе

Причины ухода коробки в аварийный режим

Современные автоматические коробки передач – это сложные механизмы. В отличие от своих предшественников, современные экземпляры тесно связаны с двигателем, управляются с помощью электроники и имеют массу датчиков и защит.

Первая и самая распространённая причина перехода коробки в аварийный режим АКПП – нештатный уровень масла. Возникает из-за течи в АКПП, перелива масла или нештатной работы гидроблока. Если речь идет не о гидроблоке – исправляется легко. Течи в АКПП могут быть как легкими, так и серьезными – например, повреждение корпуса АКПП или же вышла из строя прокладка между двигателем и АКПП.

Аварийный режим возникает из-за течи в АКПП

Такой ремонт будет стоить недешево. В легких случаях за течь масла обычно ответственна какая-то прокладка или уплотнитель.

Низкий уровень масла в коробке очень опасен. Некоторые агрегаты коробки перестают нормально смазываться и начинают истираться, загрязняя своими осколкам всю АКПП. Другие агрегаты начинают перегреваться и это тоже не самым лучшим образом на них сказывается. В результате происходит цепная реакция – ломаются самые слабые и дальние детали, потом все остальные. Высокий уровень масла также опасен. В лучшем случае лишнее масло будет выброшено через сапун. В худшем, оно вспенится и просто потеряет свои свойства, приведя АКПП к той же картине, что и при масляном голодании.

Сюда же можно включить и работу АКПП на «неродном» масле. Некоторые АКПП так оптимизированы и настроены, что работать на масле с несколько иными характеристиками просто не могут. Вторая причина – система самодиагностики выявила проблемы с гидравлической или механической частью АКПП. Чаще всего – это износ фрикционов. Электронная система диагностики сможет правильно указать на поломку лишь в некоторых случаях. В любом случае понадобится снимать коробку и осматривать ее внутренности на предмет износа и повреждений.

Одна из причин аварийного режима АКПП — это проблемы с гидравлической частью

Изношенные фрикционы быстро сделают масло горелым, оно пропитает остальные фрикционы и в один прекрасный момент АКПП «встанет» окончательно, пока её не откапиталят. Сломанные зубья шестерней или истертые металлические детали быстро выведут из строя соседние, и там, где надо было сменить одну небольшую деталь, надо будет менять всю передачу.

Третья причина – неисправность электронного блока управления, проводки или датчиков. И это настоящий бич современных АКПП. Чаще всего – это плохой контакт одного из шлейфов. Большая часть контактов в АКПП – это очень маленькие и тонкие проводки, дорожки толщиной менее миллиметра и шлейфы тоньше листа бумаги. Повредить такой проводок – проще простого. Такая маленькая неприятность помимо аварийного режима может давать и не хилые симптомы в виде пинков, рывков, пробуксовок и потери передач. Переход в аварийный режим в таком случае хаотичен. АКПП может спокойно ездить неделю, а на выходных переходит в аварийный режим на каждой кочке.

Более плохой вариант – истертые каналы гидроблока. Грязное масло в конечном итоге загрязняет каналы гидравлической плиты, заклинивая плунжеры. Или же какой-либо сальник начинает подтекать.

Грязное масло загрязняет каналы гидравлической плиты

Итог один – гидроблок сходит с ума и открывает клапаны на полную, начиная прогонять через себя огромное количество масла. Масло, заполненное металлическими осколками, приобретает свойства близкие к наждачной бумаге. Алюминиевые каналы гидравлической плиты истираются очень быстро, и очень скоро гидравлический блок получает повреждения несовместимые с дальнейшей жизнью. Нештатное давление, которое он начинает подавать в коробку, тоже не идет ей на пользу. Начинается цепная реакция, которая в итоге приводит к дорогому ремонту.

При включении передней передачи, коробка переходит в аварию из-за отказа датчиков вращения входного или выходного вала.

Если коробка вообще не выходит из аварийного режима – скорее всего, накрылся электронный блок управления.

Самая мерзкая вещь в таких поломках – огромная сложность диагностики. Система самодиагностики автомобиля вовсе может не показывать причину. А местные специалисты будут разводить руками, предлагая поменять то одно, то другое. А причиной всему будет маленький оторванный проводочек в самой глубине гидроблока.

Если коробка не выходит из аварийного режима, значит накрылся электронный блок управления

Что такое аварийный режим АКПП

Теперь поговорим о том, что такое аварийный режим. Вы, наверное, читали об этих случаях или уже встречались с такими ситуациями, когда на мониторе приборной панели высвечиваются следующие лампы, которые могут мигать или застыть в одном положении:

  • Hold;
  • Check Engine;
  • AT.

Эти лампы гаснуть после перезапуска мотора или сброса ошибки, посредством снятия провода с минусовой клеммы аккумулятора.

Иногда аварийному режиму могут предшествовать следующие симптомы:

  • старт и движение транспортного средства только на третьей передаче;
  • толчки и рывки во время переключения передач;
  • нельзя переключить коробку на парковочный режим или заднюю скорость;
  • горят сигнальные лампы;
  • вибрация селектора во время простоя на светофорах.

Читать Типичные неисправности и ремонт АКПП Renault

Как только вы увидели или услышали один из перечисленных симптомов, сразу везите авто на диагностику. Продолжать движение на машине с автоматом в «аварийке», я настоятельно не рекомендую

Что автолюбители говорят про аварийный режим АКПП

Пустяковая причина переключения в «аварию»

«У знакомого (марку авто не помню) после снятия поддона установили неправильно магнит. Он пережал проводку, что вызвало постоянные ошибки АКПП».

Контакт с ЭБУ

«Запуск с холодного состояния не вызывал никаких проблем. И до выключения мотора можно было ездить сколько угодно. Но стоило заглушиться, начинались проблемы. При запуске двигателя на приборной панели не горела даже OD. Требовалось некоторое время — час, полтора, чтобы автомобиль самопроизвольно перешел в нормальное состояние. Я много чего изучил по данной теме. Не мог найти блок управления, чтобы подкинуть — никто не давал свой. В итоге приобрел новый и машина стала работать без проблем!»

Поломка по внешним причинам

«При замене колец антифриз вылился на АКПП. Как раз в районе колодки у щупа. Начались глюки — светится «нейтраль», машина едет все время на третьей передаче. Взял ватные диски и палочки, одноразовый шприц, фен и спирт для обезжиривания и вытеснения влаги. Не жалея последнего, много раз промыл им обе части колодки, каждый раз тщательно все вычищал. Делал так, пока колодка не стала сухой и чистой.

Спустя год такую же неисправность вызвал проезд по глубокой луже. Лечил так же.

В настоящее время с коробкой нет проблем».

Последствия передвижения на коробке передач в режиме аварии

«АКПП уходит в аварийный режим после ДТП. То есть передвигаться на ней больше нельзя, ее функция сейчас — остановить автомобиль плавно, если он не остановился после аварии, и затем заблокироваться. Сам столкнулся с подобным, когда с другом на «Туареге» встретились «в лобовую» с коровой на ночной дороге при скорости 70 км/ч. Но не у любого авто коробка работает именно так».

Причины переключения в «аварию»

«Ситуация может возникнуть после замены масла. То есть новая жидкость спровоцирует сбой адаптации ЭБУ, так как есть отличия в показателях от старого масла по вязкости, плотности и так далее

Также свежее масло может вымыть что-то, что оказывало воздействие на важные детали гидроблока.

Принимаем во внимание факт, что аварийный режим возник после попытки перехода с третьей на четвертую передачу. При одновременном появлении ошибки отсутствия сигнала с выходного вала весьма вероятно, что не включились один или два соленоида, отвечающих за переключение пакетов четвертой передачи

Чаще всего это один пакет, потому что второй, задействованный на передаче 4, включается и для более низких.

При поиске причины нахождения АКПП в аварийном режиме лучше воздержаться от перезагрузки ЭБУ. В противном случае из памяти могут пропасть ошибки, такие как «сигнал с датчика выходного вала отсутствует». А это существенно затруднит поиск неисправности.

Если же неисправность обусловлена механическими причинами, то чаще всего это случается из-за сильной пробуксовки фрикциона 4-й передачи. А это, в свою очередь, вызвано недостаточным давлением в напорных магистралях или негерметичностью уплотнительных компрессионных колец, что также вызывает падение давления в магистралях. Иногда давление не достигает необходимой величины по вине некорректного функционирования гидроблока».

почему авто входит в аварийный режим

При возникновении нештатных ситуаций, когда нормальная работа коробки «автомат» не представляется возможной, ЭБУ включает аварийный режим АКПП и сигнализирует об этом включением соответствующей лампы на приборной панели.

Что послужило этому причиной? Можно ли устранить проблемы на месте?

Автоматическая коробка переключения передач при соблюдении условий эксплуатации, рекомендованных заводом-изготовителем, прослужит 250 тыс. км пробега или до 5 лет. В действительности реальный срок службы зависит от множества факторов – стиля вождения, периодичности сервисного обслуживания и т.д. Автоматические коробки оборудованы электронным блоком управления, который отвечает за режимы работы и осуществляет все необходимые процедуры для переключения передач. При возникновении нештатных ситуаций, когда нормальная работа коробки «автомат» не представляется возможной, ЭБУ включает аварийный режим АКПП и сигнализирует об этом включением соответствующей лампы на приборной панели.

Почему АКПП переходит в аварийный режим

Причины перехода АКПП в аварийный режим могут быть следующими:

  1. Нехватка трансмиссионной жидкости. При недостаточном количестве масла в АКПП электронный блок управления включает аварийный режим работы.
  2. Неисправности электронной системы управления. Ошибки АКПП могут быть вызваны сбоями ЭБУ автоматической коробки.
  3. Проблемы в работе гидравлики или механических элементов коробки «автомат» -неисправности гидротрансформатора, износ фрикционов, другие гидравлические или механические повреждения включают аварийный режим работы АКПП.
Утечка трансмиссионного масла

Коробка «автомат» переходит в аварийный режим в случае нехватки трансмиссионного масла. Течь может возникнуть из-за выхода из строя уплотнительных прокладок, повреждений корпуса, неисправностях гидроблока АКПП. Если при осмотре в яме или на подъемнике обнаружены масляные подтеки, то необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам для устранения неисправностей. Чаще всего потребуется замена трансмиссионного масла и уплотнительных прокладок. В специализированной автомастерской мастера смогут определить причины протечек и устранят их.

Неисправности блока управления

Нештатная работа ЭБУ коробки передач может привести к включению аварийного режима АКПП. Типичными неполадками блока управления являются неправильный выбор оборотов, блокировка переключения передач. Для устранения неполадок потребуется диагностика ЭБУ, замена вышедших из строя элементов или всего блока, поврежденных шлейфов, контактной группы.

Выход из строя гидравлических или механических деталей

Система самодиагностики при обнаружении неисправностей в механической или гидравлической части коробки обеспечит переход АКПП в аварийный режим. Распространенными неполадками являются износ фрикционов, неисправности гидроблока или гидротрансформатора. После проведения диагностики АКПП можно будет установить причины выхода из строя отдельных деталей.

Особенности аварийного режима АКПП

Если АКПП встала в аварийный режим, то продолжить движение можно только на третьей передаче. Скорость автомобиля в данном случае ограничена — не более 60 км/ч. Завести авто при аварийном режиме (например, в зимнее время) достаточно проблематично.

Аварийный режим работы коробки «автомат» предназначен для того, чтобы можно без вызова эвакуатора доехать до СТО. Эксплуатация автомобиля при аварийном режиме не допускается, поскольку может привести к серьезным поломкам и, как правило, дорогостоящему капитальному ремонту АКПП. Поэтому в случае активации аварийного режима необходимо как можно скорее определить причину входа коробки «автомат» в данный режим и устранить неисправности.

Что делать при включении аварийного режима

Не знаете, что делать при аварийном режиме АКПП? Есть два варианта решения проблемы:

  • Вызвать мастера. Специалист проведет диагностику коробки «автомат», определит почему АКПП встала в аварийный режим, и, если это возможно, устранит неисправности на месте.
  • Доехать до автосервиса. На 3-ей передаче можно собственным ходом добраться до СТО, где мастера проведут диагностику и выполнят ремонт АКПП автомобиля.

Конечно, можно сразу отправиться на СТО для проведения диагностики и ремонта, но удобнее будет вызвать автоэлектрика на место поломки. Мастер выполнит диагностику и, если поломки можно устранить сразу же, выполнит необходимые работы. Так вы сможете сэкономить время на поездку в сервис при незначительных поломках, которые после диагностики выездной автоэлектрик сможет устранить на месте.

lat.spb.ru

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий