Перегрев двигателя: симптомы и причины

Причины перегрева мотора

Среди них:

Низкий уровень антифриза в охлаждающей системе. Многие водители пренебрегают проверкой количества жидкости в расширительном бачке, а ведь она может где-то течь или выкипать. Если все патрубки и другие элементы целы, то можно просто долить ОЖ.
Перегрев может стать следствием пробития радиатора. Поможет только замена, а при незначительных повреждениях герметик. Но чаще всего радиатор засоряется пылью, тополиным пухом и даже листьями. Нужно только прочистить его. Если это не помогло, а остальные причины исключены, то устройство уже просто забилось за годы эксплуатации. Это может быть следствием использования воды вместо антифриза.
Заклинивание термостата. Эту проблему проще всего определить зимой. Если печь дует холодным, то других причин искать не стоит. Летом можно прикоснуться к патрубку, который чаще всего самый нижний, после прогрева мотора. Если шланг полностью холодный, то антифриз на радиатор не поступает, что и стало причиной выросшей температуры.
Поломка помпы. Она, как и термостат, может заклинить.
Остановившийся вентилятор. Для поиска проблемы требуется диагностика, так как мог сломаться моторчик или муфта включения. Иногда достаточно отключить датчик температуры охлаждающей жидкости, чтобы вентилятор работал постоянно при заведенном двигателе, это позволит избежать перегрева.
Утечка антифриза

Первое, на что обращаем внимание, это патрубки. Могут быть не затянуты их хомуты или появились трещины

Проблема может находиться и в системе отопления салона: печка или её краник.
Первая серьезная проблема, которая трудно диагностируется и устраняется исключительно профессионалами, — неправильная регулировка зажигания и впрыска. Позднее сгорание топлива приводит к перегреву двигателя, так как процесс происходит только в момент открытия клапанов.
Отложения в камере сгорания. Во время работы изношенного двигателя происходит постоянный заброс масла в цилиндры. При сгорание масло образует тонкий нагар на стенках. Со временем его толщина увеличивается, что приводит к перегреву силового агрегата. Причем остановить проблему трудно, так как высокая температура способствует расходу масла, что негативно отражается на количестве отложений. Из-за этого перегрев только увеличивается.
Воздушная пробка. Никакого воздуха в охлаждающей системе быть не должно, для этого стоит крышка расширительного бачка. Но она может не работать, если производился ремонт, например замена патрубка. Чтобы проверить наличие такой неисправности, нужно открыть крышку и прокачать шланги. Если это не поможет, то стоит поискать горку, поставить автомобиль «мордой» вверх и завести его, дожидаясь полного прогрева. После двух-трех срабатываний вентилятора снова открывается крышка, но уже максимально аккуратно, так как машина прогрета.
Прогар клапана. Если на клапане присутствует хоть небольшая трещина, то это становится причиной раннего выхода газов, что повышает температуру двигателя.

Непосредственно перегрев наступает не сразу после возникновения причины, а после ряда действий, описанных далее:

  • при достижении высокой скорости;
  • во время пробуксовки и недостаточном обдуве радиатора;
  •  при слабом теплоотводе во время жары;
  • при работающем кондиционере;
  • негерметичная крышка радиатора способствует перегреву во время затяжного подъема в гору.

Но эти ситуации способствуют постепенному перегреву. У водителя есть возможность заметить неисправность из-за плавного роста стрелки температуры или мигающего индикатора. Но существуют и такие неполадки, которые приводят к быстрому перегреву мотора по причине:

  • полная остановка работы насоса;
  • разрыв патрубка, способствующий выходу охлаждающей жидкости из системы;
  • обрыв ремня помпы и генератора на некоторых автомобилях. Такая неполадка уже обсуждалась ранее;
  • прорыв газа в систему охлаждения. Актуально только для автомобилей с установленным ГБО. Последствия те же, что и у лопнувшего патрубка – антифриз просто уходит из системы;

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Повышенный расход масла в двигателе: причины и способы решения проблемы
  • Как правильно проверить уровень масла в двигателе
  • Появился стук в двигателе, причины и возможности ремонта

Что является причиной перегрева двигателя автомобиля

Понятие «перегрев мотора»- это, как правило, неисправности в системе охлаждения. Данная проблема знакома всем и не является редкостью. Чаще всего она может возникнуть от невнимательного отношения водителя к своему автомобилю. Регулярность проверки необходимого уровня охлаждающей жидкости должна быть постоянной, особенно это касается авто с большим пробегом.

Повреждение бачка также может служить причиной, по которой необходимая мотору жидкость быстро утекает, и уровень её падает, так возникает быстрый перегрев, это определяется по датчику температуры. Среди распространённых причин может быть и некачественный состав охлаждающей жидкости, что также может привести к «закипанию» движка.

Стоит также отметить и многие неполадки или поломки элементов всей системы. Так из-за неисправности в работе водяного насоса, вентилятора или радиатора, а также повреждения привода возникают проблемы с перегревом. Неисправный термостат также послужит причиной блокировки, и жидкость для охлаждения престанет охватывать радиатор, а будет бесполезно вращаться в двигателе, не принося нужного результата.

Если жидкость попадает в смазочную систему, хотя это и бывает довольно редко, также может возникнуть чрезмерный нагрев мотора. Здесь основной причиной может быть повреждённая головка блока цилиндров. При таком повороте событий не следует эксплуатировать машину, здесь требуется срочный ремонт и устранение неисправности. В противном случае может заклинить все подвижные части двигателя, а это повлечёт за собой большие расходы по ремонту, и нередко замена всего движка.

Теперь несколько подробнее о каждой из причин и работе важных элементов в системе охлаждения:

  • Что касается охлаждающей жидкости, то в современных автомобилях вся система охлаждения имеет закрытый тип. Для отвода тепла от мотора используется антифриз или тосол. Именно они предназначены для отдачи тепла во внешний мир.
  • Большое значение имеет рубашка охлаждения. Всем известно, что наиболее «горячими» в двигателе являются камеры сгорания, где воспламеняется топливо. Существуют специальные полости, которые располагаются в блоке цилиндров, по ним и протекает жидкость для охлаждения, забирая с собой лишнее тепло.
  • В радиаторной части происходит не менее серьёзный процесс, там осуществляются теплообменные действия антифриза. Нагретая жидкость проходит по радиаторным трубкам, а наружный воздух их обдувает и происходит охлаждение радиатора.
  • Водяная помпа, иными словами насос существует для непрерывной циркуляции охлаждающей жидкости во всей системе. Задача насоса заставлять антифриз двигаться от мотора до радиатора и в обратном направлении.
  • У вентилятора задача понятная, особенно если автомобиль не может передвигаться быстро и застревает в пробке большого города. В этом случае нехватка воздуха может быть компенсирована включением вентилятора. За счёт его работы происходит обдув и снижение в радиаторе температуры.
  • Большую роль в нормальной работе двигателя играет термостат. В холод он ускоряет разогрев мотора до нормальных рабочих температурных показателей. При условии неисправности термостата, происходит чрезмерный разогрев системных блоков двигателя и происходит «закипание». Причина в клапане, который вовремя не открывается или перестаёт закрываться, реагируя на охлаждающую жидкость.
  • Неисправность парового клапана, который имеет назначение срабатывать на превышение предельной нормы, также может влиять на сильное нагревание движка. Он находится в расширительном бачке или радиаторной пробке. Если клапан не работает, его следует промыть или даже совершить замену.

При заводе автомобиля, в работу включается вся сложная система, которая работает для того, чтобы мотор вовремя охлаждался. Происходит это следующим образом:

  • Проходя по патрубкам к термостату, нагретый антифриз доходит до термостата.
  • Затем, совершая маленький круг, антифриз, отправляется обратно к мотору, после того, как достигнута нужная отметка температуры.
  • При достижении температурного режима 80-90 градусов, начинает функционировать радиатор.
  • В случае, если не происходит нагрев антифриза, и температура продолжает расти, к работе системы подключается вентилятор.
  • За счёт клапана, находящегося в расширительном бачке, может регулироваться необходимое количество жидкости, или увеличиваясь, или возвращаясь к первоначальной точке.

При условии нормальной работы всех компонентов в целостной системе, охлаждение происходит своевременно и в нужном режиме, двигатель не нагревается до критической точки и «закипание» автомобилю не грозит.

Контроль масла в двигателе

Любой автомобиль требует внимания. Периодически необходимо проверять уровень моторной жидкости – это делается с помощью щупа, уровень должен быть между о и min».

А также следить за периодичностью замены всех жидкостей, в частности за горюче-смазочными материалами во всех агрегатах транспортного средства.

Своевременно производить замену, а если нужно – прибегать к использованию промывочных составов. Не стоит перегружать мотор. Следить за тем, качественные ли материалы льете в свою машину, и только тогда можно быть точно уверенным, что проблема быстрого расхода масла в двигателе Вам не страшна.

Помните! Обязательно подбирайте моторные масла по рекомендациям производителя, они их дают не просто так.

Любящий свой автомобиль водитель должен знать все о своем транспортном средстве, постоянно контролироваться, как и что творится в движке его авто. Наплевательское отношение приведет к капитальному ремонту двигателя.

Потери смазки через выхлопную трубу

В следствии перерасхода капельки выходят через выхлопную трубу на холодную. Причиной этого может служить выход из строя катализатора либо турбины. Определяется это достаточно просто, достаточно взять лист бумаги и приложить к срезу трубы. Также на прогретом двигателе из выхлопной трубы идет сизый дым. Ремонт турбины дизельного двигателя дорогостоящая услуга, поэтому лучше не доводить до состояния поломки.

Потери масла в охлаждающую систему

Почему в антифризе может присутствовать смазка? Ничего хорошего это не сулит. Т.к. по этой причине снижается охлаждение.

Прокладка маслоохладителя пришла в негодность, либо прокладка ГБЦ в плохом состоянии. По этой причине смазка просачивается. Поэтому в антифризе появляются его частицы.

Помните! Если с двигателем производился капитальный ремонт или он в эксплуатации более 5 лет, то нормы расхода масла увеличиваются минимум на 20%.

Почему перегревается двигатель?

Все металлические детали мотора чувствительны к увеличению температуры. Нагреваясь, металл расширяется и теряет исходные размеры. При умеренном нагреве кристаллическая решетка металла возвращается в первоначальное состояние. При сильном перегреве происходит деформация кристаллической решетки, влекущая за собой изменение формы деталей мотора. Самыми первыми страдают от перегрева поршни, головка блока цилиндра и сам блок. Рассмотрим перегрев двигателя, причины и последствия.

Семь внешних причин перегрева двигателя.

2. Неисправность термостата. Данная неполадка происходит из-за скопившихся в системе охлаждения отложений. В результате сбоя в работе подвижного элемента нарушается циркуляция охладителя, что приводит к перегреванию силового агрегата.

3. Недостаточное воздушное охлаждение загрязненного радиатора. Со временем на ребрах скапливается грязь, которая препятствует качественному обдуву агрегата. Также может выйти из строя вентилятор. В машинах с вентилятором, работающим от электрического мотора, может выйти из строя температурный датчик. В случае если вентилятор приводится в движение каленвалом, проверьте натяжение ремня.

4. Повышенная нагрузка на движок в экстремальном режиме. При буксировке, подъеме на крутую возвышенность или в случае агрессивной езды мотор просто не успевает охлаждаться.

5. Продолжительная работа силового агрегата в условиях детонации быстро приводит к износу всех деталей. Так как одной из основных причин детонации бывает некачественное топливо и масло, не заправляйте машину дешевым бензином и маслом сомнительного качества.

6. Нарушение работы зажигания или впрыска. Это может произойти при сбоя заводских регулировок, следствием чего является критическое повышение температуры отработанных газов. В результате перегрева раскаленная головка блока приводит охладитель в состояние кипения.

7. Неисправность выпускного клапана.

Данные неполадки можно легко заметить и вовремя устранить.

Три внутренних причины перегрева двигателя

Помимо внешних (заметных) признаков перегрева движка существует внутренний перегрев, которой заметить и предотвратить невозможно. Автолюбителям остается лишь устранять последствия проблемы. Перегрев двигателя — симптомы внутренней неполадки:

1. Образование нагара в камерах сгорания. Изношенные цилиндры потребляют большое количество масла, которое не успевает полностью прогорать и оставляет на полостях отложение в виде нагара. В этом случае из выхлопной трубы появляется дым сизого оттенка, но неопытный автолюбитель не может понять причину этого явления.

2. Отложения минеральных солей в системе охлаждения. В данном случае функция охладителя снижается, что приводит к неэффективному теплоотводу.

3. Снижение теплопроводности цилиндров из-за добавления присадок в моторное масло. Некоторые вещества присадок провоцируют образование металлокерамического слоя на теле цилиндров, который выступает в роли теплоизолятора.

Как избежать закипания двигателя в будущем

Чтобы избежать такой проблемы, как перегрев двигателя, в будущем, надо позаботиться о качестве антифриза – использовать только проверенные варианты.

Также стоит своевременно проходить все техосмотры, в ходе которых можно удостовериться в работоспособности системы охлаждения автомобиля. Все они прописаны в паспорте машины и проводятся при определенном пробеге. Кроме того, стоит очень внимательно следить за сигналами, которые подает автомобиль.

Когда вы выполните диагностику описанную выше, вы сразу же поймете, что не так с вашим двигателем и сможете легко устранить проблему закипания двигателя. Сформируете для себя понимание того, что может произойти с закипевшим двигателем и какие последствия Вас ждут. Сможете выполнять профилактику и предварительную диагностику, скажем 1 раз в сезон, для избежания проблемы закипания двигателя.

P.S. Возможно и у Вас такая же проблема — тревожный сигнал Check Engine на панели приборов, а если нет, то не спешите думать, что она не проявит себя в дальней поездке. Лучшим решением избавить себя от головной боли перед длительной поездкой это деактивация датчиков. Каких? Читайте в этой статье — https://www.chipmaster.ru/otklyuchit-datchik-kisloroda-udalit-virezat-katalizator/

Причины перегрева дизельного двигателя

Дизель может перегреваться по разным причинам. За поддержание рабочей температуры дизельного двигателя в строго ограниченных рамках отвечает система охлаждения. Для контроля и обнаружения интенсивного роста или падения температуры двигателя на приборной панели большинства автомобилей присутствует отдельный указатель.

Как показывает практика, своевременно выявить отклонения от нормы во время движения удается не всегда. Также следует учитывать возможные неисправности датчика температуры дизельного двигателя или индикатора на панели приборов. Прямыми и косвенными признаками перегрева дизельного двигателя могут служить:

  • постоянная работа вентилятора системы охлаждения на максимальной скорости вращения в режиме холостого хода (при наличии электрического привода);
  • повышение уровня шума и вибраций в процессе работы ДВС, падение мощности, детонационные стуки;
  • появление белого пара из подкапотного пространства, который стал заметен в процессе езды;

Низкий уровень и утечка ОЖ

Одной из наиболее распространенных причин перегрева является нехватка охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизельного двигателя. ОЖ имеет свойство со временем выпариваться, так как составным компонентом является дистиллированная вода. В этом случае необходимо долить воду или разбавить водой концентрат тосола/антифриза в нужной пропорции, а уже потом залить полученную смесь в расширительный бачок.

Также запрещено заливать жидкость в горячий мотор, чтобы не повредить двигатель по причине разницы температур между разогретым силовым агрегатом и свежей жидкостью для охлаждения. Если замечено интенсивное падение уровня после долива ОЖ, тогда следует визуально осмотреть патрубки и соединения, радиатор, сам расширительный бачок, а также место расположения водяного насоса (помпы) системы охлаждения на предмет наличия трещин или других повреждений, а также подтеканий.

Еще одной причиной падения уровня ОЖ могут являться трещины в блоке цилиндров или в головке блока цилиндров, а также повреждение прокладки головки блока. Если данные повреждения затрагивают каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (рубашка охлаждения двигателя), тогда часть жидкости из системы охлаждения может попадать в цилиндры дизельного двигателя, а также в систему смазки дизельного ДВС.

Радиатор и термостат

Если уровень ОЖ в норме, но температура двигателя заметно превышает допустимую, тогда перегрев дизельного двигателя может быть также связан со снижением эффективности охлаждения жидкости в радиаторе. Загрязненные «соты» радиатора не позволяют данному элементу системы охлаждения нормально совершать теплообмен. В этом случае радиатор необходимо тщательно отмыть.

Дизель может также перегреваться по причине неисправностей термостата, а именно когда термостат дизельного двигателя заклинил на открытие. Постоянно закрытый термостат с ростом температуры двигателя не открывается, заставляя жидкость совершать движение только по малому контуру (малый круг). Это значит, что ОЖ не проходит по большому кругу (через радиатор) для охлаждения.

Другие неисправности

Критическое повышение температуры дизельного двигателя может быть вызвано неисправностями вентилятора системы охлаждения или датчика температуры дизельного двигателя. Еще одной причиной перегрева дизеля является сильное загрязнение внутренних каналов охлаждающей системы, что препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.

Также стоит отметить неправильную регулировку угла опережения топливного впрыска. По этой причине сильно возрастает температура отработавших газов, в результате чего общая температура дизеля растет, особенно под нагрузкой. Отдельного внимания заслуживает помпа. Разрушение лопастей водяного насоса и другие поломки снижают эффективность циркуляции ОЖ по системе и вызывают перегрев дизеля.

Как уберечь мотор от перегрева

Как известно, всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия. Поэтому так важна систематическая профилактика систем охлаждения автомобиля. Чтобы избежать возможного закипания двигателя, автомобилист должен:

  • Следить за состоянием шлангов и патрубков охлаждающей системы. При обнаружении протечек постоянно подтягивать хомуты или заменять трубки на новые;
  • Следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и вовремя подливать тосол или антифриз;
  • Во избежание закупорки трубок радиатора не пользоваться для охлаждения мотора водой с высоким показателем жёсткости. Для смягчения воды следует добавлять в систему кальцинированную соду;
  • Время от времени прочищать охлаждающие магистрали с помощью специализированного оборудования или присадок;
  • Следить за исправностью моторов вентилятора, помпы, термостата и прочих узлов и механизмов;
  • Периодически очищать воздухозаборники и рёбра радиатора от загрязнений.

Если же уберечь мотор не удалось и он закипел, следует соблюдать следующие правила, чтобы не усугубить ситуацию.

  1. После обнаружения критического нагрева следует немедленно уменьшить нагрузку на мотор – сбавить обороты, либо остановиться. В движении уменьшить температуру ОЖ можно включив печку в салоне на полную мощность.
  2. После остановки следует открыть капот для улучшения обдува мотора воздухом. При этом нельзя открывать крышку расширителя или пробку радиатора. За этим может последовать выброс под давлением перегретой охлаждающей жидкости и пара, что может повлечь ожоги рук и лица.
  3. Глушить мотор сразу же после обнаружения закипания нельзя. Это следует делать только после снижения температуры до приемлемых показателей. Немедленно глушить двигатель нужно, если обнаружена утечка охлаждающей жидкости, и температура в системе не падает после снижения оборотов. Также глушить мотор любыми способами необходимо, когда он начинает после перегрева неконтролируемо набирать обороты – это явный признак надвигающихся больших проблем, вплоть до разрушения двигателя.
  4. Для охлаждения двигателя, в магистрали ни в коем случае нельзя доливать холодную жидкость. Это приведёт к ещё большей деформации головки блока и выходу из строя прочих деталей. По этой же причине нельзя обливать мотор холодной водой.
  5. После того, как двигатель достаточно охладился, следует завести его и двигаться на малых оборотах до ближайшей СТО для диагностики и устранения проблемы. Если температура ОЖ продолжает расти даже при малых нагрузках, лучше не рисковать и доставить автомобиль в мастерскую на буксире или эвакуаторе.

Лето, жара – часто наши автомобили включают систему охлаждения двигателя (вентиляторы), особенно часто это происходит в пробках. Эта система уберегает мотор от перегрева, без нее он уже в первый же день вышел бы из строя. Но иногда происходит — что все же двигатель перегревается, почему же так случается, какие симптомы сопровождают этот процесс и самое главное какие последствия могут подстерегать неопытного автомобилиста? Сегодня все просто и подробно, читаем дальше …

Практически любой двигатель внутреннего сгорания, охлаждается жидкостью (то есть является жидкостным), нет, конечно, существуют варианты в котором охлаждение происходит воздухом, то есть воздушным путем (там нет жидкости вообще), но они сейчас практически не применяются на автомобилях, а больше используются на мопедах или некоторых моделях мотоциклов – там где нет «высоких» оборотов. Остальные типы охлаждаются при помощи – таких как тосол или антифриз, конечно , но по характеристикам она намного уступает, окисляет стенки металлических поверхностей изнутри (ржавчина), да еще и зимой замерзнуть может, так что не стоит экономить.

Именно тосолы – антифризы пронизывают блок моторов «мелкими» ходами и не дают ему перегреться, эти жидкости «текут» как кровь в системе человека, забирая не нужное тепло и принося охлаждение. Благодаря этой циркуляции, блок всегда остается «приемлемой» температуры, он редко выходит за «предельные» рамки в 90 – 95 градусов Цельсия.

Однако если температура все равно растет (лето на улице и вы стоите в пробке), то включается дополнительная система охлаждения, это вентилятор, который обдувает радиатор двигателя – тепло быстро рассеивается и когда температура падает ниже 90 градусов, вентилятор выключается. Это идеально работающий двигатель. Но бывают и сбои, предлагаю начать с причин.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий