Задний ВОМ
Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:
- Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
- Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.
Теги
такое коробка отборараздаточная коробка итакое коробка отбора Коробка отбора Коробка отборачто коробка отбораданной коробки являетсяработы коробки отбора3 коробки отбораСами коробки отличаютсяотбора мощности вотбора мощности илипередачи мощности ототбор мощности уотбора мощности наотбора мощности разныхотбора мощности можетотбора мощности можеткоробки мощности обычноотбора мощности.коробка отбора мощностикоробка отбора мощностиявляется отбор мощностикоробки отбора мощностикоробка отбора мощностикоробки отбора мощностикоробка отбора мощностикоробки отбора мощностикоробки отбора мощности.коробки отбора мощностисистема включения коробки Включение коробки
камазраздаточнаяназначениештокаблокадругимиодногокотораяосуществляетсяавтоособенностичитайтеподшипниковось
Методические указания.
Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект
Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.
Обратить внимание на правильность ведения конспектов. Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов
Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.
Поддерживать связь с аудиторией.
Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.
Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.
Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.
Устройство ком КАМАЗ 55102 | КАМАЗ
Устройство кабины автомобиля КамАЗ 43114
Устройство и ТО автомобиля КАМАЗ 4310 часть 2
Самосвал Камаз 55111 подъем кузова
Как поднять кузов на камазе 55102
https://youtube.com/watch?v=qdLhdzzQVGM
Не поднимается кузов. Что делать?
Замена масленого насоса НШ32 на камазе
Не включается скорость камаз
КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков
КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ
установка балансира камаз
Также смотрите:
- Редукторов КАМАЗ 43253
- Высота грузового отсека КАМАЗ
- Почему на КАМАЗе с турбонаддувом могут быть потери мощности
- Двери на фургон КАМАЗ
- Диски клиновые на КАМАЗ
- Подъемный механизм кузова КАМАЗ
- Рычаг КПП КАМАЗ 5350
- Гидрозамедлитель для КАМАЗа
- Трубка слива топлива КАМАЗ
- Аккомулятор на КАМАЗ
- Пожарная машина КАМАЗ типы
- Все о КАМАЗах самосвал возможные поломки
- Авария в кущевке с КАМАЗом
- Датчик давления масла двигателя КАМАЗ 740
- Стеклоподъемник КАМАЗ 53215
Главная » Видео » Устройство ком КАМАЗ 55102
Основные неисправности раздаточных коробок и их причины
Раздаточная коробка является механическим устройством, которое, как и другие механизмы может иметь определённый срок службы, где в период эксплуатации возникают некоторые неисправности. Существует несколько факторов, которые влияют на продолжительность работоспособности РК.
- Конструктивное исполнение.
- Устройство полного привода.
- Режим эксплуатации.
- Техническое обслуживание в указанные сроки.
К часто встречающимся основным неисправностям можно отнести следующие.
- Стуки, гул, вой — последствия износа шестерней и подшипников.
- Сильная вибрация в раздаточной коробке. Может возникать особенно в движении вследствие износа подшипников.
- Подтекание или течь масла. Обычно из-за нарушения герметичности сальников или вследствие других нарушений герметичности стыков в корпусе.
- Сложность во включении или самопроизвольное отключение коробки — износ зубьев шестеренок или муфты, неправильная регулировка.
- Дефект шестерёнок, муфт, фиксаторов. Требуется ремонт, разборка коробки, замена изношенных частей.
- Растяжение цепи коробки в последствии износа.
- При движении возникают рывки, сбои при работе коробки изи сильного растяжения цепи.
- Перегрев или быстрый нагрев муфты с запахом гари масла, резины изи износа сервопривода, фрикционной муфты.
- Возникает неустойчивость работы при нагрузках, поворотах.
- Электронное управление не работает иза выход из строя электромагнита, нет цепи питания, нарушено крепление проводки.
Ремонт коробки отбора мощности
Коробку отбора мощности снимают с автомобиля вместе с коробкой передач.
Разборку коробки отбора мощности необходимо выполнить в следующем порядке.
1. Отсоединить нижний конец рычага 1 управления от штока 4 (см. рис.1).
2. Снять ось рычага управления и рычаг, выпрессовать втулку из отверстия рычага
3. Выпрессовать штифт крепления оси 13 ведущей шестерни, выпрессовать ось, снять ведущую шестерню 12 и опорные шайбы, вынуть подшипники ведущей шестерни.
4. Снять шпонку с ведомого вала 9.
5. Снять переднюю крышку 3 и прокладку.
6. Выпрессовать из крышки сальник ведомого вала.
7. Снять заднюю крышку 8 подшипников.
8. Вынуть промежуточный вал 11, выпрессовать передний и задний подшипники блока шестерен промежуточного вала. Раскернить и отвернуть гайку ведомого вала, вынуть ведомый вал и блок шестерен, выпрессовать задний и передний подшипники ведомого вала.
9. Выбить заглушку люка картера.
10. Снять заглушку отверстия под фиксатор.
11. Снять защитный колпак штока.
12. Вынуть шток 4. вилку 7, фиксатор, пружину, вывернуть гайку штока, снять кольцо, шайбу и сальник.
Сборка. Перед сборкой все детали коробки отбора мощности смазать маслом, заливаемым в узел. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. При сборке пользоваться только новыми прокладками и сальниками.
Коробку отбора мощности собирают в последовательности, обратной разборке с учетом следующих указаний.
Подобрать по шлицам ведомого вала скользящий блок шестерен. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении блока по валу. Угловой люфт на шлицах не должен превышать 0,08 мм при проверке на радиусе начальной окружности венца с числом зубьев, равным 24.
Завести во внутреннюю полость картера скользящий блок шестерен так, чтобы зубчатый венец с прямыми зубьями располагался со стороны отверстия под фиксатор, а вилка включения передач вошла в канавку блока шестерен.
Задние подшипники промежуточного и ведомого валов устанавливать заподлицо с плоскостью картера.
Внутренние кольца шариковых подшипников ведомого и промежуточного валов запрессовать до упора в торцы буртов на валах. При этом между торцами буртов и колец щуп 003 мм не должен проходить.
Завернутую до отказа гайку крепления подшипника ведомого вала закернить в паз вала.
После установки на шток резинового сальника, металлической шайбы и войлочного кольца завернуть гайку сальника до тугого вращения.
Перед постановкой смазать рабочую поверхность сальника ведомого вала.
Запрессовать сальник в переднюю крышку заподлицо с наружным торцом крышки.
Поставить на пасту СК-ОЦБ заглушку в выточку картера.
Запрессовать в отверстие под фиксаторный шарик заподлицо со стенкой картера заглушку штока.
Запрессовать ось ведущей шестерни в картер заподлицо с плоскостью бобышки. Совместить отверстие в оси и бобышке картера. Перед постановкой оси отверстия в картере смазать пастой СК-ОЦБ. Запрессовать штифт крепления оси заподлицо с торцом бобышки.
Запрессовать втулку в отверстие рычага управления коробкой отбора мощности до упора торца втулки в наружный торец рычага.
Собранную коробку отбора мощности поставить на стенд и испытать без нагрузки на шум, течь масла и легкость переключения.
Перед испытанием коробку отбора мощности заправить веретенным маслом.
Это интересно: Значение кодов ошибок компьютерной диагностики грузовиков камаз евро-4: что необходимо знать
Виды и свойства литых дисков
Все легкосплавные колесные диски можно разделить на две большие группы: литые и кованные.
Название «литой диск» говорит о том, что деталь изготавливается из сплавов легких металлов методом литья. Основным материалом для изготовления литых дисков является алюминий. Однако иногда встречаются колеса отлитые на основе магния.
Упрощенно, процесс изготовления можно представить так:
- В металлоплавильной печи готовится плавка с набором металлов и добавок;
- Затем расплавленная масса заливается в специальные формы;
- После этого выполняется финишная механическая обработка отлитой заготовки;
- На последнем этапе на поверхность диска наносится лакокрасочное покрытие для его защиты от коррозии.
Кованые диски производятся по другой технологии: заготовка металла из лёгкого сплава разогревается и подвергается обработке давлением в специальном прессе, то есть штамповке или ковке.
Для изготовления каждого вида кованного диска нужен свой отдельный штамп, что обходится достаточно дорого. Поэтому выбор моделей кованых легкосплавных дисков несколько беднее, чем у их литых аналогов.
Достоинства литых дисков
Самым очевидным преимуществом литых дисков является их привлекательный внешний вид. Машина, оснащенная «литьем» смотрится богаче и солиднее. Эта аксиома относится как к кованым моделям, так и к литым дискам.
Литые диски гораздо легче стальных штампованных аналогов сопоставимого размера. К примеру, вес 13-дюймового колесного диска варьируется в следующих пределах:
- стальная штамповка – 8 кг,
- легкосплавный диск – 6 кг,
- кованый диск – 5 кг.
При использовании литых дисков снижается нагрузка на подвеску, уменьшается момент инерции при замедлении, улучшается динамика разгона, а колесо быстрее возвращается в первоначальное положение при езде по выбоинам.
Недостатки литых дисков
Среди главных недостатков литых дисков следует отметить их хрупкость. При сильном ударе диск не деформируется, а трескается или образуются сколы. Большинство таких повреждений не поддаются ремонту.
Кованые диски наиболее прочные, однако, при сильном ударе в область колеса вся мощь обрушивается на детали подвески, выводя их из строя. Так что ремонт подвески, рулевого механизма и приводных валов, в итоге может обойтись дороже, чем замена колесного диска.
Неприятным моментом при езде на всех видах «литья» может стать нарушение балансировки колес. Происходит это чаще всего по двум причинам:
- Так как балансировочные грузики приклеиваются к внутренней поверхности диска, то они довольно часто отклеиваются.
- При езде по бездорожью и грязи в лучах модных легкосплавных дисков застревает липкая дорожная масса. Даже при высыхании она не отстает от поверхности диска, нарушая балансировку колеса.
Основной рекомендацией по эксплуатации литых дисков будет бережная езда по разбитой дороге, особенно на низкопрофильной резине
Также требуется проявлять внимательность и осторожность при парковке вблизи бордюров и ребристых столбиков. Литые диски предназначены для хороших машин и отличных дорог
Устройство и принцип работы
Устройство данной коробки включает в себя следующие элементы:
- рукоятка переключения;
- сливная пробка;
- передняя и задняя крышки;
- шток, ведомая шестерня;
- шариковый элемент фиксатора;
- картер и редуктор;
- вилка;
- вал моста ведомого типа;
- насос и подшипник;
- вал промежуточного типа заднего моста;
- ось, корпус пневмоцилиндра.
Передача мощности начинается от блока шестерни раздаточной коробки силового агрегата на ведущую шестерню КОМ. Механизмы находятся в постоянном зацеплении друг с другом, активация отбора мощности осуществляется кареткой подвижного типа, которая начинает вводить в зацепление зубья.
Включение КОМ осуществляется при помощи механизма муфты зубчатого типа, которая соединяет оба вала, когда нагрузка на коробке отсутствует. Приемный вал получает вращение от промежуточного карданного вала. Второй конец КОМ связан с вторичным валом КПП. Затем вращение переходит на трансмиссионный вал насоса высокого давления. После этого вращение передается на ведущий мост шасси транспортного средства.
Управление данной коробкой осуществляется из кабины. Привод может быть механического, пневматического или электропневматического типа.
Коробка отбора мощности КамАЗ
Если КПП, это обязательная часть шасси автомобиля, а наличие раздатки и допкоробки (мультипликатора или делителя) зависит от предназначения авто, то коробка отбора мощности КамАЗ практически никакого участия в обеспечении движения машины не принимает. Основная задача этого узла – использовать мощность двигателя для функционирования дополнительного оборудования путем перевода крутящего момента на привод этого оборудования. Принцип действия КОМа всегда одинаков, а вот размещение узла может быть разным. Так на КамАЗ 4310 коробка отбора мощности устанавливается на раздаточной коробке и состоит из выходного вала, пары шарикоподшипников, в которых он зафиксирован и подвижной муфты. Эта муфта при включении КОМ смещается и входит в зацеп с верхним валом раздатки. Картер коробки отбора уплотнен резиновыми манжетами для предотвращения вытекания масла через крышку стакана подшипников. Используется узел для перевода мощности на штатную лебедку.
В другом варианте КОМ устанавливается на основную КПП. Именно к этому типу относится, например, коробка отбора мощности КамАЗ 5511, картер которой закреплен на правом люке коробки передач (на некоторых камских грузовиках подобный узел устанавливается с левой стороны, и совсем редко на заднем торце). Промежуточная шестерня раздатки не может смещаться по оси, поэтому постоянно получает вращение от промежуточного вала КП.
При необходимости включить дополнительное оборудование накачивается воздух в камеру с диафрагмой, сама диафрагма давит на ось с ведущей шестерней и та входит в зацепление с шестерней промежуточной. Нужно помнить о том, что такая коробка работает лишь при отключенном сцеплении и давлении в пневмосистеме не меньше 5 кгс/см2. То есть, переключение коробки передач КамАЗ при работе КОМа этого типа не приветствуется.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
В связи со спецификой работы запчасти данного узла подвергаются усиленному внешнему воздействию, поэтому прочность и износостойкость каждой детали КОМ имеют огромное значение. В нашей компании вы без проблем сможете купить коробку отбора мощности КамАЗ нужного вам типа, причем цена ее будет очень даже приемлемой. Что же касается качества и износостойкости запчастей, то вся наша продукция успешно прошла полный перечень испытаний на полигонах МАДИ и разнообразные технологические проверки. «Диагноз» — полное одобрение производителей авто и потребителей.
Устройство коробки отбора мощности КАМАЗ
1 6511-4202005-20 Коробка отбора мощности с насосом в сборе 2 1/34495/21 Шпилька М10х1,25х15х25 3 5511-4202018 Прокладка 4 1/05168/70 Шайба 10 пружинная 5 1/21647/11 Гайка М10х1,25-6Н 6 1/59707/21 Болт М10х1,25-6gх25 7 864312 Пробка М30х1,5-6g 8 870632 Шайба уплотнительная 30х42х2 9 5511-4202034-10 Ось промежуточной шестерни 10 016-020-25-2-2 Кольцо 11 5511-4202040-10 Шайба 12 (6-305) Подшипник 12 864713 Подшипник 6-305 13 5511-4202048-20 Винт установочный 14 5511-4202032-10 Шестерня промежуточная 15 5511-4202016-10 Картер коробки отбора мощности 16 862806 Кольцо Б 62 ГОСТ 5511.4202040 Шайба стопорная 18 1/07269/11 Гайка М24х1,5-6Н 19 5511-4202091-10 Пружина 20 1/05170/70 Шайба 12 пружинная 21 5511-4202068 Поршень 22 100-3570228 Кольцо уплотнительное 23 5511.4202065 Корпус пневмоцилиндра 24 853965 Угольник 6 ввертный 25 1/60436/21 Болт М8-6gх25 26 1/05166/70 Шайба 8 пружинная 27 5511-4202200 (111) Подшипник 28 5511-4202036-10 Шестерня ведомая 29 Кольцо 2Б90 Кольцо 2Б90 30 5511-4202064 Компенсатор 31 5511-4202062-20 Полумуфта 32 5511-4202081 Кольцо стопорное 33 5511-8604087 Патрубок 34 1/60436/21 Болт М8-6gх25 35 1/05166/70 Шайба 8 пружинная 36 5511-8604087-10 Патрубок (тропический вариант) 37 (Г-5511-8604000-10) Насос шестеренный в сборе 37 НШ32-Л-2 Насос шестеренный в сборе 38 1/21647/11 Гайка М10х1,25-6Н 39 1/05168/70 Шайба 10 пружинная 40 Кольцо Кольцо 41 5511-8604088 Штуцер 42 5511-8604157 Прокладка 43 1/13070/21 Болт М10х1,25-6gх40 www.kspecmash.ru
Топ лучших моделей
Ниже представлены несколько моделей, которые больше всего заинтересовали пользователей и по их мнению вошли в число лучших агрегатов. Из них вы сможете выбрать и купить лучший агрегат для себя.
Салют 100-Х-М1
Данное устройство оснащёно 6,5-сильным бензиновым мотором Honda, топливным баком на 3,6 л, шестеренчатой трансмиссией, валом отбора мощности для возможности использования широкого спектра навесного оборудования. Все важные узлы, включая шкив, помещены в пластиковый кожух, который надёжно защищает их от пыли и инородных предметов. На рукоятке установлен переключатель скоростных режимов (2 вперёд, 1 назад), что создаёт удобство оператору при управлении мотоблоком. Ширина обработки у него регулируемая и может устанавливаться на уровне 30/60/90 см. Вес изделия 78 кг, стоимость около 48000 рублей.
Нева МБ-23
Аппарат укомплектован американским двигателем Briggs&Stratton на 10 л.с. и предназначен для интенсивных, тяжёлых работ. Для его оснащения использованы шестеренчато-цепной редуктор и 3-х скоростная КП. Отличительной чертой мотоагрегата Нева МБ-23 являются 140-миллиметровый дорожный просвет, регулируемая колея (нормальная 320 мм, с удлинителями – 570 мм), хороший тяговый показатель, равный 160 Н (кГс). Таким мотоблоком можно работать на всех типах почв и даже обрабатывать целину. Вес его составляет 105 кг, а средняя стоимость равна 50500 рублей.
Агат ХМД-6,5
Модель оборудована дизельным 6,5-сильным мотором японского производства и прекрасно адаптирована под суровые условия эксплуатации. Она экономно расходует топливо (до 1,2 л/час) и демонстрирует высокую производительность. Данный мотоблок оснащён глушителем улучшенной конструкции, обеспечивающим низкий уровень вибрации и шума, большими пневматическими колёсами, позволяющие ему легко продвигаться по полю. Его ширина обработки достигает 90 см, а глубина вспашки равна 25 см. Вес агрегата 85 кг, стоимость 25600-29300 рублей.
Скаут 135DE
Для оснащения мотоблока с валом отбора мощности Скаут 135 DE использован четырёхтактный дизельный двигатель на 9 л.с. с топливным баком на 5,5 л. В его комплектацию входят 10 культивационных фрез, обеспечивающих ширину захвата от 75 до 135 см и глубину вспахивания – от 8 до 30 см. Данный агрегат очень мощный и предназначен для обработки больших площадей. Он имеет высокую проходимость даже в условиях неровного рельефа, где обычной мототехнике трудно произвести качественное рыхление почвы. Вес его составляет 142 кг, а цена стартует от 52900 рублей.
Huter GMC-9.0
Это ещё один представитель тяжёлой садовой мототехники, оборудованной валом отбора мощности. Модель укомплектована четырёхтактным мотором с мощностью в 9 л.с., 5-литровым топливным баком и имеет трёхскоростную КПП с функцией «реверс». За один проход она обеспечивает обработку полосы шириною 115 см. Агрегат характеризуется хорошей устойчивостью и проходимостью благодаря наличию больших пневматических колёс. Вес его составляет 135 кг. Цена на него стартует от 43800 рублей.
Источники
- https://dostavka99.ru/specnaznacheniya/chto-takoe-vom.html
- https://oxotnadzor.ru/kakiye-byvayut-valy-otbora-moshchnosti/
- https://dlobal.ru/vom-val-otbora-moshhnosti-na-minitraktor-svoimi-rukami/
- https://1sadteh.ru/komplekt/val-otbora-moshhnosti.html
- https://tractoramtz.ru/prochie/chto-takoe-val-otbora-moshhnosti.html
- https://lkard-lk.ru/avtolyubitelyu/val-otbora-moschnosti-chto-eto-takoe
- https://usbravo.ru/dlya-chego-nuzhen-mekhanizm-otbora-moshchnosti/
Какие углы бывают?
Геометрия колесной базы предусматривает несколько углов, при помощи которых задаются оптимальные условия для езды. Среди них:
- Развал;
- Схождение;
- Кастер.
Развал это отношение расположения плоскости колеса к вертикальной оси. Существует три вида: отрицательный, положительный и нулевой. Если верхнее окончание колеса направлено внутрь, то это считается отрицательным развалом. Улучшает маневренность автомобиля в поворотах. Внутренняя часть покрышек изнашивается больше. Меньшее пятно соприкосновения способствует ухудшению управляемости при прямолинейном движении. Развал с положительным значением наоборот обеспечивает уверенное перемещение по прямой линии, но плохо влияет на маневрирование в поворотах. Сегодня заводскими настройками автомобилей, предназначенных преимущественно для городского передвижения, является отрицательный развал.
Виды развала колес
Схождение колес – угол по отношению плоскости колеса к продольной оси автомобиля. Если края шин «смотрят» друг на друга, то это положительный сход, наоборот – отрицательный. Данный параметр также влияет на поведение автомобиля, как и развал. Положительный показатель схождения предназначен для прямолинейного движения, отрицательный – для лучшего контроля в поворотах. Рекомендуемые параметры зависят от назначения автомобиля. При большом отрицательном показателе схода, при движении по прямой линии потребуется постоянное подруливание. Излишне положительное значение схождения сделает некомфортным прохождение затяжных поворотов.
Кастер является величиной отклонения ступицы вперед или назад относительно балки. Далеко не на каждом авто данный параметр можно регулировать. Положительная величина характеризуется наклоном стойки в сторону салона, а отрицательная – в противоположную. Большинство заводов использует положительный кастер, так как он снижает риск отклонения от траектории при отсутствии контроля руля.
Порядок работы КОМ
Принципиально КОМ похожа на КПП, только намного проще. В ней стоит ведущий вал, с жестко зафиксированной шестеренкой. При включении, она входит в зацепление с ведомой шестерней, посаженной на другой вал (фактически – ВОМ), передающий момент вращения на рабочее оборудование.
Если коробка управляется механическим способом, то шток перемещается с помощью рычага. При наличии пневмоэлектрической системы, в узле должна быть камера, куда подается воздух под давлением. Последний воздействует на диафрагму, соединенную с пружиной, после чего она сжимается, передвигая шток с включающей вилкой. Шестерни входят в зацепление. После стравливания воздуха, пружина распрямляется, шток движется в обратном направлении, шестерни разъединяются.
КОМ способна «забрать» до 40% мощности мотора. Большинство моделей включаются в то время, когда машина неподвижна. Хотя, есть и такие (например, на коммунальной технике), которые работают и при движении агрегата.
Зависимые вспомогательные механизмы отбора мощности
Зависимые вспомогательные механизмы отбора мощности используются преимущественно для привода вспомогательных агрегатов на самосвалах, автокранах, автоцистернах для жидких и сыпучих грузов, пожарных автомобилях с поворотными лестницами, мачтовых платформах и т.д. Они могут быть рассчитаны на короткую или длительную эксплуатацию в зависимости от исполнения (см. рисунок 59).
Так как привод этих вспомогательных механизмов отбора мощности, расположенных на стороне отбора мощности или на боковой стороне коробки передач, осуществляется через промежуточный вал коробки передач (рис. 61 «Схема привода зависимых вспомогательных механизмов отбора мощности (N и NS)«), они должны подключаться только на стоящем автомобиле с выжатым сцеплением. При этом связь с промежуточным валом обеспечивается за счет кулачковой муфты с пневмоприводом.
Самые распространенные типы вспомогательных механизмов отбора мощности, используемые для привода гидравлических насосов, — это N…/1, N…/2 и NS…/2. Благодаря своей модульной конструкции они могут легко соединяться с насосом тремя различными способами (рис. 62 «Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N…/1:1«).
Вспомогательный механизм отбора мощности N…/10 может быть оснащен различными зубчатыми передачами, что позволяет адаптировать его передаточное отношение к существующим требованиям. Кроме этого, существует возможность установить в картер (D) дополнительно механизм N…/1 или N…/2 (С) (рис. 63 «Зависимый вспомогательный механизм отбора мощности N…/10«). Он может подключаться и отключаться отдельно даже при невключенном N…/10.
Для автомобилей, оснащенных различными рабочими системами, необходимы коробки передач с несколькими вспомогательными механизмами отбора мощности, имеющие различную мощность. Пример такой комбинации представлен на рисунке 64 «Механическая коробка передач (1) в сочетании с независимым вспомогательным механизмом отбора мощности NMV (2) и зависимыми вспомогательными механизмами отбора мощности N…/10 (3) + N…/2 (4)«.
Как правильно использовать КОМ
Учитывая интенсивные нагрузки на грузовые автомобили, КОМ подвержена постепенному износу. Для продления срока эксплуатации этого механизма и обеспечения его бесперебойной работы необходимо соблюдать несколько правил. Во-первых, потребуется контроль состояния ответной шестерни коробки передач. Во-вторых, перед установкой КОМ нужно удостовериться в надежности креплений. В-третьих, при включении коробки следует строго соблюдать требования производителя этого механизма. К тому же нужно постоянно контролировать уровень смазки и обязательно смазывать все движущиеся элементы коробки.
Перечень смазок
применяемых в дополнительных трансмиссиях пожарных автомобилей
Наименование смазочного узла или механизма | Смазочные материалы | Примерная периодичность замены смазки |
Коробка отбора мощности | Масло, применяемое для коробки передач или раздаточной коробки в соответствии с инструкцией по эксплуатации базового шасси: ТАп-15В; ТСп-15К; ТСп-10 (в зимний период эксплуатации). | Через одно ТО-2 |
Шарниры карданных валов (игольчатые подшипники крестовин) | Смазка №158; ТАп-15В; ТСп-10. | Через 50-60 часов работы |
Опорные подшипники промежуточного вала | Смазка №158; литол-24; смазка 1-13Ж; пресс-солидол С. | Через 50-60 часов работы |
Шлицы карданных валов | Смазка №158; литол-24; смазка 1-13Ж; пресс-солидол С. | Через 100 часов работы |
Назначение раздаточной коробки
Назначение раздаточной коробки (РК) состоит в распределении передающего усилия между ведущим и дополнительными мостами. Так же раздатка позволяет включать либо выключать ведущий мост и в некоторых случаях понижать или повышать передаточное число и тем самым увеличивать в двое количество существующих передач применяемых для коробки передач машины.
Схема полного привода с раздаточной коробкой передач
Такое вождение особенно важно при движении по хорошей автостраде, раздаточная коробка передач позволяет отключить дополнительный мост, тем самым снимается нагрузка на двигатель, трансмиссию уменьшается расход топлива. Создание раздаточной коробки идёт с начала двадцатого века, когда начинались развиваться гонки на автомобилях по шоссе и в условиях бездорожья. Особенно применение такого агрегата нужно для грузовой техники, где планировалось использование дополнительного осевого моста
Необходимо было как то сбалансировать крутящийся момент между двумя мостами
Особенно применение такого агрегата нужно для грузовой техники, где планировалось использование дополнительного осевого моста. Необходимо было как то сбалансировать крутящийся момент между двумя мостами.
Как только автомобиль попадает в условия бездорожья, то применение раздатки совместно с межосевым дифференциалом помогают двигателю распределить вращающийся момент к мостам в необходимом пропорциональном соотношении веса нагрузки, обеспечивая равномерно колёсам разных мостов вращаться с одинаковой скоростью, тем самым снижается нагрузка в трансмиссии и уменьшается износ механизмов, а главное, автомобиль преодолевает препятствия и движется равномерно в плохих дорожных условиях.
Зависимые коробки
Здесь речь идёт о зависимости от сцепления. Подобные устройства обычно располагаются на транспортных средствах, оснащённых механическими коробками передач. Такие системы актуально применять в случае, когда навесное дополнительное оборудование не нужно включать на ходу, то есть во время движения транспортного средства.
Зависимые коробки обладают несколькими основными преимуществами:
- они имеют небольшой вес, что упрощает работу с ними при ремонте и обслуживании;
- сам ремонт не вызывает никаких сложностей при наличии определённого уровня знаний;
- если коробка находится в выключенном состоянии, такие КОМ дополнительно не нагружают двигатель;
- конструкция достаточно простая и надёжная;
- они обладают длительным сроком службы;
- требования в плане технического обслуживания минимальные;
- высокий уровень безопасности, поскольку коробка отбора не может самопроизвольно включиться в работу на ходу.
Самым ярким примером машин, где используются зависимые коробки отбора мощности, являются самосвалы.
Монтируются зависимые коробки предельно просто. Для этого предусмотрено специально отведённое место. Предварительно демонтируется лючок. Если расположение будет верхним, дополнительно в схеме используется насос.
С демонтажными работами также всё просто. В случае снятия на работу основной КПП это никак не повлияет.
Отбор мощности на двигателе что это такое
Судовые двигатели
Работа двигателя с отбором мощности на валу
Иногда валопровод, идущий к гребному винту от главного судового двигателя, или свободный носовой конец коленчатого вала используется для приведения в действие различных агрегатов, из которых можно назвать электрогенератор (приводимый в действие от вала двигателя для выработки электроэнергии, необходимой судну в ходу, включая и полный ход его). В связи с этим возникает вопрос — на какую мощность и число оборотов в этом случае следует проектировать гребной винт. Рассмотрим прежде всего случай, когда гребной винт рассчитан на мощность двигателя, которая полностью передается ему без промежуточного отбора.