Раннее зажигание, признаки, причины
Изначальный угол опережения зажигания под определенный бензин выставляется при работе двигателя автомобиля на холостом ходу. Такое опережение необходимо для правильной работы двигателя. При его работе под нагрузкой необходимо еще большее опережение зажигания, что достигается за счет работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Но, если начальный угол выставлен слишком рано, то работа регуляторов накладывается на этот неправильный угол, делая зажигание настолько ранним, что приводит к большим проблемам в работе двигателя.
Признаки раннего зажигания
В зависимости от того насколько угол опережения зажигания отклонился от нормы признаки раннего зажигания будит либо практически незаметны, либо видны практически невооруженным взглядом.
Проблема с запуском двигателя Двигатель запускается не с первого-второго раза. Может быть обратное вращение коленчатого вала после выключения зажигания.
Двигатель автомобиля неустойчиво работает на холостом ходу Выровнять обороты ХХ винтами на карбюраторе невозможно или двигатель работает устойчиво только при установке повышенных оборотов.
Вялая динамика автомобиля на скорости При этом трогание с места и разгон могут быть вполне приемлемыми, а вот на скорости мощность и приемистость двигателя недостаточные («машину как-будто кто-то держит сзади»).
«Стучат пальцы» Постоянная детонация (дробный, стрекочущий звук от двигателя) при движении автомобиля, усиливающаяся при нажатии на педаль «газа» и не пропадающая после ее отпускания.
Свечи зажигания черные Плохо сгорающее топливо оседает черным нагаром на свечах зажигания приводя к их быстрому выходу из строя.
«Выстрелы» в глушитель при работе на холостом ходу Не сгоревшее топливо догорает в глушителе хлопками. Пропуски зажигания через раз работающих свечей зажигания.
Черный дым из глушителя Дымит не сгоревшее топливо.
Повышенный расход топлива На выполнение своей работы в режиме слишком раннего зажигания двигателю требуется намного больше топлива.
Перечисленные выше признаки раннего зажигания могут быть признаками других неисправностей, например, с карбюратором («переливает»), топливной системы (слишком сильно качает бензонасос), системой зажигания и пр. Но, в любом случае при их появлении в первую очередь проверяем правильность установки угла опережения зажигания, а потом уже смотрим карбюратор и все прочее.
Причины появления раннего зажигания
— Причиной слишком раннего зажигания чаще всего является неверно выставленный момент опережения зажигания на холостом ходу двигателя. Все рекомендации и требуемые углы опережения зажигания см. в следующих статьях на сайте: «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107».
— Если начальный угол опережения зажигания выставлен правильно, а признаки слишком раннего зажигания все же имеются, то следует проверить центробежный регулятор опережения зажигания. Он должен включаться в работу на оборотах чуть выше оборотов холостого хода и постепенно, в зависимости от оборотов двигателя увеличивать угол. Ослабление или поломка пружин регулятора могут привести к тому, что центробежный регулятор будет сразу увеличивать угол опережения зажигания до недопустимых значений.
— На автомобилях ВАЗ 2105, 2107 с контактной системой зажигания следует проверить зазор между контактами прерывателя в трамблере, так как его величина напрямую влияет на угол опережения зажигания.
Примечания и дополнения
— Основной проверкой наличия раннего или наоборот позднего зажигания на автомобилях ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 является проверка в движении. Когда, двигаясь со скоростью 40-50 км/ч, на ровном участке дороги, резко нажимаем на педаль «газа». Должна возникнуть небольшая кратковременная детонация (дробный, стрекочущий звук со стороны моторного отсека). Если она появилась и пропала, хорошо, зажигание выставлено верно. Появилась и не пропадает, зажигание слишком раннее. Нет никакой детонации — позднее зажигание.
Как определить раннее или позднее зажигание
Чтобы предотвратить сбои в моторчике любимого транспорта, надлежит понять запаздывает или опережает возжигание. Чтобы помочь в диагностировании и поставить правильный диагноз следует пройтись по этим пунктам плана проверок:
- Насколько сложно запустить машину?
- Насколько увеличился расход топлива за последнее время?
- Мотор стал слабее работать. Причина потеря приемистости.
- Угол опережения зажигания на холостом ходу провоцирует непредсказуемую службу.
- При давлении ногой на педаль газа теряется прежняя отзывчивость, кажется, что есть какие-то преграды в нажатии.
- Слышны неприятные звуки под капотом во время езды, что является одним из признаков детонации.
- Когда выставлен неправильный зажигательный угол, то это повлечет за собой появление характерных звуков, от карбюратора и выпускающей системы, если эту проблему не решить, то это повлечет за собой серьезные поломки, помните, что регулярная детонация усугубит проблемы!
Признаки раннего зажигания
Для диагностики следует пройтись по пунктам:
- Сердце внутреннего сгорания издает неприятный металлический треск, как будто какие-то стальные детали ударяются друг об друга.
- Обороты выполняют свою функцию некорректно и плавают.
- При резком задействовании газа, сердце автомобиля не справляется с подачей большого количества горючего.
Позднее зажигание признаки
Теперь рассмотрим обратный пример, когда химическое вещество зажигается гораздо позже, поршня, который уже находится внизу. И горючее догорает, когда деталь возвращается вверх. Признаки данной проблемы:
- Сердце внутреннего сгорания не разгоняет скорость. Воздействие на педаль идет туго или вообще не реагирует на воздействие.
- Топливо расходуется быстрее, чем было при нормальной работе и начале эксплуатационного срока.
- На стенках цилиндрического бака можно заметить нагар, который затрудняет нормальную эксплуатацию авто, есть вероятность, что это приведет к детонации.
- ДВС перегревается из-за нестабильного сгорания топливовоздушного вещества.
Раннее зажигание на дизеле
Симптомы характерные для автомобилей, работающих на нефтепродукте похожи на раннее зажигание на дизеле. Но причины неисправности следует искать совсем в других местах. Главное отличие дизельного мотора от бензинового это то как поджигается горючее. В первом это связано с воспламенением солярки, которая вступает в реакцию с излишне перегретым O2. Во втором — отличие состоит в установке правильного угла опережения для подачи топливной смеси, при правильной службе оно подается в период сжимания. Если установить угол не с тем градусным значением, то впрыск будет подаваться не в нужное время, что ведет к некорректному сгоранию энерго образующего вещества и нарушению функции движка. Ранее зажигание на дизеле зависит от того насколько форсунки и топливный насос своевременно осуществляют подачу горючего в топливную емкость.
Признаки позднего зажигания на дизеле
Хотя дизельные модели отличатся от бензиновых, но симптом болезни у них схожи. Отличием является, то что при позднем зажжении на дизельных двигателях затрудняется старт даже при предусмотрительно нагретом моторе. Неприятным симптомом будет периодическое появление смольного дыма из выхлопной системы. Так как впрыск горючего начинается при старте, то керосин не успевает сгореть и находит выход через выхлопную трубу в виде черных смол. Если машина заводится слишком поздно, то она не заведется совсем!
Как выставить зажигание на дизеле видео
Как выставить зажигание на дизельном двигателе
Одним из главных отличий дизельного мотора от бензинового является принцип поджига дизтоплива. Зажигание топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе реализовано посредством самовоспламенения солярки от контакта с предварительно сжатым и нагретым в результате такого сжатия воздухом в цилиндрах.
Выставление зажигания на дизельном двигателе подразумевает изменение угла опережения впрыска топлива, которое подается в четко заданный момент в конце такта сжатия. Если угол выставлен отлично от оптимальных параметров, тогда топливный впрыск окажется несвоевременным. Результатом станет неполноценное сгорание смеси в цилиндрах, что вызывает разрушительный дисбаланс в работе двигателя.
Следует помнить, что даже незначительные отклонения при выставлении угла впрыска топлива могут привести к серьезной поломке дизельного двигателя.
Получается, под системой зажигания дизельного двигателя стоит понимать важнейший элемент системы питания силового агрегата – топливный насос высокого давления (ТНВД). В большинстве дизелей именно данное устройство в комплексе с дизельными форсунками отвечает за своевременную дозированную подачу солярки в цилиндры мотора.
Как выставить угол опережения впрыска на дизеле
Необходимость установки зажигания на дизеле своими руками зачастую возникает в таких случаях:
Одной из рекомендаций перед началом любых работ, связанных с разбором топливной аппаратуры дизеля, выступает острая необходимость четок отметить и освежить все метки. Для этого достаточно нанести небольшие штрихи при помощи краски или качественного маркера. Это облегчит последующую обратную сборку и установку шкива ТНВД, что автоматически исключит или сведет к минимуму потенциальные сбои зажигания.
Выставлять зажигание на дизеле можно несколькими способами:
Установка угла по меткам
Первый способ самостоятельного выставления угла зажигания дизеля (момента впрыска дизтоплива) по меткам подразумевает смещение топливного насоса. Такой способ подходит для дизельных ДВС, в которых установлена механическая топливная аппаратура.
Угол опережения впрыска регулируется благодаря повороту ТНВД вокруг оси. Также возможен способ, когда поворачивается зубчатый шкив распредвала по отношению к ступице. Этот способ подходит для тех конструкций, в которых насос и шкив не имеют жесткого крепления.
Завершающим этапом становится установка защиты маховика на место и затяжка крепежных болтов. Далее двигатель запускается, анализируется его работа. Агрегат на холостом ходу должен работать ровно и мягко, без провалов и дерганий. Жесткая работа дизеля, сопровождающаяся детонационными стуками, недопустима.
Далее нужно проверить правильность настройки в движении, избегая серьезных нагрузок. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оцените приемистость силовой установки, реакции на нажатие педали газа. Также необходимо следить за цветом выхлопных газов, так как поздний угол опережения топливного впрыска будет сопровождаться серо-черным дымлением мотора.
Подбор правильного угла впрыска
Настроить угол зажигания на дизеле опытным путем можно следующим образом:
Отсутствие положительных сдвигов в работе мотора потребует осуществления проворота топливного насоса вокруг оси. Путем таких проворачиваний необходимо вывести мотор на оптимальный режим работы. Лучшим вариантом станет работа дизеля в таком режиме, когда остается совсем немного до начала проявления детонации. Сами детонационные стуки хорошо заметны в звуке работы ДВС.
Второй доступный способ предполагает следующие шаги:
После запуска оценивается работа двигателя. В случае определения раннего или позднего угла топливного впрыска операцию по настройке следует повторить.
Источник
Способы установки зажигания
важно знать, где и на сколько повернуть корпус, чтобы правильно выставить зажигание. Существует несколько методов установки угла опережения зажигания на автомобиле, при которых ЭБУ не отвечает за работу системы зажигания, а все работы выполняются вручную
Существует несколько методов установки угла опережения зажигания на автомобиле, при которых ЭБУ не отвечает за работу системы зажигания, а все работы выполняются вручную.
«Для стробоскопа».
Наиболее точный метод настройки зажигания — использовать стробоскоп.
Технология настройки угла атаки с его помощью очень проста, и для ее выполнения вам потребуются только:
- Набор ключей;
- Белый маркер или краска.
- Стробоскоп;
Регулировочные работы следует проводить при прогретом двигателе. Рассмотрим, как все делается, на примере ВАЗ-2107 с карбюратором.
Отметим, что описанный способ подходит практически для всех автомобилей с карбюратором, а также инжекторных моделей, где установка производится вручную.
Действия следующие:
Поворачиваем коленвал до совмещения меток на шкиве с метками на защитном кожухе привода ГРМ. У ВАЗ-2107 на крышке 3 маркировки: две короткие и одна длинная. Длинная выемка указывает на ВМТ в первом цилиндре, в то время как короткие соответствуют углу опережения в 5 градусов (центральная выемка — 5 градусов, крайняя короткая выемка — 10 градусов). Необходимо совместить метку на шкиве с центральной на крышке;
Отметьте указанные отметки белой краской;
Проверяем положение бегунка распределителя: он должен смотреть в сторону контакта первого цилиндра;
Подключаем стробоскоп по инструкции (обычно два вывода подключаются к аккумулятору, а третий закрепляется на высоковольтном проводе 1-го цилиндра);
Запускаем блок управления и выставляем обороты 750-800 об / мин;
Мигаем стробоскопом на шкиве коленчатого вала. Импульсное свечение устройства приведет к тому, что визуально метка на шкиве будет находиться в одном месте и будет сравниваться с центральной меткой на крышке.
Если указанные отметки находятся на одном уровне, угол подъема установлен правильно и регулировка не требуется. Если метка шкива находится перед или за меткой крышки, отрегулируйте;
Заглушаем двигатель и идем к трамблёру. Оставляем его крепежную гайку и поворачиваем в нужную сторону;
Если метка шкива находится за меткой крышки, следующим будет зажигание. Для его устранения необходимо слегка повернуть распределитель в направлении, противоположном вращению ползунка, при этом сначала мы поворачиваем корпус по направлению вращения. В этом случае распределитель следует перемещать постепенно, после чего закрепить гайкой;
Запускаем двигатель и смотрим на знаки
Важно убедиться, что они выровнены при работающем двигателе.
Принцип регулировки со стробоскопом практически одинаков для всех автомобилей. Единственное, метки можно совмещать не только по шкиву, но и по маховику (есть тоже), кому-то так удобнее.
«За лампочку».
В отличие от стробоскопического метода, лампа не обеспечивает точной настройки угла.
Но все же этот способ вполне применим, тем более что с его помощью можно регулировать зажигание даже в дороге. Пример — ВАЗ-2108.
Из инструментов понадобится только лампа накаливания на 12 вольт, два провода и набор ключей.
Чтобы отрегулировать освещение лампочки, необходимо:
Совместите метки на шкиве ГРМ с выступом на крышке, установив ВМТ на первом цилиндре
… Проверить правильность установки можно также с помощью маховика через смотровое окошко на кузове;
Берем лампочку, подключаем к ней провода. Затем подключаем один из проводов к клемме «К» на катушке зажигания, а второй запускаем на «массу»;
Ослабьте гайки крепления распределителя;
Включаем зажигание, но машину не заводим;
Поворачиваем корпус трамблера, чтобы свет погас
Затем плавно и осторожно поверните его в обратном направлении. Весь смысл этого метода в том, чтобы «запечатлеть» момент включения лампы
Именно в этом положении на свечу зажигания будет подаваться импульс;
Затягиваем гайки крепления и проверяем работоспособность силовой установки.
«На слух».
Некоторые мастера не используют никаких приспособлений для установки угла опережения, а делают все «на слух».
И делается все очень просто: заводим машину, выставляем холостой ход.
А потом просто раскручивается трамблер, после чего корпус вращается в разные стороны, при этом слышно поведение силовой установки. Во время вращения из-за переменного угла количество оборотов начнет колебаться.
Суть этого метода в том, чтобы установить на двигателе максимальные обороты, которые должны быть стабильными. После этого трамблер фиксируется в выбранном положении и все.
Как выставить зажигание, регулируя УОЗ?
Понимая важность правильной установки УОЗ, рассмотрим
как осуществляется регулировка раннего и позднего зажигания на самом трамблере.
Работа проводится на заведенном моторе и холостых оборотах, колеблющихся в
диапазоне 750-850 в минуту (зависит от марки двигателя). Для правильной
регулировки угла опережения понадобится:
- Открутить
фиксирующие гайки корпуса трамблера до состояния, чтобы узел можно было
сдвинуть. - Немного
прокрутить блок по часовой стрелке на своей оси для установки раннего
зажигания. Это необходимо, когда подача тока осуществляется с сильным
запозданием. Контролировать угол опережения можно по меткам напротив
модуля зажигания. - Повернуть
трамблер против часовой стрелки на своей оси для установки позднего
искрообразования. Такая мера необходима в случае преждевременного
срабатывания. - Затянуть
гайки для закрепления узла.
Такими действиями достигается смещение
положения прерывателя относительно пластин-контактов свечных проводов.
Следовательно, настраивается раннее или позднее зажигание.
Во время
установки угла опережения изменения можно определить на слух. При сильном
отклонении влево или вправо, обороты мотора начнут “проседать” и
станут нестабильными. При установке оптимального угла вращение валов ДВС будет
на максимуме и стабильным.
Некоторые мастера способны настроить мотор без
ориентации по меткам, руководствуясь только слухом. Но для этого нужен немалый
опыт, поэтому в большинстве случаев прибегают к другим методикам установки.
Раннее и позднее зажигание: как определить и исправить
От того, насколько четко работает система зажигания, зависит мощность, экономичность и в целом качество работы двигателя. С учетом того, что топливно-воздушной смеси нужно некоторое время для сгорания, в норме ее воспламенение происходит в конце такта сжатия, т.е. перед подъемом поршня в верхнюю мертвую точку. Однако бывают случаи, когда искра свечи зажигания поджигает рабочую смесь не в оптимальный для этого момент, а раньше или позже. Это и называется раннее или позднее зажигание.
Общие признаки, указывающие на раннее или позднее зажигание
- затрудненный запуск мотора
- рост расхода топлива
- появление хлопков, которые отдают в систему выпуска, в карбюратор и т.д.
- падение мощности и приемистости ДВС
- неустойчивая работа в режиме холостого хода
- ухудшение отклика при нажатии на газ
- перегрев и детонация двигателя
На раннее зажигание указывают:
- металлический звонкий звук в области блока цилиндров
- плавающие обороты холостого хода
- нестабильная работа ДВС
- пауза после нажатия на педаль газа
На позднее зажигание указывают:
- потеря мощности двигателя
- существенный рост расхода топлива
- закоксовка мотора
- перегрев агрегата
Ездить на машине со сбитым моментом зажигания крайне не рекомендуется, т.к. это может привести к серьезным поломкам мотора. Поэтому, если в вашем автомобиле есть возможность самостоятельно регулировать УОЗ, обязательно периодически проводите корректировку зажигания.
Как выставить угол опережения зажигания?
Чаще всего для этих целей используется стробоскоп, если же прибора нет, прибегают к контрольной лампочке. В любом случае корректировка проводится на холостом ходу, на оборотах в 850-900 об/мин. Угол наклона момента зажигания находится в пределах от -1 до +1 градуса по отношению к верхней мертвой точке.
Если зажигание настраивать по стробоскопу, нужно:
- прогреть мотор до выхода на рабочую температуру
- подключить прибор к бортовой сети
- открутить гайку крышки распределителя-прерывателя зажигания
- надеть сигнальный датчик срабатывания на высоковольтный провод первого цилиндра
- снять и заглушить шланг вакуум-корректора (если он есть)
- направить свечение стробоскопа на шкив коленвала
- запустить движок (работа на ХХ)
- провернуть корпус трамблера
- зафиксировать корпус прерывателя-распределителя так, чтобы метка на шкиве совпала с соответствующей меткой на ГРМ
- затянуть фиксирующую гайку
Если зажигание настраивать по контрольной лампочке, нужно:
- провернуть коленвал так, чтобы метка на его шкиве совпала с меткой на крышке ГРМ. При этом бегунок на распределителе зажигания должен указывать на свечной провод первого цилиндра
- ослабить гайку распределителя
- один провод лампочки соединить с проводом, который идет от трамблера к катушке зажигания, второй установить на массу
- включить зажигание и вращать корпус трамблера по часовой стрелке, пока контрольная лампа не перестанет гореть
- аккуратно повернуть корпус трамблера против часовой стрелки. Задача — определить положение, в котором лампочка загорается. В этом положении зафиксировать корпус трамблера, затянув гайку распределителя.
Описанные выше действия по корректировке относятся к карбюраторным моторам. Если же дело касается инжектора, то без вмешательства специалистов здесь ряд ли получится решить проблему. Дело в том, что на инжекторе все упирается в электронику, и за работу систем зажигания и впрыска отвечает электронный блок управления. Чтобы устранить ошибки и сбои, нужно перепрошивать «мозги» авто, для чего нужны специальное оборудование, определенные навыки и опыт.
Зачем нужно опережение зажигания?
Разберем немного теорию работы ДВС.
Так, в автомобильных двигателях поршень в цилиндре двигателя движется возвратно-поступательно, то есть вверх и вниз.
В этом случае весь механизм делится на 4 части (стержни), так называемые стержни (есть еще двухтактные двигатели, но мы их рассматривать не будем).
Один такой ход — это рабочий ход, при котором поршень движется вниз.
это наиболее важно, потому что именно этот ход влияет на трансформацию (зажигание сопровождается выделением большого количества энергии, которая давит на поршень, заставляя его двигаться, что, в свою очередь, обеспечивает вращение коленчатого вала). Все остальные такты являются подготовительными, т.е оставшиеся три такта делают все, чтобы рабочий ход произошел, то есть заполняют цилиндры компонентами смеси, обеспечивают их сжатие и удаляют продукты сгорания
Все остальные такты являются подготовительными, т.е оставшиеся три такта делают все, чтобы рабочий ход произошел, то есть заполняют цилиндры компонентами смеси, обеспечивают их сжатие и удаляют продукты сгорания.
С принципом работы двух- и четырехтактных двигателей читайте здесь https://autotopik.ru/obuchenie/851-princip-raboty-dvigatelya.html.
Теоретически для достижения максимальной эффективности воспламенение смеси — момент воспламенения, должно произойти, когда поршень достигнет ВМТ (он начнет двигаться вниз), поэтому выделяемая энергия будет воздействовать на него по максимуму.
На самом деле все немного иначе. Сгорание топлива не происходит мгновенно, и этот процесс требует времени.
А если включить смесь, когда поршень находится в ВМТ, до того момента, когда будет высвобождено максимальное количество энергии, она будет уменьшаться и благотворный эффект всего процесса уменьшится, причем значительно, так как энергия будет работать «Погоня».
Для максимальной эффективности топливовоздушная смесь воспламеняется немного раньше, чем поршень достигает ВМТ.
Следовательно, пока поршень не достигнет наивысшей точки и не пройдет через нее, смесь успеет полностью сгореть, и воздействие энергии, выделяющейся в этом процессе, на поршень будет максимальным.
Эта особенность протекания процессов в двигателе даже получила название — опережение зажигания. Это также называется опережением зажигания, поскольку измерения проводятся по вращению коленчатого вала.
То есть момент зажигания — это угол, при котором коленчатый вал не поворачивается, чтобы поршень оказался в ВМТ.
Если зажигание выставлено неправильно
Если зажигание преждевременное, это связано с тем, что искра появляется раньше времени. В тот момент, когда поршень только начал подниматься, происходит возгорание топливовоздушной смеси, и этот взрыв идет против поднимающегося поршня, в результате чего теряется энергия.
По признакам раннее зажигания можно определить по следующим пунктам:
- Во время работы ДВС появляется щелкающий звук, как будто что-то натыкается на цилиндр.
- Скорость холостого хода колеблется, идет нестабильная работа.
- Если сильно нажать на газ, двигатель как бы задыхается, он не сразу реагирует на подачу топлива.
Что касается установленного запаздывания зажигания, то это также негативно сказывается на работоспособности двигателя и ресурсе его составных частей.
В этом случае смесь воспламеняется поздно, то есть когда поршень уже опускается. Топливо заканчивается, если успевает, при обратном (вверх) движении поршня).
Признаки позднего зажигания:
- ДВС не может развивать скорость. Плохо реагирует на нажатие педали акселератора.
- Расход топлива выше нормы.
- На стенках поршня и цилиндра образуются углеродистые и коксовые отложения, которые затем, даже при правильно откалиброванном зажигании, мешают работе.
- Из-за неравномерного сгорания топливовоздушной смеси двигатель внутреннего сгорания быстро перегревается.