Где хранить аккумулятор
Как хранить, мы разобрались. А вот где – это вопрос, который волнует многих, особенно в зимнее время. Гараж или квартира? Давайте разбираться.
Для аккумулятора не имеет разницы, где стоять. Главное, чтобы соблюдались определённые требования по температурному режиму (об этом и так все знают), по влажности и освещённости.
Про температуру поговорим чуть позже, а сейчас расскажем, почему важны показатели влажности и освещённости.
Оказывается, сухой воздух – благоприятная среда для батареи. Чем он суше, тем медленнее будет идти разрядка. Почему так происходит? Влажный воздух способствует выпадению конденсата, который образует между электродами АКБ токопроводящий мостик. Пусть он будет крайне незначительным, но свою лепту в ускорение процесса разряда вносит.
Что касается условий освещённости, то идеальным решением будет затемнённое место хранения. Почему? Здесь всё просто: при попадании на корпус аккумулятора прямых солнечных лучей пластик пересушивается, становится ломким и подверженным растрескиванию.
Теперь о температуре. Считается, что морозы до минус 10 градусов аккумулятору не страшны, а при температуре свыше плюс 10 градусов процессы саморазряда протекают интенсивнее. Так что оптимальными считаются показатели в этом диапазоне.
С другой стороны, неотапливаемый гараж в регионах с суровыми зимами тоже не вариант. Протекающая крыша также не будет способствовать длительному хранению батареи, так что идеальным местом для этого можно считать чулан, балкон, подвал или кладовку.
Продляем срок службы аккумулятора, правильно эксплуатируя его зимой
Зимой, как выше сказано, нагрузка на аккумулятор намного больше. Нередко машина, простоявшая ночь на улице, не заводится с первого раза. А если и заводится, то мотор с замершими цилиндрами и поршнями требует намного больше отдачи от батареи, чем при запуске в обычных условиях. В итоге, аккумулятор толком не успевает зарядиться, и чтобы обеспечить его постоянную боевую готовность, автомобилисту будет нужно постоянно поддерживать его в рабочем состоянии, уделяя внимания больше, чем обычно.
Причем вспоминать об этом нужно не тогда, когда уже пару ночей машина ночевала при температуре ниже нуля, а значительно ранее. Дело в том, что если мотор длительно прокручивается (более пятнадцати минут подряд), это способствует оплыву пластин батареи, падению ее энергоемкости и ухудшению функционирования. В итоге, постепенно без надлежащего ухода аккумулятор выходит из строя, и его нужно будет менять. Сохранить рабочее состояние аккумулятора зимой поможет перечень следующих действий:
1. выполняем очищение вентиляционных отверстий и корпуса аккумулятора от скопившихся за летнее время загрязнений;
2. удаляем окись с клемм и обрабатываем их литолом;
3. во время обработки не затягиваем болты, чтобы при необходимости (во время короткого замыкания) клеммы могли легко размыкаться;
4. повышаем уровень заряда источника питания аккумулятора до нормы, указанной производителем. Если вы не можете сделать это самостоятельно по причине отсутствия опыта и специального оборудования, вам просто необходимо обратиться за помощью к профессионалам.
Подобный комплекс мероприятий нужно проводить ежемесячно – пару раз, а то и чаще, особенно если батарея старая и еле-еле работает. На ночь и перед тем, как отправиться в ответственную поездку, лучше аккумулятор оставлять на ночь дома. Ведь при падении температуры скорость всех процессов, протекающих в батарее, замедляется, а это влечет за собой уменьшение ее энергоемкости.
Дополнительно отметим, что для бесперебойной работы батареи зимой стоит обязательно использовать какой-либо теплоизоляционный материал, чтобы защитить от холодов сам аккумулятор и моторный отсек. Параллельно с этим в течение всей зимы нужно периодически подзаряжать аккумулятор, чтобы повысить его работоспособность. Профессионалы также рекомендуют по утрам, заводя и прогревая мотор, не включать фары, климат-контроль и другие дополнительные потребители электропитания, чтобы дать батарее нарастить мощность до нужного уровня. Для отечественного климата также не будет лишним покупать особые стартерные аккумуляторы, работающие на базе свинцовых пластин. Такие аккумуляторы без проблем работают даже при очень низких температурах. Ну и напомним, что хранить аккумулятор в зимний период, если машина остается зимовать в гараже, нужно тоже правильно.
Особенности устройства аккумулятора, влияющие на его хранение
Чтобы для вас была понятна информация о том, как хранить АКБ, скажем пару слов об устройстве автомобильного аккумулятора. Практически во всех легковых автомобилях установлены кислотные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 вольт. В основу функционирования аккумулятора положена электрохимическая реакция Pb и PbO2 в водном растворе серной кислоты.
Если аккумуляторная батарея включается в сеть с нагрузкой, то начинается реакция взаимодействия металлического свинца и PbO2 с серной кислотой. Эту реакцию можно представить следующим уравнением.
На аноде
PbO2 + SO42− + 4H+ + 2e− ⇒ PbSO4 + 2H2O
На катоде
Pb + SO42− − 2e− ⇒ PbSO4
Так слева направо реакция идёт при разряде АКБ. В процессе зарядки реакция движется в обратном направлении.
При прохождении реакции разряда металлический свинец окисляется до сульфата свинца на катоде. А на аноде восстанавливается оксид свинца с образованием того же сульфата. При зарядке батареи в автомобильном аккумуляторе идёт обратный процесс.
К чему всё это было сказано? Нужно понять, что автомобильную АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. Если хранить его в таком виде, то в результате сульфатации пластин будет идти потеря эксплуатационных характеристик.
Стоит сказать ещё о таком явлении при хранении аккумулятора, как саморазряд. Под ним понимается процесс разряда АКБ при хранении. Саморазряд обусловлен окислительно-восстановительными процессами на электродах. На отрицательном электроде этот процесс выражен больше. Ведь свинец с минусового электрода более активно вступает в реакцию с электролитом. Эта реакция становится тем активнее, чем выше плотность электролита.
Как видно между выводом и корпусом батареи имеется разность потенциалов
Кроме реакций компонентов внутри аккумуляторной батареи, саморазряд во многом зависит и от чистоты корпуса. Электролит, грязь, пыль создают на поверхности корпуса токопроводящую плёнку. В результате саморазряд увеличивается. Отсюда вывод – аккумулятор нужно хранить в чистом состоянии.
Нужно ещё добавить, что саморазряд имеет следующие особенности:
- Чем ниже температура, тем меньше саморазряд. При нулевой температуре процесс самопроизвольного разряда практически прекращается. Поэтому нужно хранить аккумулятор при пониженной температуре;
- Чем больше срок эксплуатации батареи, тем больше у неё саморазряд;
- После глубокого разряда при последующей зарядке саморазряд возрастает;
- Активность самопроизвольного разряда зависит от чистоты дистиллированной воды и серной кислоты, используемых для приготовления электролита. Чем эти компоненты чище, тем меньше саморазряд;
- Наиболее активно процесс идёт в первые сутки после зарядки;
- Нормой считается потеря 1% ёмкости АКБ при самопроизвольном разряде.
Подготовка
Первое, что нужно сделать перед постановкой аккумуляторной батареи на хранение, это очистка корпуса аккумулятора. Как вы поняли из сказанного выше, хранить аккумулятор грязным не рекомендуется из-за увеличения саморазряда.
Выводы аккумулятор очистите от окислов мелкой наждачной бумагой, а затем покройте их техническим вазелином, литолом или другой подобной смазкой.
Второе, что необходимо сделать, это полностью зарядить аккумуляторную батарею.
Хранить аккумулятор нужно полностью заряженным
Полностью заряженная АКБ с шестью банками должна иметь напряжение 12,6─12,9 вольта. Плотность электролита должна лежать в пределах 1,27─1,29 гр./см3. Чтобы проконтролировать плотность вам потребуется такой прибор, как ареометр.
Ареометр для измерения плотности электролита
Чтобы полностью зарядить аккумулятор, понадобиться зарядное устройство. Если у вас ещё нет ЗУ, то читайте материал про выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Также советуем прочитать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Теперь непосредственно о том, как хранить аккумулятор автомобиля.
Хранение свинцово-кислотных аккумуляторов
Новые аккумуляторы до приведения в рабочее состояние находятся на хранении.
Хранение новых аккумуляторов, не запитых электролитом,
можно осуществлять в неотапливаемых помещениях при температуре до минус 30 °С. Хранение при более низких температурах (до минус 50 °С) допускается, но не рекомендуется из-за возможности образования трещин мастики. Перед постановкой на хранение следует проверить, чтобы пробки на батареях были герметичными и плотно ввинченными, а герметизирующие детали, уплотнительные диски, герметизирующие пленки и стержни в вентиляционных отверстиях аккумуляторных крышек не были удалены.
Аккумуляторы должны храниться на стеллажах в чистом, сухом, закрытом помещении. Батареи устанавливают в один ряд в нормальном положении, выводными клеммами вверх, и защищают от воздействия прямых солнечных лучей. Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать двух лет.
После окончания срока хранения необходимо проверить на аккумуляторной батарее состояние мастики и в случае обнаружения трещин удалить их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки, разогретым металлическим прутом или электрическим паяльником. Затем батареи заливают электролитом, заряжают и сдают в эксплуатацию.
Хранение действующих аккумуляторов с электролитом.
При длительных, свыше одного месяца, перерывах в эксплуатации и временном снятии с машин аккумуляторы подлежат постановке на хранение. Такие аккумуляторы следует полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей климатическим условиям.
Если аккумуляторы в период хранения будут находиться при положительных температурах, то ежемесячно их следует подзаряжать. Кроме того, рекомендуется каждые 3-6 месяцев проводить контрольно-тренировочный цикл. При положительных температурах сроки хранения свинцово-кислотных аккумуляторов, залитых электролитом в пределах срока эксплуатации, не должны превышать 9 месяцев.
Если аккумуляторы хранятся при отрицательной температуре, то в период хранения следует ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита более чем на 0,04 г/см3. При отрицательных температурах срок хранения свинцово-кислотных аккумуляторов не должен превышать 1,5
года.
Хранение аккумуляторов, бывших в эксплуатации, с раствором борной кислоты.
В последние годы разработан нетрадиционный способ хранения стартерных свинцово-кислотных аккумуляторов. Сущность метода заключается в том, что на период хранения в аккумуляторах заменяют электролит из серной кислоты 5 %-м водным раствором борной кислоты. Такие аккумуляторы хранятся только при положительных температурах.
Главное преимущество этого способа в том, что во время хранения аккумуляторы не нуждаются в периодическом уходе и заряде.
Для хранения таким способом отбирают аккумуляторы, которые по результатам КГЦ имеют приведенную емкость не менее 80 %
номинальной емкости, и полностью их заряжают. Далее необходимо выполнить -операции по консервации в следующей последовательности:
— слить кислотный электролит при легком покачивании аккумулятора или аккумуляторной батареи в течение не менее 15 мин (слитый электролит можно использовать повторно);
— дважды промыть аккумулятор водой: первый раз — водопроводной; второй ˗ обязательно дистиллированной, с выдержкой взалитом состоянии 15-20 мин;
— сразу же после промывки залить аккумулятор приготовленным 5 %-м раствором борной кислоты, температура раствора не должна превышать 35 °С;
— ввернуть в аккумулятор пробки с открытыми вентиляционными отверстиями;
— протереть аккумулятор ветошью и поставить на хранение при положительной температуре.
Для приготовления 5 %-го раствора борной кислоты берется 50 мг кислоты на 1 л нагретой до 70 — 80 °Сдистиллированной воды.
Рассмотренный способ хранения аккумуляторов предлагается как возможный, Но не обязательный. Однако при определенных условиях способ может оказаться рациональнее традиционного.
Заряженный или разряженный
В принципе я уже написал сверху — что аккумулятор перед хранением (и не только) ЗАРЯЖАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Но в интернете много слухов и «вредных» советов, что можно хранить в разряженном состоянии! Ребята ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!
Сразу отмечу — что разряженный в ноль АКБ это очень и очень плохо! Это спровоцирует сульфатацию пластин, что уменьшит емкость сразу же на 10 – 20%. Если зарядить сразу, то возможно еще можно произвести десульфатацию (и то не факт), но вот если хранить такую разряженную АКБ долго, то сульфаты полностью покроют пластины и активная поверхность намного уменьшится, разрушить их будет практически не возможно. ТО есть после длительного хранения разряженной батареи, подзарядить ее может и не получиться, поэтому ХРАНИТЬ Я ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКИВАЮ, НУЖНО ТОЛЬКО В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ.
Так откуда хотят легенды о разряженном хранении? Были такие варианты в СССР, с обслуживаемыми батареями. Их заряжали, а затем постепенно сливали электролит (процесс длился 15 – 20 минут). Затем банки промывали дистиллированной водой, два — три раза (еще 20 минут). Затем в банки добавляется борная кислота и в таком состоянии хранят АКБ, но температура должна быть не менее 0 градусов Цельсия. НА клеммах напряжение очень низкое, то есть его, вообще практически нет. Поэтому и появилась легенда о «разряженном методе хранения», но это если не разбираться.
После такой консервации сливают борную кислоту и заливают обычный электролит (основанный на серной кислоте), проверяем напряжение, если нужно подзаряжаем и через 40 – 50 минут после заряда можно использовать на автомобиле.
Также хочется отметить, что сейчас такие обслуживаемые варианты уходят в прошлое, потому как за ними нужен постоянный уход, что для многих владельцев не приемлемо.
Это интересно: Как выбрать аккумулятор для автомобиля: раскрываем вопрос
Подготовительные работы
Чтобы во время простоя аккумулятор не разряжался, необходимо отключить от него одну клемму. При этом потеря заряда будет, но незначительная. Однако лучшим вариантом станет хранение батареи в зимнее время в тёплом помещении. При снятии аккумулятора автомобиль безболезненно воспримет отсутствие напряжения. Можно даже сказать, что это принесёт ему пользу.
При снятии батареи сначала отсоединяется минусовая, а затем плюсовая клемма, что позволяет избежать короткого замыкания
Сухой аккумулятор
Подготовка сухого аккумулятора производится следующим способом:
- Пробки банок выкручиваются, а через отверстия замеряется уровень электролита с помощью стеклянной трубки. Его количество также можно оценить по отметкам, которые присутствуют внутри каждой банки. Если же батарея прозрачная, уровень электролита виден с внешней стороны. В таком случае отметки обычно нанесены на корпус аккумулятора. Уровень электролита должен находиться в пределах 12 мм. Если полученное значение оказывается меньше, требуется долить дистиллированную воду.
- Проверяется плотность электролита, её показатель должен составлять 1,25–1,29, но не различаться более чем на 0,01. Если такое условие не соблюдается, нужно добиться среднего значения. Когда плотность больше, добавляется дистиллированная вода, при меньшем показателе заливается аккумуляторная кислота.
- Поверхность батареи омывается раствором пищевой соды для нейтрализации кислоты, а выводы обрабатываются токопроводящей смазкой.
- Проверяется поверхность корпуса на наличие повреждений.
- Аккумулятор заряжается, оборачивается полиэтиленовой плёнкой или тряпкой, чтобы избежать возможного внешнего воздействия, и ставится в отведённое для хранения место.
Если возможность заряжать обслуживаемый аккумулятор отсутствует, следует залить его раствором борной кислоты (5%). Потребуется выполнить действия в такой последовательности:
- Батарея заряжается до упора.
- Раствор электролита сливается в течение 15 минут.
- Внутрь заливается дистиллированная вода, батарея тщательно промывается 2 раза.
- Наливается раствор борной кислоты.
С залитым электролитом
Чтобы подготовить прибор к хранению, выполняется такая последовательность действий:
- Оценивается степень заряженности прибора — если она низкая, то повышается при помощи внешнего зарядного устройства.
- Аккумулятор снимается с машины, клеммы отсоединяются в правильной последовательности.
- Корпус прибора очищается от следов загрязнений.
- Батарея оборачивается тряпкой или полиэтиленовой плёнкой и отправляется на хранение.
Гелевый
Такие аккумуляторы относятся к необслуживаемым приборам. Кроме того, они устойчивы к атмосферным и другим видам внешних воздействий. Чтобы подготовить устройство для хранения в зимний период, необходимо:
- Зарядить батарею, если она разряжена. При этом следует помнить, что гелевые аккумуляторы очень требовательны к напряжению. На протяжении процесса зарядки оно должно оставаться неизменным, не превышать 14,4 В.
- Снять прибор с автомобиля.
- Выделить место для хранения аккумулятора и разместить его в любом положении.
Гелевая батарея способна работать даже с повреждённым корпусом, но проверить его всё равно не помешает.
Для мотоцикла
Прежде чем отправить мотоциклетный аккумулятор на «зимовку», его нужно подготовить:
Прибор снимается с мотоцикла.
Батарея нагревается при комнатной температуре и полностью заряжается
При этом важно обратить внимание, какая электрохимическая система в ней применяется. В современных мотоциклах предусмотрены литий — железные или литий — медные аккумуляторы
Заряжать их самостоятельно не рекомендуется
Учитывая то, что приборы такого типа обладают меньшей ёмкостью, чем автомобильные батареи, в этом случае используется специальное зарядное устройство.
Аккумулятор исследуется на наличие повреждений и отправляется в сухое тёмное место на хранение.
Особенности хранения новой батареи
Бывает такое, что источник питания куплен, но автовладелец не спешит его устанавливать, поскольку хочет выжать из старой батареи максимум.
Как правильно хранить новый аккумулятор для авто?
Начнём с того, что сегодня в продаже встречаются и полностью заправленные электролитом АКБ, и сухозаряженные. В отношении хранения последних никаких особых рекомендаций нет, достаточно того, чтобы помещение было сухим, проветриваемым и без попадания на аккумулятор прямых солнечных лучей.
В отношении АКБ с электролитом появляются дополнительные условия:
- устройство должно быть заряжено;
- помещать его нужно горизонтально;
- к прочим условиям по помещению добавляется его проветриваемость;
- при хранении периодически необходимо контролировать уровень зарядка и плотности и при необходимости выполнять их корректировку.
При использовании современных технологий изготовления автоаккумуляторов новые изделия обладают высокими сроками сохранения заряда после первичной зарядки и характеризуются низким показателем саморазряда, и если продавец хранит АКБ на складе, где соблюдаются перечисленные выше требования, батарея длительное время будет соответствовать заявленным производителем показателям.
Кстати, гарантийный срок отсчитывается не с даты изготовления аккумулятора, а с момента продажи конечному потребителю, поэтому производители заинтересованы в улучшении инфраструктуры, касающейся поставок продукции дилерам.
Если вы покупаете батарею, посмотрите на дату её изготовления: максимальные рекомендуемые сроки для автоаккумуляторов:
- кальциевые – 18 месяцев;
- гибридные – 12 месяцев;
- сухозаряженные – 36 месяцев.
Но не ограничивайтесь только этим, потребуйте от продавца измерить НРЦ, а также протестировать батарею на сульфатирование.
Подготовка к хранению
Можно ли хранить дома автомобильный аккумулятор в период зимнего простоя транспортного средства? Многие автовладельцы, которые не используют автомобиль зимой, так и поступают. Но тогда потребуется создать правильные условия для хранения, которые исключают падение, переворачивание, промерзание.
Предварительно производят очистку поверхности АКБ от пыли, грязи, налета. При этом следует учитывать, что попадание любой жидкости на клеммы, благодаря ее электропроводным свойствам, может привести к разрядке батареи. Именно поэтому клеммы сначала отключают, а уже потом приступают к обработке корпуса АКБ.
Если аккумулятор обслуживаемый, вначале проверяют степень плотности электролита. Оптимальное значение – 1,28 г /см3. При этом пластины должны быть покрыты жидкостью полностью. Необслуживаемые аккумуляторы должны находиться под постоянным наблюдением. Уровень заряда таких АКБ проверяют с помощью зеленого глазка.
Обязательно нужно проверить напряжение аккумулятора, которое должно превышать 12,4 вольта. В идеале напряжение должно составлять 12,7- 14 вольт. Если это значение будет ниже, потребуется дополнительная подзарядка АКБ.
Перед тем как хранить аккумулятор, проводят антикоррозийную смазку клемм специальным вазелином или аналогичным составом. Такая «консервация» поможет уберечь металл от окисления, которое происходит при его взаимодействии с кислородом.
Всегда нужно помнить, что хранение аккумулятора автомобиля должно происходить при его полной зарядке. Ее нулевой показатель приводит к уменьшению емкости батареи на 10 – 20%. При этом запускается процесс сульфатации пластин (образование на их рабочих поверхностях сернокислого свинца), при котором АКБ после зарядки просто перестает запускать двигатель.
Особенности устройства аккумулятора, влияющие на его хранение
Чтобы для вас была понятна информация о том, как хранить АКБ, скажем пару слов об устройстве автомобильного аккумулятора. Практически во всех легковых автомобилях установлены кислотные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 вольт. В основу функционирования аккумулятора положена электрохимическая реакция Pb и PbO2 в водном растворе серной кислоты.
Если аккумуляторная батарея включается в сеть с нагрузкой, то начинается реакция взаимодействия металлического свинца и PbO2 с серной кислотой. Эту реакцию можно представить следующим уравнением.
На аноде
PbO2 + SO42− + 4H+ + 2e− ⇒ PbSO4 + 2H2O
На катоде
Pb + SO42− − 2e− ⇒ PbSO4
Так слева направо реакция идёт при разряде АКБ. В процессе зарядки реакция движется в обратном направлении.
При прохождении реакции разряда металлический свинец окисляется до сульфата свинца на катоде. А на аноде восстанавливается оксид свинца с образованием того же сульфата. При зарядке батареи в автомобильном аккумуляторе идёт обратный процесс.
К чему всё это было сказано? Нужно понять, что автомобильную АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. Если хранить его в таком виде, то в результате сульфатации пластин будет идти потеря эксплуатационных характеристик.
Стоит сказать ещё о таком явлении при хранении аккумулятора, как саморазряд. Под ним понимается процесс разряда АКБ при хранении. Саморазряд обусловлен окислительно-восстановительными процессами на электродах. На отрицательном электроде этот процесс выражен больше. Ведь свинец с минусового электрода более активно вступает в реакцию с электролитом. Эта реакция становится тем активнее, чем выше плотность электролита.
Как видно между выводом и корпусом батареи имеется разность потенциалов
Кроме реакций компонентов внутри аккумуляторной батареи, саморазряд во многом зависит и от чистоты корпуса. Электролит, грязь, пыль создают на поверхности корпуса токопроводящую плёнку. В результате саморазряд увеличивается. Отсюда вывод – аккумулятор нужно хранить в чистом состоянии.
Нужно ещё добавить, что саморазряд имеет следующие особенности:
- Чем ниже температура, тем меньше саморазряд. При нулевой температуре процесс самопроизвольного разряда практически прекращается. Поэтому нужно хранить аккумулятор при пониженной температуре;
- Чем больше срок эксплуатации батареи, тем больше у неё саморазряд;
- После глубокого разряда при последующей зарядке саморазряд возрастает;
- Активность самопроизвольного разряда зависит от чистоты дистиллированной воды и серной кислоты, используемых для приготовления электролита. Чем эти компоненты чище, тем меньше саморазряд;
- Наиболее активно процесс идёт в первые сутки после зарядки;
- Нормой считается потеря 1% ёмкости АКБ при самопроизвольном разряде.
Подготовка
Первое, что нужно сделать перед постановкой аккумуляторной батареи на хранение, это очистка корпуса аккумулятора. Как вы поняли из сказанного выше, хранить аккумулятор грязным не рекомендуется из-за увеличения саморазряда.
Выводы аккумулятор очистите от окислов мелкой наждачной бумагой, а затем покройте их техническим вазелином, литолом или другой подобной смазкой.
Второе, что необходимо сделать, это полностью зарядить аккумуляторную батарею.
Хранить аккумулятор нужно полностью заряженным
Полностью заряженная АКБ с шестью банками должна иметь напряжение 12,6─12,9 вольта. Плотность электролита должна лежать в пределах 1,27─1,29 гр./см3. Чтобы проконтролировать плотность вам потребуется такой прибор, как ареометр.
Ареометр для измерения плотности электролита
Чтобы полностью зарядить аккумулятор, понадобиться зарядное устройство. Если у вас ещё нет ЗУ, то читайте материал про выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Также советуем прочитать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Теперь непосредственно о том, как хранить аккумулятор автомобиля.
Как хранить аккумулятор
Важно знать не только где, но и как следует хранить ваш аккумулятор от автомобиля. С ним необходимо провести ряд манипуляций, которые помогут продлить ресурс даже в период отстоя
Перед тем как отправить АКБ на полку, его требуется полностью зарядить. Показания мультиметра должны демонстрировать значения в пределах 12,4–12,6 В. Так как дома хранить снятый автомобильный аккумулятор придётся минимум несколько недель, то он должен быть очищен от всевозможных загрязнений. Чаще всего с поверхности батареи приходится удалять:
- пыль и налёт грязи;
- масляные пятна;
- возможные окислы с клемм;
- разводы от охлаждающей жидкости.
В процессе обработки помогает 3%-ный раствор пищевой или каустической соды. Защитить от налёта оксидов на клеммах помогает обработка их вазелином или схожими по характеристикам составами.
Для кислотно-свинцовых АКБ с жидким электролитом важно подобрать горизонтальную поверхность. Она позволит не вытечь кислотному раствору и не оголить часть свинцовых пластин внутри
Что влияет на срок годности АКБ?
Типичная неприятность, которая может приключиться с владельцем нового аккумулятора, еще до его непосредственной службы под капотом – это брак. От ошибок не застрахован никто и как не контролируй этот процесс, но бракованные устройства все же сходят с конвейеров и попадают на полки магазинов. И хорошо бы, если проблема обнаружится через несколько недель после установки аккумулятора в машину, а не через год пребывания в гараже. К счастью, у аккумуляторов есть гарантия, и бракованное устройство можно поменять еще до начала его службы в любом магазине, который торгует оригинальными моделями.
Второй момент, который может испортить новый аккумулятор, – это неправильные условия хранения до начала эксплуатации. О том, как хранить АКБ без урона для его начинки речь пойдет ниже. Случается, с батареей неправильно обращались еще на складе, так что для покупателя всегда существует риск приобрести уже испорченную модель.
Основные факторы, которые снижают способности аккумулятора до начала эксплуатации:
- Жара;
- Холод;
- Вибрации;
- Удары;
- Грязь;
- Прямые солнечные лучи;
- Длительное нахождение аккумулятора в разряженном состоянии;
- Неполная зарядка;
- Короткое замыкание в одной или нескольких банках;
- Коррозия пластин;
- Перезарядка из-за нарушений функционирования автомобильного регулятора напряжения или же неисправного зарядного устройства;
- Неверное расположение АКБ относительно горизонтали;
- Нарушение герметичности;
- Сульфатация пластин;
- Влажность.
Основные правила хранения аккумулятора зимой
Грамотное хранение зависит от различных обстоятельств:
- будет ли транспортное средство хоть иногда использоваться по назначению или простоит до начала дачного сезона;
- насколько сурова зима в каждом конкретном регионе;
- где будет находиться авто всё это время: в гараже или под открытым небом.
Именно эти факторы являются определяющими при решении вопроса, как правильно и где лучше хранить автомобильный аккумулятор.
Подготовка аккумулятора к хранению
В случае, если зима в регионе мягкая или машина содержится в тёплом гараже, то будет достаточно снять минусовую клемму с батареи, чтобы исключить повышенный разряд источника. Кроме того, время от времени следует контролировать уровень заряда.
При постановке автомобиля на длительную стоянку, не предусматривающую эксплуатацию на протяжении нескольких месяцев, рекомендуется снять АКБ и держать отдельно от транспортного средства. Перед тем как выбрать место для хранения аккумулятора зимой (дома, в подвале или где-то ещё), его следует тщательно подготовить к затяжному периоду вынужденного «простоя», придерживаясь следующих рекомендаций:
- Необходимо качественно очистить поверхность корпуса от любых загрязнений: пыль, подтёки жидкости или масла и так далее.
- Смазать техническим вазелином токовыводящие клеммы, что позволит исключить окислительные процессы при регулярном взаимодействии с воздушными массами.
- Проверить уровень электролита в обслуживаемых батареях: жидкость должна полностью скрывать пластины, находясь выше их на 10–15 мм. Если уровень ниже нормы, то следует привести его в соответствие с нормативными параметрами, долив дистиллированной воды.
- Проверить плотность электролитной жидкости:
- специальным приспособлением – обслуживаемый тип батарей;
- ориентируясь на зелёный глазок-индикатор – современные необслуживаемые батареи.
Условия места хранения
Как правильно хранить аккумулятор в межэксплуатационный период? В первую очередь следует позаботиться об оптимальных условиях в помещении:
- Положительная температура воздуха, но не выше + 15° С.
- Минимальная влажность. Высокое процентное содержание влаги в воздухе провоцирует ускоренный саморазряд.
- Отсутствие прямых солнечных лучей, способных спровоцировать деформацию корпуса, а это в дальнейшем приведёт к нарушению функциональности в условиях эксплуатации.
- Наличие вентиляции. Она позволит избежать накопления в воздухе взрывоопасной смеси из кислорода и водорода, выделяемой при саморазряде.
Кроме температурного режима, следует обеспечить правильное размещение источника энергии: только в горизонтальном положении на полу или стеллаже
Обратите внимание: при хранении запрещается ставить батареи друг на друга
Заряженный или разряженный?
Подготавливая аккумулятор к зимней консервации, стоит задуматься над тем, как его правильно хранить: заряженным или разряженным.
Если бы в разряженном состоянии батарея не утрачивала своего функционала, то и о хранении не было бы речи – спокойно оставляли бы её установленной на автомобиле на весь период простоя, а перед началом сезона просто заряжали.
Но разряженный источник питания – это причина:
- преждевременного выхода из строя АКБ;
- «сульфатационной» болезни;
- безвозвратной потери части ёмкости.
Следовательно, несложно понять, как лучше хранить аккумуляторы – конечно, заряженными и ни в коем случае – разряженными.