Молибден для двигателя: польза или вред молибденовых присадок

Преимущества:

  1. Эффективная прокачиваемость масла в момент запуска, а также при многочасовой поездке. Масло постоянно поступает на детали, предотвращая их от сухого трения, перегрева и преждевременного износа
  2. Низкий уровень шумов и вибраций двигателя
  3. Высокий уровень моющих, солюбилизирующих и диспергирующих характеристик помогает эффективному очищению мотора от загрязнений
  4. Отведение тепла и охлаждение нагревающихся компонентов, таких как поршни и поршневые кольца
  5. Нейтрализация действия кислот, а также защита от образования сажи, хлора, серы и других опасных химических элементов
  6. Отсутствие вреда для металлических деталей благодаря антикоррозионной защите
  7. Совместимость с уплотнительными материалами двигателей от разных автомобилей, а также нейтрализация токсичных веществ в отработанных газах
  8. Отсутствие пенообразования в холодном и горячем состояниях
  9. Низкая угарность и невысокая летучесть.

Минусы использования моторных масел с молибденом на практике

Как отмечают эксперты и опытные механики, если раньше можно было говорить о какой-либо пользе, то сегодня использование молибдена не оправдано по отношению к двигателю.

Дело в том, что ранее моторные масла не имели в своем составе активного пакета моющих присадок. Однако за последние годы ситуация сильно изменилась. Продукты последних поколений содержат  много кальция, щелочи и т.д.

Если просто, присадки с кальцием  вступают в реакцию с молибденом, причем это происходит раньше того момента, когда молибден успеет создать защитную пленку на поверхности деталей из металла.

Результатом такой реакции становится большая по размеру молекула, а скопление таких молекул оседает на масляном фильтре, загрязняя его. Получается, добавлять в современные масла дисульфид молибдена нежелательно. Прежде всего, моющие присадки в базовом масле вступают в реакцию с добавкой и «срабатываются», затем загрязняется фильтр, далее быстро прогрессирует и общее загрязнение двигателя.

Еще стоит добавить, что использование смазок с молибденом в двигателе предполагает особые требования к интервалу регламентной замены. Другими словами, такое масло лучше менять как можно раньше. Более того, если «перекатать» на такой смазке, тогда последствия для мотора могут оказаться очень тяжелыми.

Причина заключается в том, что продуктами окисления дисульфида молибдена является окись молибдена и сера. Молибденовая окись имеет абразивные свойства, а сера вызывает коррозию. Для примера можно рассмотреть ШРУС, где молибденовые смазки используются достаточно активно.

Частой ситуацией является то, что в пыльнике ШРУСа появилась небольшая трещина и ШРУС быстро захрустел

Важно понимать, через маленькую трещину большое количество грязи попадать к узлу не может, однако элемент все равно выходит из строя. Так вот, поломка происходит не из-за грязи, а по причине того, что через трещину начинает попадать воздух

В результате под воздействием кислорода начинает распадаться дисульфид молибдена. Также через порванный пыльник проникает и влага, вступая в реакцию с серой в составе дисульфида молибдена и образуя серную кислоту.

Получается, кислота разъедает металл, а окись молибдена, которая похожа на абразив, быстро изнашивает деталь. Несложно догадаться, что аналогичная ситуация может произойти и с двигателем, причем цена его ремонт по сравнению со стоимостью замены ШРУСа просто несопоставима.

Преимущества и недостатки масла с молибденом

К молибденовым автомаслам у водителей неоднозначное отношение. Как и у любого продукта, у них имеются свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

  • предотвращение быстрого износа механизмов мотора;
  • устойчивость к воздействию высокого давления защищает от износа при тяжелых нагрузках на агрегат;
  • защитная оболочка в виде коллоидной суспензии позволяет эффективно отводить избыточное тепло от двигателя, защищает от перегрева;
  • высокие противозадирные свойства;
  • возникают антифрикционные барьеры в месте повреждения масляной пленки, которые способствуют энергосбережению;
  • эффективное снижение трения;
  • молибденовая пленка способна защитить поверхности деталей при потере маслом эксплуатационных качеств;
  • не нарушаются циркуляции масла в моторе за счет тонкой и прочной пленки. Пленка способна сохраняться при постоянном использовании таких продуктов;
  • снижаются механические потери (особенно актуально при движении «старт-стоп»).

Автовладельцам, которые используют моторное масло с молибденом рекомендуется внимательно контролировать уровень смазки и период ее замены. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид Мо в процессе окисления образует окись с высокими абразивными свойствами. Выделяемая в процессе окисления сера способствует коррозии металла. Все это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя внутреннего сгорания.

https://youtube.com/watch?v=8KbyMTXYzGI

Недостатки проявляются эпизодически, и могут отмечаться не в каждом случае, и не на всех ДВС. К негативным свойствам относятся:

  • Отрицательное влияние на бензиновые двигатели, работающие при высоких температурных показателях;
  • Взаимодействие с кальцием приводит к агрессивным последствиям;
  • Частицы вещества характеризуются относительно крупными размерами. Это способствует тому, что при попадании в цилиндропоршневую группу могут образовываться отложения. Впоследствии это явление приводит к закоксованности мотора;
  • Автомасла в значительных количествах содержат кальций. Реагируя с дисульфидом образуется агрессивная среда, негативно влияющая на металл.

Полусинтетика с MoS₂ отличается высокой стоимостью, что также является минусом.

Подведя итоги, можно констатировать, что автомасла, содержащие дисульфид молибдена, являются высокотехнологическими современными смазочными материалами. Такие жидкости способны увеличить ресурс автомобиля.

Необходимо отметить, что молибденосодержащие моторные жидкости подходят не для каждого силового агрегата. Большое количество кальция в автомаслах довольно агрессивно взаимодействует с молибденом, что способно свести к нулю полезные свойства модификатора трения. В итоге отложения продуктов сгорания и закоксовывание двигателя с последующим всплеском активных газов.

Рассмотрев все плюсы и минусы, каждый автолюбитель сможет принять свое решение в отношении выбора подходящего продукта. С уверенностью можно сказать одно: молибденовые моторные масла оптимально будет применять в тех случаях, когда такая рекомендация указана в технической документации производителем двигателя.

Преимущества и недостатки

Как и любая присадка, дисульфид молибдена в чистом виде имеет плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества использования молибденовых присадок в современных моторных маслах.

  1. Снижение коэффициента трения в сопряжениях. Это одно из самых весомых и определяющих популярность автомасел с молибденом свойств. Низкий коэффициент трения повышает КПД двигателя, увеличивает его мощность и приемистость, снижает расход топлива.
  2. Увеличение защитных свойств трущихся поверхностей. Защитная пленка предохраняет металлические поверхности при перепадах механических нагрузок от сухого трения.
  3. Быстрое образование на металлических поверхностях и возможность восстановления целостности пленки в случае повреждения.

Влияние количества трехатомного молибдена на коэффициент трения

Сегодня масла с дисульфидом молибдена в чистом виде практически не производятся. И этому есть несколько отрицательных причин.

  1. Дисульфид молибдена в чистом виде начинает образовывать молекулярные связи еще до контакта с металлическими поверхностями. Это приводит к формированию крупнодисперсных частиц, которые имею плотность выше плотности масла. Если двигатель простаивает, частицы молибдена осаживаются на дно поддона и не участвуют некоторое время после пуска двигателя в работе.
  2. После заливки нового масла, молибден образовывает защитную пленку на всех металлических поверхностях. Оставшиеся молекулы свободно циркулируют в объеме смазывающей жидкости. Являясь соединением не самым устойчивым, постепенно дисульфид молибдена разлагается на нефункциональные соединения и уже не может участвовать в защите деталей двигателя.
  3. В некоторых случаях избыток дисульфида молибдена работает не на пользу, а вредит двигателю. Производители для увеличения срока службы повышают концентрацию этого компонента в масле. Часть молекул связывается на металлических поверхностях в пленку. Остальная часть циркулирует по системе и оседает в виде сгустков в самых неудобных местах: в зазорах поршневых колец, на датчиках, в изгибах масляных магистралей. Нередко эти осадки приводят к неприятным проблемам.

Как расшифровывается 5W30

У Ликви Моли Молиген 5W30 отличная универсальная вязкость. Вот как расшифровывается маркировка 5w30. Буква w происходит от английского winter – зима. Это означает, что продукт пригоден к круглогодичному использованию и не теряет своих свойств как при низких, так и при высоких температурах.

Что касается цифр в маркировке, то первые означают индекс минусовых температур, вторые – индекс плюсовых температур. В данном случае 5 означает пригодность масла до минус 35 градусов Цельсия, а 30 – пригодность до плюс 30.

Такие свойства и такая вязкость позволяют использовать этот смазочный материал круглый год, не меняя его с наступлением нового сезона, и не испытывать трудностей с двигателем при серьезных температурных нагрузках.

Особенности молибдена

Это металл с низким коэффициентом температурного расширения, жаростойкий. Разберемся с химическим составом дисульфида молибдена. За счет чего он работает? Молекула MoS2 – двухполюсная. В той стороне, где расположен атом молибдена, формируется положительный потенциал, у двух атомов серы – отрицательный. Благодаря поляризации, молекулы ориентируются между собой, оседают на металле. Образно говоря, на поверхности они образуют структурную сетку – тончайшую пленку. Она защищает детали от трения. Прочность пленки высокая, способность удерживаться на металле (адгезия) тоже.

Антифрикционные свойства дисульфида были замечены давно. Маслянистый на ощупь порошок добавляли в оружейную смазку, использовали в литейном производстве и металлургии.

При производстве моторного масла и трансмиссионных жидкостей дисульфид молибдена используется наряду:

  • с графитовым пластификатором с высокой адгезией;
  • эстерами – сложными углеводородами с полярными молекулами, облепляющими металл;
  • керамикой, стабилизирующей вязкость масла при нагреве.

Учитывая неоднозначное отношение к присадке, производители моторных смазок разработали органические молибденовые присадки в масло (они маркируются MoDTC, MoDTP). По физическим свойствам они мало чем отличаются от дисульфида. Их легко обнаружить – жидкость приобретает зеленоватый оттенок, не характерный для моторных масел.

Отличился производитель Маннол ↑

Нефтяной концерн Маннол совсем недавно выпустил в свет моторное масло для бензинового типа двигателей Molibden Benzin 10W40. Полусинтетическая смазка наделена высоким показателем ресурсосберегающего свойства, основа максимально адаптирована для работы в режимах «старт-стоп» в условиях густонаселённых мегаполисах. В целом результаты тестирования положительные. Но, имеется одно «Но». Интервал замены жидкости чётко указан – не более 7000 км. пробега. После превышения нормы – высока вероятность начала реакции окисления, что крайне негативно сказывается на производительности.

Водителю на заметку! Желаете улучшить мощностные показатели своего автомобиля – купите небольшой флакон дисульфида молибдена. Залейте его в маслозаливную горловину и «прогоните» машину в соответствии с рекомендациями, указанными на флаконе. Смесь совместима с любыми типами силовых установок.

Будем надеяться, что приведённая выше статья поможет вам окончательно определиться с выбором. Поступайте мудро, рассудительно. Всего хорошего. До скорых встреч.

Классификация

  1. Зимний – обозначается в виде W (Winter) и шести вязкостных уровней – от 0W до 25W
  2. Летний – имеет маркировку с вязкостным числом. Всего представлено пять уровней – от 20 до 60
  3. Всесезонный – содержит российский ГОСТ либо международную двойную маркировку в виде SAE 15W-30.

API – еще один американский стандарт от института нефти США, который классифицируется на две категории:

  1. Service – для бензиновых 4-тактных моторов автомобилей легкового и коммерческого классов. В данную категорию входит десять классов с латинскими обозначениями. Чем выше требования масла, тем ближе буква к концу алфавита. Так, самым технологичным маслом в данном случае является жидкость класса SL для бензиновых многоклапанных ДВС с турбонаддувом.
  2. Commercial – для грузовых автомобилей, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин с дизельными моторами. В данную категорию входит одиннадцать классов с таким же способом обозначения (латинские буквы), как у категории Service. В данном случае самым совершенным классом является жидкость класса CI-4 для высокооборотистых дизельных установок.

Универсальные масла по API обозначаются двойным символом через дробь – например, SG/CD. Убедиться в реальном соответствии масла классу API позволяет только действующий сертификат, а не одноименная пометка на этикетке изделия.

ILSAC – международный японско-американский стандарт, разработанный специально для Японии и США. Включает в себя пять классов, первый из которых устарел и является неактуальным. Остальные классы GF представлены ниже.

  1. GF-2 – действует с 1996 года, соответствует классификации API SJ и совместим с вязкостными классами 0W-20 и 5w-20. Кроме того, вобрал в себя вязкостные классы от устаревшего GF-1 – это SAE 10W-XX, а также 0W-XX и 5W-XX, где вместо ХХ должно быть значение от 30 до 60.
  2. GF-3. Работает с 2001 года, соответствует классу API SL. По сравнению с GF-2 и API SJ отличается лучшими антиокислительными и противоизносными характеристиками. Меньше подвержен испарению и имеет схожие параметры с классами IlSAC CF-3 и API SL. При этом GF-3 еще наделен энергосберегающими технологиями.
  3. GF-4. Действует с 2004 года, соответствует классу API SM и наделен энергосберегающими свойствами. По сравнению с GF-3 устойчив к окислению и наделен улучшенными моющими свойствами. Меньше склонен к образованию отложений, а также совместим с вязкостными классами 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Еще отметим совместимость с каталитическими нейтрализаторами вредных отработанных газов (устанавливаются в бензиновые моторы).
  4. GF-5. Действует с 2010 года, совместим с классификацией API SM и имеет более жесткие требования к экономии топлива и экологичности. Заявлена совместимость с каталитическими нейтрализаторами и эластомерами. Также для GF-5 актуальна меньшая испаряемость, лучшие моющие свойства и устойчивость к образованию отложений, в том числе в современных турбонаддувных системах.

Зачем молибден в моторном масле

Дисульфид молибдена успешно вводят в масло для двигателя, где он стабилен и может долго находится в виде взвеси, сам по себе являясь твёрдым веществом и не растворяясь в нефтепродуктах и прочей органике, в том числе и достаточно агрессивных веществах присадок, которых в качественном масле великое множество.

Рабочий слой вещества на поверхностях двигателя очень тонок, поэтому не оказывает существенного влияния на геометрию зазоров. Соединение проходит через масляные фильтры, не образуя крупнодисперсных частиц, способных создать засорения, тем более не понижает сечение маслопроводящих каналов.

При этом молекулы присадки формируют на всех деталях вторую защитную границу. Первая образуется масляной плёнкой, но она имеет ограниченную прочность.

При высоком удельном давлении, которое всегда присутствует в особо нагруженных парах трения, плёнка разрывается и наступает контакт двух металлических деталей. Мгновенно повышается температура, происходит механический или тепловой задир поверхностей. Присадка позволяет этого избежать.

Особенную роль подобные присадки сыграли в тех условиях, когда двигатели могли испытывать масляное голодание при работе в нештатных режимах.

Например, моторы военной техники, повреждённые во время боевого применения.

В гражданских автомобилях на такое не рассчитывают. Тут на первый план выходит энергосберегающий эффект, когда в критических режимах масляного голодания, например, низких оборотах и большой нагрузке, коэффициент трения не возрастает и расход топлива остаётся в норме.

В заключении

На сегодняшний день производство масел с MoS2 облагается дополнительными пошлинами, что уже сильно усложняет жизнь производителей. В скором времени ожидается полный запрет использования таких компонентов, способных пагубно сказываться на работе самого силового агрегата и других узлов ТС. Поэтому не стоит слушать продавцов, которые с гордостью рассказывают обо всех достоинствах таких масел.

Если появилась необходимость снизить трение между металлическими деталями, то стоит рассмотреть применение синтетических масел, которые обладают отличными смазочными характеристиками. Например, стоит отдавать предпочтение составом на основе сложных эфиров (эстеров). Они отличаются прекрасной адгезией, высокой термической стабильностью и способностью образовывать стойкий смазочный слой.

Моторное масло с молибденом плюсы и минусы

Несмотря на отличительные свойства чудо-порошка, среди автолюбителей нет однозначного мнения по поводу его применения для смазки двигателя.

Среди явно положительных характеристик выделяют:

  1. Уменьшение износа деталей ДВС за счет антифрикционных качеств
  2. Защитная пленка на частях двигателя сохраняет их от трения
  3. Равно значимая теплопередача по всем металлическим поверхностям помогает устранить перегрев отдельных узлов
  4. Стойкость к высоким температурам способствует удержанию рабочего состояния даже в экстремальных условиях
  5. Антикоррозийный эффект. Молибден сохраняет свои свойства в большом количестве щелочных растворов, серной, соляной и некоторых других кислотах
  6. Поддерживает на должном уровне вязкостные показатели в масляных жидкостях
  7. Предотвращает отложение загрязнений, так как не склонен образовывать осадка в виде порошка
  8. При движении в пробках сокращаются механические потери

По отзывам отдельных автолюбителей, после капитального ремонта двигателя очень полезно использовать моторное масло на основе молибденовых соединений, тем более, если закрутили его туговато. Он отлично способствует избеганию задиров. Однако, чтобы свойства молибденовой пленки сохранялись и служили длительный период, необходимо постоянно использовать такой состав. Тогда смазка снижает износ двигателя, не нарушает свободную циркуляцию масла, сокращает трение.

Свойства масла и область его применения

Универсальное полусинтетическое масло. В состав входит молибден в качестве модификатора трения. Он создает особо прочную пленку на поверхностях деталей, она устойчива к повреждениям даже в тяжелых условиях. Молибден позволяет снизить трение и износ деталей, не допускает образования задиров. Молибден заполняет микротрещины на поверхности деталей, неровности и шероховатости. Изношенные поверхности выравниваются, становятся более гладкими, такое масло подходит для автомобилей с пробегом.

Масло стабильно при высоких температурах. Не окисляется, что увеличивает срок его использования, предотвращает преждевременную деструкцию. Мало расходуется на угар, в сравнении с другими маслами этого класса. Хорошие моющие свойства, не допускает образование отложений на деталях.

Можно заливать в бензиновые высокофорсированные двигатели и малонагруженные дизельные, может использоваться круглый год для обычных и продленных интервалов замены, в любых условиях – сложных и обычных. У него нет рекомендаций от автоконцернов, потому может использоваться во всех автомобилях, которым подходит данный класс и спецификация. Подходит для более современных бензиновых моторов, выпущенных после миллениума, и дизельных, выпущенных после 1994 года, многоклапанных, с турбинами, работающими на бедной смеси.

Не стоит пугаться цвета масла, темный графитовый цвет дает ему молибден. Кстати, полезно знать, что в масло, в составе которого молибден, нельзя добавлять присадки. Пакет присадок в таких маслах сбалансирован, если нарушается баланс веществ в одну из сторон, масло может перестать работать так, как оно работало, или же сократится срок его использования.

Как выбрать хорошее масло для автомобиля

При подборе масла надо ориентироваться исключительно на допуски изготовителя автомобиля. Нужный код указывается в руководстве по эксплуатации и должен совпадать с одним из допусков, перечисленных на канистре с маслом.

Это будет означать, что продукт прошёл все необходимые испытания и зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Количество параметров, по которым проверяется масло, очень велико, нельзя ориентироваться только на его вязкость и заверения производителя, что оно подходит к любому типу двигателя.

Все моторы разные, и часто в них применяются уникальные технические решения, требующие строго определённых свойств смазывающего агента.

Не надо думать, что всё ограничено только низким коэффициентом трения, масло – очень сложный высокотехнологичный продукт.

Положительное влияние молибдена

Для того чтобы понять, почему молибден входит в состав некоторых моторных масел, надо разобраться насчёт его свойств: так что же это? Итак, это вещество, которое широко применяется в области металлургии благодаря жароустойчивости, достаточной вязкости и стойкости к коррозии, что является большим преимуществом для автомобильного двигателя. При использовании на практике молибден, который присутствует в составе моторного масла, создаёт на металлических деталях двигателя защитный слой, чем предотвращает контакт и трение железа во время работы двигателя. А, как известно, отсутствие прямого контакта железных деталей двигателя продлевает его срок эксплуатации.

Краткий экскурс в историю

Чистый молибден в природе не встречается, а вот дисульфид молибдена (MoS2) известен человечеству уже давно. Первое применение данного минерала для двигателей внутреннего сгорания зафиксировано в США в конце Второй мировой войны. Помимо металлургической промышленности данное вещество применяли в авиации. Американцы отметили, что минерал обладает высокими антифрикционными и антикоррозионными свойствами, устойчив к высоким температурам и имеет высокую вязкость. В качестве молибденовой присадки в двигатель самолета данный материал продемонстрировал потрясающие результаты. Благодаря высокой смазочной способности авиадвигатель мог недолго работать вообще без масла. Это было страховкой на тот случай, если картер мотора или масляные магистрали выйдут из строя.

Данный минерал во время Второй мировой войны использовали и немцы. Он применялся в качестве присадки в двигатели техники. Наиболее широко его использовали в танках. В случае повреждения ДВС и утечки масла агрегат мог еще некоторое время функционировать, что позволяло боевой машине еще некоторое время передвигаться.

Первым, кому пришла идея использовать дисульфид молибдена в гражданских автомобилях, был немец Ханс Хенле. Он обнаружил емкости «Liqui Moly» (в переводе – жидкий молибден) с порошковым дисульфидом молибдена. Узнав, для каких целей используется данное вещество, он решил его опробовать в моторных маслах. В 1955 году он приобрел патент на применение MoS2 и права на торговую марку. В 1957 году немец основал компанию Liqui Moly GmbH.

Первые присадки предназначались для масел Kfz, которые использовались в двигателях и трансмиссии. В конце 70 годов 20 века, после широкой рекламной компании Liqui Moly, началось серийное производство добавок. Заключалась она в том, что в 2 небольших автомобиля Volkswagen Kaefer вместо моторного масла была залита только молибденовая присадка. Машинам удалось обогнуть озеро Бодензе, длина береговой линии которого составляет 273 километра.

Принцип действия

В узлах и агрегатах современного автомобиля существует множество движущихся и трущихся частей, которые нуждаются в постоянной смазке. Двигатель — это агрегат, в котором трение сопровождается высокой температурой от сгорания топлива. По этой причине, чтобы раскрыть сущность работы масел с молибденом, рассмотрим именно двигатель. В других узлах условия работы смазывающих материалов не столь экстремальны, хотя жидкий молибден применяют и там.

Задачей любого смазывающего материала является снижение трения. Рабочие поверхности только с виду и на ощупь гладкие, на самом деле они имеют множество микроскопических шероховатостей. Моторное масло образует на трущихся поверхностях микропленку, которая покрывает собой шероховатости и снижает коэффициент трения. Эта пленка постоянно обновляется системой смазки двигателя, подавая его путем разбрызгивания (на поршни, цилиндры, распределительные валы) или по специальным каналам (на коленчатый вал) под давлением.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий