Типы ЭБУ
Существуют блоки управления, используемые для различных систем на транспортном средстве. ЭБУ могут использоваться для трансмиссии, контроля тяги или ABS, переменного тока, функций электроники кузова и управления освещением, двигателя, подушек безопасности или любой другой системы, которую может иметь автомобиль. Некоторые транспортные средства могут включать более одного ЭБУ в одном блоке, называемый модулем управления силовым агрегатом (PCM). Такой тип блоков управления может быть преимуществом, имея больше модулей в одном месте, но так же может быть и недостатком, добавляя более длинные провода, чтобы добраться до компонента, с которым он работает.
Большинство новых транспортных средств начали использовать линию связи между различными модулями на транспортном средстве, чтобы они могли обмениваться информацией и не использовать резервные датчики. Например, датчик скорости на колесе считывает скорость колеса и будет входным сигналом к блоку управления антиблокировочной системой тормозов (ABS). Вместо того чтобы посылать много проводов от одного датчика к другим блокам управления, ЭБУ антиблокировочной системой тормозов будет делиться информацией по сетевым линиям связи со всеми ЭБУ, которые используют эту информацию, например, трансмиссия для переключения передач, спидометр для отображения скорости автомобиля или система подвески для управления подвеской по мере необходимости.
Использование общих входных датчиков по всему транспортному средству, использующих только две линии передачи данных между ЭБУ, сократило количество проводов, используемых в транспортных средствах. Обмен информацией между модулями также означает, что им нужен общий язык, чтобы они могли работать как группа. Когда один компьютер выходит из строя или не делится информацией из-за ошибки, в последствии это может повлиять на другие модули, если им нужна информация от датчика вышедшего из строя модуля.
ЭБУ двигателя в большинстве автомобилей подключается к бортовому диагностическому разъему и передает всю диагностическую информацию по этой линии на все остальные модули или ЭБУ.
Назначение систем управления двигателем
Если выразиться проще, то главным условием для лучшей работы двигателя, является точное дозирование топливовоздушной смеси, в зависимости от условий работы двигателя. То есть, в нужный момент времени при работе двигателя, необходимо подать точное количество топлива вместе с воздухом и в нужный момент воспламенить его, для получения хороших показателей мощности, топливной экономичности и норм токсичности. Этот момент, является основополагающим при совершенствовании систем управления двигателем.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД)
В прошлом веке, автопроизводители в основном совершенствовали эти системы механическим путем. Пытались модернизировать систему зажигания, поплавковыми камерами карбюраторов регулировали подачу топлива, но все эти попытки оказались тщетны.
Единственно правильным путем оптимизации работы двигателя было создание электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Эту систему сейчас используют абсолютно на всех современных автомобилях.
ЭСУД состоит из датчиков, электронного блока управления (ЭБУ), и исполнительных механизмов. То есть ЭСУД нельзя назвать просто компьютером или как его еще называют “инжектором”, так как это в первую очередь система, в которой каждый участник выполняет свою определенную роль.
ЭСУД на разных автомобилях могут отличаться друг от друга, по типу работы датчиков, либо исполнительных механизмов. Но суть всегда остается одной, ЭБУ собирает информацию со всех датчиков о текущем состоянии работы двигателя(положение коленчатого вала, положение и скорость открытия дроссельной заслонки и т.д.), в том числе о намерениях водителя, после чего на основе своего программного обеспечения создает управляющий сигнал на исполнительные механизмы (на топливные форсунки, электробензонасос (ЭБН), регулятор холостого хода (РХХ) и т.д.).
Описание
Электронный блок управления (ЭБУ), используемый в современных легковых и грузовых автомобилях, необходим для управления двигателем и функциями других компонентов. ЭБУ — это компьютер с внутренними предварительно запрограммированными и программируемыми компьютерными чипами, который мало чем отличается от домашнего компьютера или ноутбука. Компьютерный ЭБУ двигателя автомобиля используется для управления двигателем с помощью входных датчиков и выходных компонентов для управления всеми функциями двигателя.
ЭБУ необходимы входные сигналы от датчиков автомобиля, таких как датчик коленчатого вала и датчики распределительного вала, чтобы вычислить информацию с помощью программы, которая была сохранена в ЭБУ на программируемом чипе памяти. Программа электронного блока управления будет использовать введенную информацию датчика для вычисления необходимой выходной мощности, такой как количество впрыскиваемого топлива и время искры катушки для запуска двигателя.
Ремонт ЭБУ двигателем и подбор блока для замены
Важно понимать, что ремонт электронного блока управления является сложной и ответственной процедурой, которая требует определенных навыков, оборудования, знаний и понимания принципов работы устройства. При этом ремонтировать блоки управления рекомендуется только в тех случаях, когда заменить контроллер на исправный нет возможности
Как правило, не удается заменить ЭБУ на старых и редких автомобилях (возникают трудности с подбором как нового, так и б/у контроллера), а также тогда, когда стоимость блока очень высока
При этом ремонтировать блоки управления рекомендуется только в тех случаях, когда заменить контроллер на исправный нет возможности. Как правило, не удается заменить ЭБУ на старых и редких автомобилях (возникают трудности с подбором как нового, так и б/у контроллера), а также тогда, когда стоимость блока очень высока.
Что касается попыток сэкономить и отремонтировать ЭБУ самостоятельно, в этом случае риск повреждения электронного устройства высок. Также результатом попыток установить такой блок после ремонта в автомобиль является выход из строя и других систем на борту транспортного средства.
Простыми словами, на обычном СТО блок просто меняется на новый или заведомо рабочий. В остальных случаях попытки ремонта могут не только не принести желаемого результата, но и усугубить ситуацию. По этой причине ремонтировать блок нужно только в специализированных центрах, которые сами определят, целесообразно или нет проводить ремонтные процедуры с тем или иным типом устройств.
Теперь перейдем к подбору устройства в рамках замены. Как уже говорилось выше, сначала нужно найти возможную причину, которая и привела к выходу блока из строя. Это позволит избежать скорой замены только что установленного ЭБУ.
Итак, необходимо учитывать, что в продаже часто встречаются восстановленные блоки, причем ремонт провел сам завод-изготовитель. Такая практика является нормальной, так как экономически заводу выгоднее восстановить старый блок, чем изготавливать новый. Естественно, завод не будет ремонтировать полностью залитый водой, разбитый или сожженный ЭБУ. При этом на восстановленную деталь должна даваться гарантия, как на новое устройство.
При выборе нужно понимать, что визуально, а также по разъемам и маркировке электронные блоки управления могут быть одинаковыми, однако ПО в таких устройствах разное. Дело в том, что для каждого типа ДВС на той или иной модели двигателя, а также в зависимости от года выпуска, программное обеспечение может сильно отличаться.
Получается, вполне возможно, что с не подходящим для конкретной машины ЭБУ автомобиль будет работать, однако о стабильности такой работы мотора и других агрегатов и узлов говорить не приходится.
Вполне очевидно, что новый электронный блок должен быть точно таким же, как и старый. Для подбора нужно не только учитывать марку и модель автомобиля, но и объем/тип двигателя, год выпуска авто, VIN-код, а также все маркировки, которые производитель нанес на сам блок.
После того, как нужный блок был подобран, остается только реализовать подключение устройства к соответствующим разъемам. На практике ЭБУ далеко не всегда рассоложен в удобном и легкодоступном месте, так что нужно знать, где стоит блок управления двигателем на том или ином автомобиле. Перед подключением клеммы с АКБ следует обязательно снять.
Еще нужно помнить, что многие электронные блоки управления нуждаются в дополнительной настройке. В одном случае это просто автоматическая подстройка ЭБУ под параметры и особенности работы конкретного авто (самоадаптация). Для такой подстройки на машине нужно просто поездить в разных режимах.
Более сложным случаем является необходимость выполнять перепрограммирование, более известное под названием чип-тюнинг. Такие доработки нужны тогда, когда требуется внести коррективы в работу ДВС, а также отдельных систем автомобиля.
Результата добиваются путем изменения штатного ПО и заводских стандартных настроек, которые «зашиты» в память ЭБУ. Качественно такую процедуру могут выполнить только квалифицированные специалисты, которые имеют подходящее программное обеспечение и оборудование.
Программирование ЭБУ Hyundai Kefico
Информация архивная. Модуль снят с производства.
Возможности данного модуля полностью перекрыты новым модулем Bosch ME7.9.7 (OBD).
ЭБУ Kefico, устанавливается на автомобили производства Южной Кореи, является аналогом старой аппаратной реализации ЭБУ Bosch M7.9.7.
Обратите внимание:
- Никогда не стирайте и не перепрограммируйте EEPROM без необходимости! В нем содержатся данные об иммобилизаторе, при потере которых вы не сможете завести автомобиль без дилерского оборудования! Перед любой попыткой записи EEPROM всегда считывайте и сохраняете в файле образ EEPROM, предварительно считанный из ЭБУ!
- Функция программирования данного типа ЭБУ, устанавливаемых на автомобили Hyundai, без доработки через адаптер CombiLoader v3 приобретается отдельно.
- в случае записи калибровок, не соответствующих типу прошивки, контроллер может перестать функционировать нормальным образом, но возможность записи в него полной прошивки после доработки останется. Для исключения такой ситуации при первой перепрошивке блока делайте полное обновление, а затем, когда Вы уверены, что ПО контроллера и прошивки идентично – обновление калибровок.
Окно программы cодержит следующие вкладки:
Вкладка FLASH
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:
чтение Flash из контроллера во внутренний буфер программы | |
запись Flash из внутреннего буфера программы в контроллер | |
очистка FLASH-памяти контроллера | |
очистка внутреннего буфера программы |
Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка EEPROM
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:
чтение Eeprom из контроллера во внутренний буфер программы | |
запись Eeprom из внутреннего буфера программы в контроллер | |
очистка Eeprom контроллера | |
очистка внутреннего буфера программы |
Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка Дополнительно
На этой вкладке можно выбрать параметры соединения (скорость обмена с ЭБУ). В том случае, если связь с ЭБУ прерывается, попробуйте работать на более низкой скорости.
Программирование без доработки контроллера.
Для программирования без доработки контроллера необходимо выполнение следующих условий:
- Отсутствие галочки в поле Общее действ.
- Активная вкладка FLASH.
- Наличие лицензии на диагностический метод записи ЭБУ
При соблюдении этих условий при нажатии кнопки Запись будет выведен запрос:
При положительном ответе Вы можете выбрать обновление области калибровочных данных FLASH на следующем запросе:
При программировании без доработки контроллера возможно соединение с ЭБУ посредством подключения к диагностической колодке автомобиля дополнительным кабелем.
Контроллеры Kefico (аналог Bosch M7.9.7) не комплектуются необходимыми элементами для разрешения программирования. В этом случае необходимо установить недостающие элементы на плату контроллера (см. рисунок): впаять два чип-резистора с обратной стороны платы, как показано на рисунке красным цветом. Номинал резисторов 5.1 кОм (допустимые варианты 4…6 кОм). После произведенных изменений контроллер можно программировать.
Первый вариант печатной платы:
Второй вариант печатной платы:
Обратите внимание: Для восстановления работоспособности ЭБУ Kefico необходимо обязательное возвращение изменений, сделанных для разрешения программирования
Замена электронного блока управления ДВС
Теперь перейдем к самой замене. Следует учесть, что замена блока управления двигателем может оказаться сложной задачей в случае отсутствия необходимых навыков. Как правило, сначала ЭБУ нужно обнаружить. Другими словами, следует знать, где стоит блок управления двигателем на автомобиле в зависимости от марки и модели ТС.
Дело в том, что производители не всегда устанавливают ЭБУ в легкодоступном месте. Причин для этого много, начиная от защиты блока управления от вибраций, влаги и перепадов температур и заканчивая защитой от угона.
Во втором случае главной задачей является затруднение доступа к устройству, чтобы угонщик не имел легкой возможности подмены блока, обхода иммобилайзера и т.п. Вполне очевидно, что ЭБУ может стоять как в подкапотном пространстве, так и в салоне. Чтобы найти контроллер, может понадобиться частичная разборка салона, снятие навесного оборудования с двигателя и т.д.
Итак, после того, как блок найден, перед его снятием нужно отсоединить клеммы с АКБ, выждать несколько минут, затем можно приступать к отключению фишек-колодок с проводами от блока управления. Обычно колодки крепятся к разъемам при помощи специальных защелок. После снятия электронного контроллера производится установка нового или заведомо рабочего устройства.
После этого нужно проверить работоспособность ЭБУ, а уже затем собирать салон в обратном порядке. В случае если снималось навесное оборудование с двигателя, сначала нужно все детали и элементы установить обратно, а уже затем проверять работоспособность нового блока.
Также во время проверки желательно подключить к диагностическому разъему соответствующее оборудование. Это позволит убедиться в том, что двигатель и другие системы работают в штатном режиме с новым ЭБУ.
Кстати, на многих автомобилях блок нуждается в адаптации. На практике, особенно если речь идет об автомобиле с солидным пробегом, это означает «самоподстройку» контроллера с учетом износа ДВС, снижения производительности бензонасоса, форсунок и т.д. Получается, на оптимальные показатели работы двигатель после замены ЭБУ выйдет не сразу, а спустя некоторое время после начала эксплуатации автомобиля.
Советы и рекомендации
Хотя электронные блоки многих производителей официально являются неремонтопригодными, специалисты нередко вполне успешно восстанавливают данные устройства. Это значит, что возможность ремонта ЭБУ также не следует полностью исключать. Если блок очень дорогой или редкий, тогда возможность ремонта ЭБУ может оказаться выходом из сложившейся ситуации.
Также отметим, что после замены ЭБУ может потребоваться выполнить его перепрошивку (чиповку), что означает узкую подстройку работы блока под конкретный двигатель. Чип-тюнинг также актуален в случаях, когда на автомобиле установлено ГБО.
В случае, когда все работы выполнены правильно, дополнительная настройка ЭБУ позволяет улучшить отдельные технические характеристики мотора на конкретном авто. Как правило, двигатель начинает лучше «тянуть» на низких оборотах, исчезают провалы при резком нажатии на педаль газа, мотор работает более эластично на разных режимах и т.п.
Однако не следует забывать и о минусах чип-тюнинга. Если установлена программа неизвестного производителя, специалисты не «обкатали» прошивку на ходу и т.д., тогда ресурс двигателя может заметно сократиться, возникают проблемы со смесеобразованием, могут начать плавать обороты, двигатель «тупит», пропадает отзывчивость на нажатие педали акселератора, под нагрузками ДВС глохнет и т.д.
По указанным выше причинам выполнять прошивку блока управления двигателем должны только квалифицированные специалисты при помощи специального оборудования
Важно, чтобы программное обеспечение (прошивка) оказалось проверенным и качественным, после чего также производятся обязательные подстройки прямо на ходу (так называемая обкатка прошивки ЭБУ в режиме онлайн)
Почему контроллер нужно менять и как заменить ЭБУ двигателем
Как уже было сказано выше, необходимость замены блока управления двигателем может возникнуть по разным причинам. В большинстве случаев сбои в блоке управления не позволяют нормально эксплуатировать авто, в результате требуется замена ЭБУ.
С учетом того, что блок управления двигателем представляет собой электронное устройство, отмечена его высокая чувствительность к перепадам напряжения в бортовой сети и замыканиям. Также не допускается попадание влаги в корпус ЭБУ. Еще блок может выйти из строя по причине повышенных вибраций, ударов и т.д.
Кстати, среди наиболее частых причин выхода из строя бортового компьютера все же является перепад напряжения, то есть замыкание в электроцепях автомобиля. Еще добавим, что в случае очевидных проблем с АКБ или генератором, когда напряжения попросту недостаточно, ЭБУ также может начать работать со сбоями.
Сразу отметим, что перед тем, как менять электронный блок управления, следует провести детальную диагностику автомобиля. Полная компьютерная диагностика машины, прежде всего, позволит точно убедиться, что проблема связана именно с блоком, а не с каким-либо другим элементом.
Также в рамках диагностики очень важно определить саму причину, которая привела к выходу контроллера из строя
Обратите внимание, если причину не обнаружить, тогда замена блока управления мотором может повторно обернуться поломкой недавно установленного устройства
Важно понимать, что сбои в работе двигателя часто бывают связаны не с самим ЭБУ. Выход из строя датчиков ЭСУД, некорректная работа исполнительных устройств, поломки самого силового агрегата и другие причины не позволяют блоку обеспечить стабильную работу силовой установки
Что касается самого блока, на начальном этапе проверяется напряжение на ЭБУ. Затем к блоку подключается диагностическое оборудование, тестируется работоспособность, проводится тестирование входных и выходных сигналов. Только проведенные в комплексе тесты позволяют сделать вывод о том, что блок управления неработоспособен и нуждается в замене.
ECU PROGRAMMER LRSP
Вашему вниманию предлагается самый «продвинутый» на сегодняшний день загрузчик ЭБУ от Сергея Сапелина. Загрузчик функционирует под управлением Windows 95/98/ME и позволяет производить чтение и запись FLASH – памяти (ПО и калибровки) и EEPROM (энергонезависимая память ЭБУ для хранения информации о системе), а так же производить сравнение буфера с содержимым соответствующей памяти ЭБУ. Гибкий интерфейс программы позволяет выбирать удобный для пользователя COM – порт и выбирать оптимальную скорость его работы. Так – же в отдельную опцию выведена возможность быстрой проверки связи адаптера с ЭБУ, режим «Try connect»
Важной и очень полезной особенностью ECU Programmer является легкое, одним нажатием, удаление из EEPROM даных об иммобилизаторе (режим «Remove Imm»)
Программа осуществляет автоматический перевод ЭБУ в режим программирования, нет необходимости щелкать тумблерами или «нажимать красную кнопку». Выполнение процедур обмена данными отображается на линейном индикаторе процесса. Программа позволяет записывать в блок данные размером от 64 до 128 Кб, т.е реализована возможность записывать как обычные, так и сдвоенные или двухрежимные прошивки.
В настоящее время программа существует в двух вариантах, отличающихся возможностями и, соответственно, стоимостью. Более совершенный и полный вариант позволяет устанавливать на ЭБУ парольную защиту Ваших прошивок. Парольная защита позволяет исключить несанкционированный доступ и использование записанного в ЭБУ ПО и калибровок. Для любых операций с ЭБУ потребуется иметь оригинал записанной в блок защищенной прошивки. Несколько сложно, но позволит уберечь от тиражирования Вашу интеллектуальную собственность.
Программа защищена от незаконного тиражирования кодом, осуществляющим привязку конкретного экземпляра программы к компьютеру пользователя. Более полно ознакомиться с широкими возможностями программы можно прочитав инструкцию по эксплуатации.
Версия 1.5 Чтение / запись / сравнение Flash и Eeprom. В полной версии – установка пароля на прошивки.Версия 1.6 Добавлен выбор языка интерфейса (рус. / англ.) и статистика произведенных операций со времени установкиВерсия 1.6x Исправлены мелкие баги. Добавлена функция «перемешивания» калибровочных данных. В полной версии – возможность создания двухрежимных прошивок. Двухрежимные прошивки в формируются несколько иначе, чем в программе А. Соколова, здесь в прошивке используется только один софт и два набора калибровочных данных. Версия 1.7x Изменен немного интерфейс, изменен прогресс-бар, добавлена возможность занесения паспортных данных в EEPROMВерсия 1.8 Добавлена возможность создания двухрежимных прошивок для ЭБУ МИКАС7. Добавлено сохранение пользовательских установок. Защита самоуничтожением уничтожает лишь часть EEPROM.Версия 1.8.1 (18 – 03-02). Исправлена ошибка, приводившая к невозможности программирования некоторых блоков.
Только для полной версии – добавлена возможность добавления функций МК в ПО ЭБУ Январь‑5.
Список отображаемых параметров:1.Температура охлаждающей жидкости2.Напряжение бортсети3.Обороты двигателя4.Скорость автомобиля5.Положение дроссельной заслонки6.Положение РХХ7.Желаемые обороты ХХ8.УОЗ9.Состав смеси10.Коэффициент коррекции времени впрыска11.Путевой расход топлива12.Часовой расход топлива13.Длительность импульса впрыска14.Массовый расход воздуха15.Цикловый расход воздуха16.Напряжение ДК17.Напряжение ДМРВ18.Режим работы19.Положение режимной точки20.Занятость процессора21.Пробег за поездку22.Расход за поездку23.Время в движении24.Средний расход25.Средняя скорость
Версия 1.8.2 (14 – 05-02) Изменения только в полной версии. – Добавлено отображение режима обучения по датчику кислорода. Исправлена ошибка программирования контроллеров МИКАС‑7.- Улучшена стабильность записи прошивок с защитой самоуничтожением.
* Функция маршрутного компьютера для программного обеспечения версии K (J5VxxKxx) временно не поддерживается.
ecu‑3
sl7
ecu‑5
ecu‑7
ecu‑4
sl6
sl5
sl4
sl2
sl3
sl1
Внимание! Автором закончен данный проект на версии 1.8.2.
Основные функции блока управления ДВС
Начнем с того, что в случае выхода из строя блока управления данное устройство необходимо менять, так как ремонт зачастую нецелесообразен. С учетом высокой стоимости устройства зачастую практикуется замена на подержанный блок управления, реже приобретается новый ЭБУ.
При этом для замены следует особое внимание уделить подбору управляющего модуля. Блок управления должен быть не только подходящим по модели, но и соответствовать тому или иному типу двигателя
Другими словами, чаще всего ЭБУ подходит только от аналогичной модели автомобиля с точно таким же ДВС.
Блок управления двигателем является электронным устройством, на которое поступает информация от датчиков, установленных в различных системах авто. Контроллер, подобно компьютеру, обрабатывает полученную информацию, затем подает сигналы на исполнительные механизмы, поддерживая оптимальный режим работы ДВС с учетом постоянно изменяющихся условий.
Электронный блок осуществляет контроль за работой системы зажигания, впрыска топлива, оценивает состав отработавших газов и т.д. В каждой модели автомобиля бортовой компьютер индивидуальный под конкретный тип ТС.