Коробка-автомат: «бублик» АКПП, назначение, поломки и ремонт

Из чего состоит АКПП?

1. Гидротрансформатор — сходен со сцеплением в мех.коробке, но управления непосредственно водителем не требует.
2. Планетарный ряд — сходен с блоком шестерен в мех.коробке и изменяет придаточное отношение в автомате при переключении передач.
3. Тормозная лента, задний фрикцион, передний фрикцион — они служат для непосредственного переключения передач.
4. Устройство управления — это целый узел состоящий из шестеренчатого насоса, клапанной коробки и маслосборника. Клапанная плита (гидроблок) — это система каналов с клапанами (соленоидами) и плунжерами, выполняющими функции контроля и управления, также преобразует нагрузку двигателя, степень нажатия на акселератор и скорость движения в гидравлические сигналы. На основании таких сигналов, за счет последовательного включения и выхода из рабочего состояния фрикционных блоков, автоматически меняются передаточные числа.  

Гидротрансформатор                                                                                 Планетарный ряд

Тормозная лента                                                                                          Пакеты фрикционов

Гидротрансформатор (torque converter ) – предназначен для того чтобы передавать крутящий момент от двигателя к компонентам АКПП. Установлен он в кожухе расположенном между коробкой и двигателем выполняя функции сцепления. Наполненный рабочей жидкостью в процессе работы он несет высокие нагрузки вращаясь с довольно большой скоростью. Он, поглощая и сглаживая вибрации двигателя и передавая крутящий момент, приводит в действие  насос для масла, который находится в коробке передач.

Масляный насос в свою очередь трансмиссионной жидкостью наполняет гидротрансформатор создавая тем самым нужное давление в системе контроля и управления. Поэтому мнение о том, что машину с автоматом можно принудительно завести без стартера разогнав ее до большой скорости, является ошибочным. Энергию шестеренчатый насос получает только от двигателя, при неработающем двигателе давление в системе контроля и управления отсутствует вне зависимости от того в каком положении находится ручка рычага переключения скоростей. Поэтому вращение карданного вала принудительно не заставит коробку заработать, а двигатель — завестись. 

Планетарный ряд — в отличие от «механики», где сцепляющиеся между собой шестеренки и параллельные валы, в «автоматах» в основном используются передачи планетарные.
 

Составные части фрикциона — давлением масла в движение приводится поршень (piston). Поршень двигаясь под давлением масла, посредством конического диска ( dished plate) прижимает очень плотно ведомые к ведущим дискам пакета, от чего они вращаются единым целым и осуществляют передачу крутящего момента от барабана к втулке. Несколько планетарных механизмов, обеспечивающие необходимые передаточные отношения, расположены в корпусе коробки передач.

Передачу же крутящего момента от двигателя через механизмы планетарные непосредственно к колесам осуществляется при помощи фрикционных дисков, дифференциала и прочих сервисных устройств. Посредством трансмиссионной жидкости через систему контроля и управления происходит управление всеми перечисленными устройствами.

Тормозная лента — устройство посредством которого  осуществляется блокировка элементов планетарного ряда.

Гидроблок – сложнейший механизм в автоматической коробке. Как мы уже писали выше, это мозги трансмиссии. Наиболее дорогстоящая по ремонту деталь.

Устройство АКПП Видео

Распространённые поломки АКПП

Достаточно часто отмечается утечка трансмиссионного масла. Как результат, все подвижные элементы работают посуху, появляется повышенная температура, фрикционы и прокладки изнашиваются и пригорают, АКПП заклинивает и не подлежит восстановлению и ремонту. Чаще всего причиной такой утечки трансмиссионного масла является проблема с сальниками и уплотнительными прокладками.

Владельцу необходимо будет на регулярной основе выполнять осмотр коробки передач на предмет отсутствия подтеков масла. Лучше всего такую работу проводить после длительной стоянки или же на эстакаде и яме гаража. Раз в год в обязательном порядке при сервисе следует просить мастеров посмотреть щупом уровень масла в коробке передач, который должен находиться между минимумом и максимумом. Если отмечается утечка масла или его консистенция и качество вызывает вопросы, то необходимо выполнить полную замену трансмиссионной жидкости, что предупредит серьезные поломки автомобиля.

Часто из строя выходит блок управления АКПП, как результат, коробка передач плохо набирает обороты, может блокироваться на определённой ступени, также появляются перебои в работе автомата. Точно определить имеющиеся неисправности можно исключительно в условиях сервиса. Чаще всего специалисты рекомендуют выполнять замену такого блока управления, так как починить и восстановить его крайне сложно. К сожалению, стоимость этого автоматического управляющего блока чрезвычайно высока, соответственно цена ремонта может составить 20-30 тысяч рублей и более.

Распространённой поломкой автоматических коробок передач являются проблемы с гидротрансформатором. Этот элемент отвечает за передачу мощности и размыкание прямой связи АКПП с двигателем. При поломках гидротрансформатора появляются характерные шуршащие звуки, отмечается повышенная вибрация автомобиля, при выполнении соответствующих сервисных работ с коробкой передач в масле на специальных магнитах появляется большое количество металлической стружки. К сожалению, эта деталь неремонтопригодна и при ее поломках потребуется полная замена агрегата. В ряде мастерских могут предложить восстановление гидротрансформатора, однако качество такого ремонта будет сомнительным.

Чаще всего у автоматических коробок передач отмечаются проблемы с гидроблоком. Причин таких неисправностей может быть несколько, и в первую очередь это использование старого некачественного масла. По мере эксплуатации автомобиля гидроблок забивается отложениями, что приводит к проблемам с включением передач. Автовладелец при своевременном определении поломки может ещё восстановить этот узел, а в запущенных случаях требуется полностью менять гидроблок или всю коробку передач.

Определить неисправности гидроблока можно по характерным пинкам и толчкам при переключении ступеней. По мере ухудшения состояния соленоидов сила таких толчков неизменно увеличивается. Ремонт этого узла представляет большую сложность, поэтому в большинстве случаев требуется приобретать новый гидроблок и выполнять дорогостоящую замену агрегата. В качестве профилактики рекомендуют регулярно в полном соответствии с требованиями автопроизводителя выполнять замену трансмиссионной жидкости. Это позволит избежать загрязнения масла, гидроблок будет качественно смазываться и охлаждаться.

В редких случаях может отмечаться повреждение рычага, который отвечает за переключение режимов работы. Эксплуатировать автомобиль с такими поломками не следует, так как возможно самопроизвольное переключение режима коробки передач, что на ходу приведет к полному выходу из строя АКПП. Если появились какие-либо затруднения и сложности в движении рычага коробки передач, то следует незамедлительно доставить автомобиль в сервис, где специалисты проведут его диагностику, определят поломки и устранят их в максимально короткий срок.

Подведем итоги

Автоматическая коробка передач — это сложный узел, который полностью управляется электроникой. В процессе эксплуатации автомобиля на АКПП приходится повышенная нагрузка, поэтому часто могут отмечаться поломки этого агрегата. Чем раньше автовладелец определит неисправность, тем проще и дешевле ее устранить. К симптомам неисправностей относятся толчки и пинки при переключении ступеней, посторонний шум, сложности с включением нужного водителю режима работы. Во всех таких случаях следует обращаться в специализированный сервис, доверяя свой автомобиль лишь специалистам, которые имеют опыт работы с машинами вашей марки.

03.01.2019

Признаки неисправности

Признаков серьезных неисправностей гидротрансформатора АКПП может быть несколько. Все они свидетельствуют о скорой поломке ГДТ и выходе из строя.

Признак. Слышен шум, напоминающий биение металлического предмета. При нагрузке он пропадает.

Проблема и решение. Износ подшипников, находящихся между турбиной и насосом. Чтобы удалить эти симптомы и устранить поломку, нужно разобрать гидротрансформатор и заменить подшипники.

Признак. Вибрация АКПП во время разгона выше 60 км/ч или движения автомобиля по ровной поверхности на большой скорости.

Проблема и решение. Загрязнения фильтрующего устройства. Потеря функциональных свойств смазывающего средства. Необходимо сделать полную замену ATF в АКПП и установить новый фильтр. Вполне возможно, что наступило масляное голодание. Необходимо проверить поддон АКПП на потеки.

Признак. Нет движения ни назад, ни вперед.

Проблема и решение. Оборвалось соединение турбины с валом АКПП. Для решения этой неисправности понадобится замена гидротрансформатора. В редких случаях можно обойтись просто заменой шлицевого соединения.

Признак. Автомобиль не может разогнаться и набрать необходимую скорость за короткое время.

Проблема и решение. Вышла из строя обгонная муфта. Необходимо разобрать гидротрансформатор и заменить ее.

Признак. Перегрев масла. АКПП дергается и пинается.

Проблема и решение. Например, при проблемах износа фрикционной накладки поршня блокировки гидротрансформаторного тормоза очень трудно заметить неправильную работу устройства. Из-за этого масло часто перегревается до 140 градусов Цельсия. Перегретая смазка вызывает уничтожает резину сальников ГДТ. Масло начинает течь.

В продолжение этой неисправности является полный износ накладки фрикциона. Ее клееная часть отрывается и путешествует по АКПП. Затем она оседает и приклеивается в неположенных местах вызывая засор. Засор мешает свободной циркуляции масла. Падает давление.

Поэтому и эксперты, и опытные механики на СТО просят автовладельцев проводить регулярное техническое обслуживание. При износе фрикциона — неисправность незаметна. Но в последствие она приводит к полной замене АКПП. Хотя на первоначальных этапах можно было обойтись только сменой накладки фрикциона.

К нечастым поломкам ГДТ относятся следующие проблемы:

  • разрушение лопастей турбины и насосного колеса. Приводит к поломке ГДТ. Требуется его полная замена. Проблема определяется только после вскрытия;
  • клин обгонной муфты;
  • разблокировка обгонной муфты;
  • перегрев с разрушением ступицы.

Читать

Основные неисправности и ремонт АКПП Kia

Перегрев трансмиссионной жидкости может вызывать быструю потерю функциональных свойств.

Признак. Запах горелой пластмассы, распространяющийся в салоне. Частая проблема на тойотах Камри 50.

Проблема и решение. Забитый радиатор является проблемой в этом случае. Рекомендуется снять и прочистить его. Заменить масло и фильтрующее устройство – обязательно.

Признак. Пинки, задержки во время переключения скоростей зимой.

Причина и решение. Этому может способствовать запуск на холодную. Чтобы избежать этих симптомов у автомата нужен прогрев АКПП зимой. При температуре ниже 0, автовладелец должен прогреть АКПП до рабочей температуры в 70 градусов по Цельсию и только потом начинать движение.

На автомобилях старого года выпуска выходит из строя сама кулиса. Она стопорится в одном положении. Здесь понадобится замена селектора и ручки переключения скоростей. Это можно сделать без снятия автоматической коробки.

Звуки, вибрация

Как самостоятельно определить признаки неисправности гидротрансформатора АКПП? В первую очередь, нужно прислушаться к работе самой коробки. Так, при переключении передач может возникать механический звук (шуршание). Поначалу он едва заметен. А при увеличении оборотов двигателя и вовсе пропадает. О чем это говорит? Такие признаки неисправности гидротрансформатора АКПП свидетельствуют о проблеме с упорными подшипниками игольчатого типа. Элемент располагается между крышкой гидротрансформатора и турбинным (либо реакторным) колесом.

Если при скоростях 60-90 километров в час возникает легкая вибрация, это говорит о забитом масляном фильтре. Также подобные симптомы происходят из-за некачественной или старой АТФ-жидкости. Решение проблемы – замена фильтра и масла. В большинстве случаев ремонт на этом заканчивается.

Многие применяют частичную замену масла – сливают часть старого и доливают новое, повторяя этапы 2-3 раза. Но специалисты рекомендуют не экономить на полной замене АТФ-жидкости. Она производится на стенде под давлением.

Замена или ремонт гидротрансформаторов

Что касается замены, новый «бублик»  для современных версий АКПП стоит дорого. Если к этому добавить стоимость снятия коробки и другие услуги, получается внушительная сумма. Если говорить о контрактных запчастях, в этом случае не следует спешить покупать гидротрансформатор б/у. Причина возможен сильный износ такого ГДТ, то есть замена может не решить проблему.

В случае с ремонтом гидротрансформатора, данная услуга позволяет значительно сэкономить средства. При этом операция сложная и ее можно качественно реализовать только в специализированных мастерских, которые имеют опыт выполнения подобных работ, штат квалифицированных мастеров и профессиональное специализированное оборудование.

Прежде всего,  «бублик» нужно разрезать, отмыть, провести дефектовку, поменять все уплотнения и сальники, заменить фрикционные накладки, гидроцилиндры и другие сломанные или изношенные элементы. Затем ГДТ нужно собрать и снова заварить, причем так, чтобы устройство стало максимально герметичным.

При этом важно доверять такие работы исключительно профессионалам, та как гидротрансформатор является высокоточным гидравлическим и одновременно механическим устройством, работает в тяжелых условиях (обороты, нагрев, нагрузки). Любые нарушения и ошибки (дисбаланс, соосность валов), повреждения могут стать причиной немедленного выхода из строя как самого ГДТ, так и АКПП и даже ДВС автомобиля

Любые нарушения и ошибки (дисбаланс, соосность валов), повреждения могут стать причиной немедленного выхода из строя как самого ГДТ, так и АКПП и даже ДВС автомобиля.

Как действует гидротрансформатор АКПП

Современный гидротрансформатор блокируется при сравнивании скоростей оборотов валов – входного и выходного. На практике это случается после развития скорости транспортного средства, равной более 70 км/час. Тормозная накладка поршня гидротрансформатора замедляет вращение масляной жидкости. Валы двигателя внутреннего сгорания и коробки передач взаимно фиксируются. Силовой агрегат и трансмиссия образуют единое целое, происходит синхронное вращение валов.

Когда гидротрансформатор полностью передает вращение на АКПП от силового агрегата, потери мощности равны нулю. Данная функция гидротрансформатора напоминает действие педали механизма сцепления на коробке перемены передач механического типа.

Во время работы гидротрансформатора кинетическая энергия двигателя расходуется на движение масла, которое разогревается от трения. При взаимном касании фрикциона со стальным диском происходит интенсивное истирание накладки, фрагменты износа в виде пыли попадают в масляный состав гидротрансформатора. Стабильность работы автоматической трансмиссии и ходовой части находится в прямой зависимости от степени износа фрикционных накладок и смазочного материала.

Чем чревата езда без блокировки гидротрансформатора

Вы спросите, а как понять, что «бублик» неисправен. Вот некоторые из симптомов неисправности гидротрансформатора автомата:

  •  ATF быстро темнеет после смены;
  • передачи переключатся с дерганьем и толчком машины;
  • автомобиль расходует большое количество топлива;
  • в салоне слышен гул.

Все эти симптомы говорят о том, что в скором времени ГДТ выйдет из строя. А появились эти признаки потому, что водитель долгое время ездил без блокировки гидротрансформатора.

Длительная езда приводит к быстрому износу накладок блокировки. Масло будет постоянно перегреваться в АКПП. Высокая температура приведет к потере свойств трансмиссионной жидкости. Но это самое малое, что может произойти.

Конечно, водитель может каждые два месяца менять смазывающее средство, но продукты износа фрикционов гидротрансформатора будет выделяться все сильнее. Фильтр не сможет улавливать мелкие частицы пыли от разрушившегося фрикциона. А клейкая основа очень быстро забьет фильтрующее устройство.

Пыль от продуктов износа будет оседать и забивать соленоиды гидроблока. Значит они чаще всего будут выходить из строя. И так будет происходить развал коробки по нарастающей до тех пор, пока либо гидротрансформатор не откажется работать и АКПП станет в аварийный режим. Либо выйдет из строя планетарная коробка или гидроблок. Смотря, что слабее в автомате.

Поэтому при первых признаках отсутствия блокировки обратиться в сервис-центр. Выбирайте специализированный центр. Там, где разрежут гидротрансформатор пополам и проведут дефектовку. Затем опытные механики должны будут заменить неисправные детали.

Только потом проводится сборка и герметичное спаивание двух частей бублика. Его устанавливают на специальный стенд и проводят балансировку. Без балансировки гидротрансформатор быстро превратит АКПП в нерабочее устройство.

Только после всех этих процедур его установят в АКПП, и автомат поставят обратно в ваше транспортное средство.

Некоторые неисправности вы можете исправить самостоятельно. Например, порвался сальник между гидротрансформатором и валом. Вам нужно будет снять АКПП, разобрать ее, снять бублик и заменить сальник. Более подробно о том, как заменить его вы можете прочесть здесь.

Назначение гидротрансформатора

Большинство современных коробок «автоматов» совмещены с гидротрансформатором, основное назначение которого передать вращение вала двигателя на вал коробки. Гидротрансформатор является самостоятельным агрегатом, но АКПП не способна работать без него. Цель разработки этого узла — сделать вождение более простым и комфортным за счет отсутствия необходимости пользоваться педалью сцепления. Устройство и принцип работы понять не сложно благодаря простоте конструкции.

Расположение гидротрансформатора

Гидравлический трансформатор в коробке «автомат» является аналогом сцепления, работающим автоматически.

Этот узел нужен для:

  1. Увеличения и передачи крутящего момента с двигателя на коробку.
  2. Защиты автомата при резком увеличении/снижении оборотов.
  3. Нормализации передачи вращения во время разгона (гашения двойного увеличения вращения).
  4. Прерывания связи между двигателем и трансмиссией при смене передачи (трансформатор забирает часть крутящего момента на себя).

Из-за характерного внешнего вида автомеханики этот агрегат часто называю «бубликом». Он тесно связан с коробкой, из которой получает трансмиссионную жидкость, необходимую для работы.

Ремонт гидротрансформатора

Покупка нового гидротрансформатора — достаточно дорогое удовольствие. Усложняется ситуация еще и тем, что зачастую на старые подержанные импортные автомобили достать подходящий «бублик» бывает непросто. Поэтому в большинстве случаев автовладельцы предпочитают ремонтировать гидротрансформаторы, тем более что этот узел вполне ремонтопригоден.

Цена самого простого ремонта начинается со значения около 4…5 тысяч российских рублей. Однако сюда нужно добавить стоимость демонтажа трансмиссии, выполнения дефектовки, а также цену новых заменяемых деталей. Как правило ремонт гидротрансформатора состоит из следующих работ:

  • Демонтаж и разрезание. Корпус гидротрансформатора в большинстве случаев запаивается. Соответственно, чтобы добраться до его внутренностей, необходимо разрезать корпус.
  • Промывка внутренних деталей. Для этого удаляется трансмиссионная жидкость и при помощи чистящих средств выполняется промывка лопастей, каналов и других деталей «бублика».
  • Дефектовка. Один из самых ответственных процессов. Во время его выполнения производится проверка всех внутренних деталей гидротрансформатора. При выявлении поврежденных внутренностей принимается решение об их замене или ремонте.
  • Замена частей. Как правило, при выполнении ремонтных работ все резиновые и пластмассовые уплотнения меняются на новые. Зачастую также меняются фрикционные накладки и гидроцилиндры. Естественно, что перечисленные запчасти нужно купить дополнительно.
  • После выполнения ремонта корпус вновь собирается и запаивается.
  • Выполняется балансировка гидротрансформатора. Она нужна для нормальной работы узла в дальнейшем.

При выполнении ремонта важен профессионализм его исполнителей. Дело в том, что гидротрансформатор работает с высокими оборотами и давлениями жидкости. Поэтому здесь очень важна точность настройки узла, поскольку малейшая несоосность или разбалансировка при значительных нагрузках может вновь вывести из строя гидротрансформатор и даже другие элементы автоматической трансмиссии, вплоть до самой АКПП.

Как избежать проблем?

Необходимо сказать, что причины неисправности АКПП могут иметь как объективный характер, вызванный физическим износом, так и быть спровоцированы неправильной эксплуатацией этого узла. Многие автовладельцы пренебрегают необходимостью регулярной замены трансмиссионного масла, что приводит к проблемам со смазкой и неизменному перегреву акпп. Как результат подвижные элементы коробки быстро выходят из строя и требуют проведения дорогостоящего ремонта.

Также требуется правильно прогревать трансмиссию в зимнее время года, что избавит от проблем со смазкой подвижных элементов трансмиссии. Некачественное масло выводит из строя соленоиды, замена которых представляет определённую сложность и имеет высокую стоимость. Следует также помнить о том, что автоматические коробки передач крайне критичны к агрессивной манере вождения автомобиля. При длительной работе двигателя на максимальных оборотах фрикционы коробки автомат могут быстро прогорать и стачиваться. Именно поэтому постоянно практиковать агрессивный стиль вождения на автомобиле с автоматической коробкой передач не рекомендуется.

Сложность ремонта автоматических коробок передач обусловлена тем фактом, что определить поломку можно исключительно вскрыв трансмиссию. Для этого её необходимо снять с автомобиля, что и позволит определить характер поломки. Самостоятельно выполнить качественный ремонт автоматической коробки передач не представляется возможным большинству рядовых автомобилистов, поэтому необходимо обращаться в специализированные сервисные центры. Ремонтные работы заключаются в замене повреждённых элементов, что и позволяет восстановить работоспособность всей автоматической коробки передач. Необходимо отметить, что в силу конструктивной сложности проведение ремонта АКПП отличается трудоемкостью и высокой стоимостью.

Как самому определить состояние коробки автомат — Видео

Мастера автосервисов выделяют 3 уровня диагностики:

1. Быстрая диагностика — «Услышать»

Из сбивчивого торопливого рассказа водителя показались симптомы легкой неисправности типа: «очистить от масла датчик» или «проверить шлейф, запитывающий ЭБУ и соленоиды» — это, как правило, бесплатная диагностика. Но может быть проблема и посерьезнее, грозящая капремонтом с разборкой, но это уже другой уровень…

Самолечением здесь может послужить обычная замена масла в АКПП или выставление оптимального уровня масла. Это бывает с четырехступками, прошедшими около 200000 км.

2. Тактильный уровень — «Потрогать»

На этом уровне обычная проверка электроцепи может помочь. Это дело нескольких минут. Более серьезную неисправность можно выявить путем снятия поддона. Это все недорогаядиагностика АКПП.

Также без демонтажа специалисты могут поставить диагноз при помощи: стол-теста, проверки давления на линии, проверки исправности электропроводки и снятия кодов неисправностей.

Самолечение здесь такое же как и в первом случае — долив или полная замена масла.

3. «Разобрать»

Если очевиден аварийный режим автомата (постоянная 3-я передача) или какая другая неисправность из приведенных ниже, то для более точной диагностики необходима разборка. Это характерно для коробок прошедших более 200000 км. к этому пробегу подходит пора замены фрикциона ГДТ.

Дефектовка со стопроцентной точностью даст только «вскрытие» АКПП.

Устройство ГДТ и блокировка гидротрансформатора

Итак, «бублик» АКПП (название в обиходе пошло от формы данного устройства) представляет собой гидравлический узел. Казалось бы, сломаться в нем особо нечему, однако это мнение ошибочно. Прежде всего, эпоха «неубиваемых» двигателей и КПП с большим ресурсом давно закончилась.

Также гидротрансформатор на современных АКПП, в отличие от легендарных агрегатов 90-х годов, имеет более сложную конструкцию. Более того, все чаще и чаще специалисты относят данный элемент к «расходникам» с ограниченным сроком службы (не более 100-150 тыс. км). После этого ГДТ нуждается в ремонте или замене (подобно сцеплению на роботах или МКПП).

В противном случае «бублик» потянет за собой всю коробку, то есть нуждаться в ремонте будет не только сцепление в виде ГДТ, но и  сама АКПП. Давайте разбираться. Чтобы было понятно, начнем с устройства «бублика» АКПП.

Главная задача гидротрансформатора — преобразование крутящего момента. Фактически, ГДТ работает как гидравлический редуктор, имеющий возможность снизить обороты и повысить крутящий момент, причем коэффициент трансформации доходит до 2.4.

Идем далее. Если в обычном сцеплении момент передается через диски, которые «смыкаются» между собой, в ГДТ энергия передается через трансмиссионное масло ATF, которое заливается в автоматическую коробку передач. Если просто, внутри ГДТ установлены два колеса – насосное и турбинное.

Коленвал двигателя связан с насосным колесом. Это колесо направляет потоки жидкости на турбинное колесо, которое, в свою очередь, связано с валом коробки передач. Подаваемое насоcным колесом масло ATF крутит турбинное колесо, после чего возвращается обратно на насосное колесо.

При этом перед возвратом жидкость также попадает на лопатки специального направляющего аппарата, который выполнен в виде реакторного колеса. Колесо-реактор разгоняет поток жидкости, направляя его в сторону вращения.

В результате поток жидкости ускоряется до того момента, пока скорость вращения насосного колеса не будет равна скорости вращения турбинного колеса. Как только скорости уравняются, «бублик» перейдет в режим гидромуфты. В таком режиме не осуществляется преобразования крутящего момента, реакторное колесо вращается свободно, никак не влияя на поток жидкости.

Также, чем большей окажется разница скоростей вращения турбинного и насосного колеса, тем сильнее будет разгоняться поток жидкости. Также во время разгона неизбежно происходит нагрев масла ATF. Естественно, КПД гидротрансформатора будет снижаться, так как часть полезной энергии расходуется на нагрев.

Если же скорость вращения насосного и турбинного колеса выравнивается, передавать крутящий момент через масло, причем с потерями, нерационально. Именно по этой причине в гидротрансформаторы стали интегрировать элементы простого фрикционного сцепления (действие основывается на трении).

Данное решение называется блокировкой гидротрансформатора. Блокировка «бублика» позволяет напрямую соединить входной и выходной вал, чтобы передать крутящий момент напрямую, то есть без потерь. При этом старые АКПП имели такой ГДТ, где блокировка гидротрансформатора срабатывала в автоматическом режиме.

Срабатывание происходило благодаря давлению давления жидкости АТФ. При этом блокировался на таких АКПП гидротрансформатор зачастую на высоких скоростях, позволяя эффективно поддерживать автомобилю ранее набранную скорость и одновременно экономить горючее. 

Однако в дальнейшем в устройстве АКПП стало больше электроники, за блокировку гидротрансформатора стал отвечать отдельный клапан с электронным управлением. Способов реализации самой блокировки много, однако основная задача — соединить валы и передать момент, минуя масло.

Позже конструкторы пошли еще дальше, стремясь приблизить ГДТ по своей производительности к обычному сцеплению. В результате при разгоне автомобиля уже происходит частичная блокировка ГДТ (принудительная блокировка гидротрансформатора АКП), когда фрикционные накладки немного смыкаются, чтобы эффективно передать момент. Далее блокировка «бублика» срабатывает как можно раньше для уменьшения потерь в гидротрансформаторе.

Получается, сегодня ГДТ является гибридной конструкцией, которая сочетает в себе как гидравлику, так и элементы обычного механического сцепления. Если учесть, что современные моторы высокопроизводительные, неизбежно увеличивается крутящий момент и нагрев жидкости в ГДТ.

Также высоки требования к экономичности автомобилей, то есть любые потери нужно сводить к минимуму. По этой причине максимум нагрузки для передачи момента от ДВС на КПП переложено на блокировку гидротрансформатора.

Нюансы ремонта АКПП «Хендай»

Ремонт АКПП «Хендай» включает в себя несколько шагов. Прежде всего необходимо продиагностировать коробку:

  • Осмотр автомехаником. Он определит, не протекла ли смазка, не пробило ли поддон, есть ли иные внешние поломки.
  • Компьютерная диагностика. В случае если автомеханик не обнаружил поломок при визуальном осмотре, он подключается к ноутбуку с ПО, чтобы проверить ЭБУ автомобиля. Такая диагностика позволяет определить неисправности. Затем мастер решает, как выполнить ремонт АКПП «Хендай».

Труднее всего при поломке коробки-автомата «Хендай» отремонтировать гидротрансформатор. Причина в том, что выявить его неисправность не получится даже после компьютерной диагностики. Поэтому придется демонтировать бублик, разобрать его, а затем осмотреть.

Как отремонтировать гидротрансформатор:

  • сливают трансмиссионную жидкость;
  • поднимают автомобиль на подъемнике, АКПП отсоединяют от проводов и мотора;
  • затем коробку демонтируют и размещают на рабочей поверхности;
  • снимают гидротрансформатор, устанавливают его на стенде;
  • после этого деталь разрезают по шву, выполняют разборку;
  • все элементы промывают, затем осматривают.

В большинстве случаев приходят в негодность фрикционы, а также насос гидротрансформатора. Иногда из-за разбитых элементов насоса ломается турбина. В этом случае следует заменить детали, собрать ГДТ, а затем герметично сварить.

После этого можно восстанавливать гидроблок. Чаще всего будет достаточно промыть данный элемент, а также заменить соленоиды, клапаны внутри плит.

Как разобрать и собрать гидроблок:

  • демонтируем поддон, а также фильтрующий элемент;
  • раскручиваем болты гидроблока, снимаем деталь;
  • разбираем гидроблок на 5 плит, помечаем, как располагались все элементы. Этот шаг необходим, чтобы вы смогли собрать гидроблок правильно, в противном случае он не будет функционировать;
  • выполняем промывку деталей;
  • с помощью омметра тестируем соленоиды, делаем их замену;
  • производим сборку в обратном порядке.

Прочистить и перебрать гидроблок под силу даже новичку. Справиться с такой работой можно в гараже, если вы понимаете, как устроена АКПП «Хендай».

Чтобы отремонтировать «планетарку» на коробке, следует заменить барабаны «Директ», а также планетарный ряд «Овердрайв». На многих моделях «Хендай» этот ряд слабый, заменять его требуется при каждом капитальном ремонте авто.

Также достаточно часто требуется замена коронной шестерни и заднего планетарного ряда. Из-за их неисправности приходит в негодность вся цепочка. Необходимо заменить планетарные ряды на новые.

Следует провести осмотр фрикционных дисков. Скорее всего, их потребуется заменить. Если этого не сделать, клей из разрушенных дисков попадет в фильтр, который засорится, кроме того, трансмиссионная жидкость также испортится.

Фрикционные диски заменяют комплектами. В основном они выходят из строя, если водитель резко стартует на непрогретом авто. Также причиной поломки может быть перегрев АКПП. Чтобы не производить частые замены, следует устранить причину перегрева.

Важно! Если на вашем «Хендай» стоит старая АКПП, нужно монтировать радиаторы охлаждения.

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками

Ремонт гидротрансформатора АКПП выйдет не дороже, чем покупка бывшей в употреблении коробки. Чтобы провести его понадобятся:

  • яма или эстакада;
  • гаечные ключи и ремкомплекты;
  • кран для снятия АКПП;
  • оборудования для тестов;
  • подъемник;
  • масло;
  • новое фильтрующее устройство.

Чтобы отремонтировать гидротрансформатор нужно снять АКПП из авто и полностью демонтировать ее. Вытащить гидротрансформатор и установить его на специальный станок, на котором аккуратно разрезать корпус по шву и разъединить на две части.

Эксперты не рекомендуют проводить ремонт гидротрансформатора самостоятельно. А также не советуют заливать в него различные очищающие жидкости. Так как они помимо спекшегося масла и нагара разрушают уплотнители, сальники и другие резиновые прокладки. Читать

Устройство и принцип работы автоматической коробки

Опытные механики запрещают использовать старые сальники и уплотнительные кольца. Хоть они не использовались, но срок жизни их вышел. Так как резина со временем ссыхается, лопается. Незаметные микротрещины на таком установленном сальнике могут привести в будущем к полной замене устройства.

После завершения всех работ с ремонтом гидротрансформатора АКПП рекомендуется установить в коробку и провести балансировку. В противном случае нарушенный баланс убьет все механические детали АКПП.

Сварка корпуса обязательна. Это делается для герметичности аппарата.

Стоимость ремонта гидротрансформатора в крупных городах РФ начинается от 4 тысяч рублей. Поэтому, если машина не двигается, и друг посоветовал купить контрактную АКПП, то не стоит сразу покупать ее. Восстановление может обойтись намного дешевле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий