Полезное видео
С интересной информацией по данной теме вы можете ознакомиться на видео ниже: Опубликовано 18 ноября 2019
В таблице указан — тип и цвет необходимого антифриза для заливки в ВАЗ 2114, выпускавшийся с 2001 по 2013 год. Распечатать
Год | Двигатель | Тип | Цвет | Срок эксплуатации | Рекомендуемые производители |
бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | Castrol SF, G-Energy, Freecor, Лукойл Ультра, GlasElf | |
бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | Freecor, AWM, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра | |
бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | Лукойл Ультра, Motorcraft, Chevron, AWM | |
бензиновый, дизельный | G12 | красный | 5 лет | MOTUL Ultra, MOTUL Ultra, G-Energy | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Chevron, AWM, G-Energy, Лукойл Ультра, GlasElf | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Chevron, G-Energy, Freecor | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Havoline, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра, GlasElf | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Havoline, AWM, G-Energy | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Havoline, MOTUL Ultra, Freecor, AWM | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Havoline, AWM, G-Energy, Freecor | |
бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Frostschutzmittel A, VAG, FEBI, Zerex G | |
бензиновый, дизельный | G12++ | красный | от 5 до 7 лет | Freecor QR, Freecor DSC, Glysantin G 40, FEBI | |
бензиновый, дизельный | G12++ | красный | от 5 до 7 лет | FEBI, VAG, Castrol Radicool Si OAT |
Данные в таблице приближены к рекомендованным в ВАЗПри покупке необходимо знать оттенок —
Цвет
и.
Тип
антифриза, допустимый для года выпуска вашей 2114. Производителя выберите на свое усмотрение. Не забывайте — у каждого типа жидкости свой срок эксплуатации.
Например:
для ВАЗ 2114 (1 поколение) 2001 г.в, с бензиновым или дизельным типом двигателя, подойдет — карбоксилатный класс антифриза, тип G12 с оттенками красного цвета. Примерный срок следующей замены которого составит — 5 лет.По возможности, сверьте выбранную жидкость на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалам техобслуживания.
Важно знать
У каждого типа жидкости — свой цвет. Бывают редкие случаи, когда тип подкрашивается другим цветом.
Цвет красного антифриза может быть от фиолетового до светлорозового (у зеленого и желтого теже принципы).
Смешивать жидкость разных производителей —.
можно
, если их типы соответствуют условиям смешивания. •.
G11 можно смешивать с аналогами G11G11 нельзя смешивать с G12G11 можно смешивать G12+G11 можно смешивать G12++G11 можно смешивать G13G12 можно смешивать с аналогами G12G12 нельзя смешивать с G11G12 можно смешивать с G12+G12 нельзя смешивать с G12++G12 нельзя смешивать с G13G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собойНе допускается смешивание Антифриза с Тосолом. Ни при каких условиях!
Тосол и Антифриз — сильно отличаются по качеству. Тосол — торговое название традиционного типа (TL) охлаждающей жидкости старого образца. По окончанию срока службы — жидкость полностью обесцвечивается или сильно тускнеет. Перед заменой одного типа жидкости на другой, промойте радиатор автомобиля обычной водой. Полная инструкция
Дополнительно
В систему охлаждению ВАЗ 2114 можно залить как Тосол, так и антифриз. Однако, антифриз лучше — он дольше служит и более мягок для элементов автомобиля. А разница в цене небольшая.
Рекомендуется заливать антифриз красного цвета, например FELIX carbox 40 G 12, но можно и другие.
Объем жидкости — около 7,5 литра. Интервал замены — каждые 5 лет. На деле при замене может залиться меньше 7 литров.
Если у вас был залит тосол и вы хотите перейти на антифриз, то перед заливкой, нужно избавиться от старой жидкости.
Как слить Тосол? Ничего сложного в этом нет. Для этого нужно выкрутить сливную пробку радиатора — кранник отопителя, сливаем жидкость.
Далее нужно слить ОЖ с двигателя — там есть пробка на фото видно — откручиваем и сливаем.
Потом заливаем новую ОЖ до уровня в расширительном бачке.
P.S. Если нужно долить жидкость в систему, то заливайте только то, что было уже залито. Если красного цвета ОЖ, то только такого цвета, если зеленого или синего то только его. В Тосол — антифриз заливать не стоит.
Кранник или пробка радиатора
Откручиваем пробку в двигателе и сливаем жидкость
Заливка ОЖ
Что такое охлаждающая жидкость и зачем она нужна
Охлаждающая жидкость есть в каждой машине, она защищает двигатель от перегрева. Эмульсия, которая не замерзает даже при экстремально низких температурах – это антифриз. Он используется владельцами иномарок. А вот тосол – это всего лишь его разновидность, и он используется только для машин отечественного производства.
В составе антифризов находятся химические элементы, которые предотвращают коррозийное разрушение деталей. Химические составляющие автожидкостей практически одинаковые. Антифриз красят в основном в красный или зеленый, тосол – в голубой. Это нужно частично для того, чтобы они отличались от воды, а также чтобы отследить утечку
Осторожно! Эти вещества – ядовитые!
https://youtube.com/watch?v=OHG9TeHeabc
Замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 своими руками
Перед заменой ОЖ нужно двигатель сначала остудить, работу следует проводить на холодном двигателе. Само собой разумеется, что жидкость следует заранее купить. Сколько литров тосола в ВАЗ 2114 следует подготовить для замены? Хотя по техническим условиям ОЖ должно быть около 8 литров, лучше сразу приобрести 10-литровую канистру — на случай проливания мимо радиатора.
На ВАЗ 2114 замена охлаждающей жидкости происходит несложно. Рассмотрим пример проведения всех операций на автомобиле с 8-клапанным двигателем.
Выполняем работы в следующем порядке:
- Отворачиваем основную защиту двигателя. Она крепится снизу моторного отсека на четырех креплениях. Соответственно, если защита не стоит, то отворачивать ее не придется.
- Снимаем защитный кожух, который находится под двигателем в передней части кузова.
- Снимаем пробку расширительного бачка.
- В салоне полностью открываем краник печки. Это нужно сделать для того чтобы при сливе ОЖ не осталась в отопительной системе.
- Подготавливаем емкость для слива ОЖ. Посуду лучше взять широкую, например, тазик. В таком случае ОЖ мимо не прольется.
- Находим на радиаторе сливную пробку, она находится внизу около генератора. Прежде, чем сливать содержимое радиатора, следует каким-нибудь образом обезопасить генератор от попадания жидкости на него.
- Сливаем содержимое радиатора.
- Для того, чтобы добраться до сливной пробки в блоке цилиндров, снимаем модуль зажигания. Он крепится на трех болтах.
- Открученный модуль убираем в сторону, под ним находится сливная пробка. Откручиваем ее и сливаем старую охлаждающую жидкость..
- Ждем 10–15 минут, пока все сольется.
- Закручиваем все пробки.
Как заливать антифриз в систему охлаждения? В расширительный бачок ставим воронку и из канистры аккуратно выливаем содержимое, стараясь не проливать его мимо. После заливки устанавливаем все снятые детали на место. Затем запускаем мотор и начинаем прогревать.
Следует отметить, что есть большая вероятность образования воздушной пробки в системе охлаждения, поэтому в систему может сразу не войти. Объем охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 приблизительно 8 литров. Ориентируйтесь по количеству оставшейся жидкости в канистре. В случае возникновения пробки следует снять один из шлангов, идущих на подогрев дроссельной заслонки, и попробовать сжимать и разжимать верхние патрубки радиатора. Антифриз должен проходить в систему, освобождая место для новой жидкости. В десятилитровой канистре должно остаться около двух литров после проведения всех процедур.
Несколько советов
- Замена тосола на ВАЗ 2114 проводится на холодном двигателе. На горячем ДВС выполнять работы не рекомендуется — возникает риск получения ожогов.
- Прежде чем сливать охлаждающую жидкость, следует защитить генератор от попадания на него влаги.
- При заливании антифриза нужно следить, чтобы в систему охлаждения вошел весь нужный объем жидкости. Если он будет меньше требуемого не исключена вероятность перегрева двигателя.
- При смешивании тосола и антифриза особо страшного ничего не случится, но все-таки по возможности этого не делать во избежание неожиданных неприятностей.
Вот в целом и все, что нужно знать о том, как заменить охлаждающую жидкость на ВАЗ 2114. Процедура несложная, просто необходимо делать все аккуратно и не торопиться.
Время от времени каждому водителю придётся столкнуться с данной операцией. Стоит отметить, что заменять охлаждающую жидкость нужно вовремя, иначе не избежать проблем в двигателем. Нужно ли менять тосол (антифриз)? Как правильно заменить охлаждающую жидкость. Ответ: однозначно нужно! Дело в том, что со временем охлаждающая жидкость теряет свои свойства охлаждения, быстро нагреваются, изнашивается двигатель.
Чтобы определить, когда менять антифриз или тосол, нужно учесть следующие факторы:
Каждая охлаждающая жидкость имеет свой срок годности:
Так же нужно обратить внимание на какой пробег рассчитана ваша охлаждающая жидкость: на бутылках всегда указывается длительность жизни охлаждающей жидкости: это может быть 20 тысяч, может быть и 40 тысяч
Основные характеристики антифриза
К основным характеристикам относят:
- температуру закипания;
- температуру замерзания;
- класс, определяющий состав и физико-химические свойства.
Температура закипания
Рабочая температура двигателей, которые устанавливают на переднеприводные автомобили ВАЗ, составляет 90–100 градусов, однако допустимо кратковременное повышение до значения 103 градуса. Поэтому температура закипания ОЖ должна хоть немного превышать максимально допустимую температуру двигателя, то есть быть выше отметки 105 градусов. Если же авто используют для транспортировки прицепа по горным дорогам, или различных гонок, то температура кипения охлаждающей жидкости должна составлять как минимум 110 градусов, потому что двигатель работает в тяжелом режиме и сильно греется.
Температура замерзания
Температура замерзания или кристаллизации ОЖ должна быть ниже ожидаемой минимальной (ночной) температуры зимой. Если же параметр охлаждающей жидкости окажется выше, то несмотря на кристаллизацию в форме шариков, возможно повреждение двигателя.
Класс антифриза
Класс антифриза показывает:
- его химический состав;
- физико-химическое влияние на детали двигателя и охлаждающей системы;
- срок службы.
Замена антифриза ВАЗ
Этот параметр маркируют буквой «G» и цифрами, которые обозначают класс охлаждающей жидкости, а также содержание в ней тех или иных реагентов, которые влияют на ее физико-химические свойства. Основу любого залитого в охлаждающую систему антифриза составляет вода, незамерзаемость обеспечивают этиленгликоль, пропиленгликоль или глицерин, а защищают мотор от воздействия ОЖ различные добавки, так называемые ингибиторы коррозии, которые и определяют класс продукта. Вот классы антифризов:
- G11 – антифриз на основе этиленгликоля, в качестве ингибиторов коррозии используют силикаты и соли различных неорганических кислот. Такая охлаждающая жидкость отличается невысокой теплопроводностью, ведь силикаты образуют на стенках каналов толстую накипь, которая и ухудшает отбор тепла от металлических деталей. Срок службы такого вещества составляет 1–2 года, после чего эффективность ингибиторов падает и антифриз начинает разрушать двигатель. К этому же классу относится разработанный в СССР Тосол.
- G12 – охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, а в качестве ингибиторов коррозии применяют соли алифатических карбоновых кислот (карбоксилаты), которые взаимодействуют с металлом только в очагах коррозии. Благодаря отсутствию толстого слоя накипи жидкость эффективней отводит тепло, а срок службы составляет 5–7 лет.
- G12+ – антифриз на основе этиленгликоля, а в качестве ингибиторов коррозии применяют силикаты и карбоксилаты в различных пропорциях, благодаря чему сочетают относительно невысокую стоимость, эффективность и долгий (4–6 лет) срок службы. Часть производителей называет такой антифриз гибридным.
- G12++ – вещество на основе этиленгликоля, содержит карбоксилаты и силикаты, но отличается высокой температурой кипения (135 градусов).
- G13 – антифриз на нетоксичной пропиленовой или глицериновой основе, ингибиторы коррозии – карбоксилаты и различные неорганические элементы, включая силикаты. Уступает G12++ по теплопередаче, а его цена заметно выше.
Подробнее о маркировках
Класс G11
Антифризы с маркировкой G11 это антифризы на основе силикатов, неорганических присадок. Применялись для автомобилей до 96 года выпуска. И теперь главное – этот же состав имеет и Тосол! Поэтому запомните, охлаждающие жидкости Тосол и Антифриз марки G11 – это ОДНО И ТО ЖЕ!
G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток – эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега.
Класс G12
Антифризы G12 имеют совершенно другой состав присадок, чем у G11 (Тосола) — это карбоксилатные органические соединения. Применяется на высокооборотистых, теплонагруженных автомобилях. Температура закипания – 115-120 градусов. G12 не создают защитную пленку по всей системе, а действуют только на очаги возможной коррозии. Поэтому теплопроводность у антифризов G12 выше, чем у G11. Срок службы у G12 – 5 лет либо 250 тыс. км. пробега.
Класс G12+
Антифризы G12+ немногим отличаются от G12, тот же карбоксилатный органический антифриз. Можно сказать, это следующее поколение после G12, применяется на современных автомобилях. Метод работы и срок службы аналогичен G12.
Класс G13
Антифризы G13 – самое новое поколение ОЖ, в основе её лежит уже не этиленгликоль как у G11, G12, G12+, а пропиленгликоль. Этот антифриз менее ядовитый, быстрее разлагается, т.е. меньше вреда наносит окружающей среде при утилизации или утечке, но и более дорогой. Применяется для форсированных двигателей. Двигателей спортивных автомобилей, мотоциклов, т.е. для двигателей работающих в экстремальных режимах. Говорят в станах СНГ его ещё не делают (на момент написания данной статьи (2014 год)) по причине дороговизны, но в продаже я его уже видел, правда, не обратил внимания на производителя.
Замена охлаждающей жидкости: тосола или антифриза на ВАЗ 2110, 2114, 2115 инжектор
Процедура замены охлаждающая жидкость на всех инжекторных 8-клапанных ВАЗах: 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2113.
9) Затем перейдите к радиатору и отвинтите сливную пробку от него.
Заметка! После того, как выверните пробку, отработанная жидкость начнет вытекать из радиатора, который так же необходимо будет слить полностью, в предварительно подготовленный контейнер!
10) Когда вся используемая жидкость сливается, замените сливную пробку радиатора на место, а затем затяните ее до упора.
Начинка: Затем операция заполнения хладагента будет разделена на помощника, а также на вас:
Это делается помощником: Во-первых, чтобы исключить образование воздушных пробок в системе охлаждения двигателя, ослабьте зажим для шланга шланга подачи охлаждающей жидкости, и после ослабления отсоедините этот шланг от корпуса дроссельной заслонки.
Ты делаешь это: Пока ваш помощник будет держать шланг подачи охлаждающей жидкости в руке, вы начинаете с того, что не заполняете много новой охлаждающей жидкости в расширительный бак, используя воронку для этого.
Читайте так же
Это делается помощником: Затем дайте помощнику подождать, пока охлаждающая жидкость не выйдет из шланга, как только она уйдет, немедленно вставьте шланг на свое место, а затем оберните зажимной винт, который закрепляется этим шлангом.
Затем продолжите оставшуюся операцию без помощника: 1) После того, как шланг установлен, вы продолжаете заполнять новую охлаждающую жидкость в расширительном бачке до тех пор, пока жидкость не достигнет отметки «MAX» на расширительном бачке.
2) Когда жидкость заливается до отметки, затем установите крышку на расширительный бак, а затем затяните ее до упора.
3) Затем установите на место модуль зажигания, используя для этой цели все те же статьи, «Замена модуля зажигания».
4) Затем прикрепите зажим «-» к «батарее».
5) Затем садитесь в машину и запустите двигатель. Подождите, пока двигатель не прогревается немного выше рабочей температуры. (Пока охлаждающий вентилятор не начнет работать).
6) Когда двигатель разогревается, включите печь в кабине и посмотрите, какой воздух исходит от нее:
1. Если теплое, то все в порядке, и в системе нет застреваний. (Перейдите к «7»).
2. И если холодно, тогда система охлаждения вашего двигателя сформировала воздушную пробку, чтобы ее устранить, подождите, пока двигатель автомобиля полностью остынет
А после охлаждения перейдите к расширительному баку и осторожно выньте вилку
Заметка! Если в системе охлаждения двигателя имеется воздушный шлюз, и двигатель все еще холоден, в этом случае, если вилка расширительного бачка окажется выключенной, можно будет выбить жидкость, поэтому будьте осторожны и отвинтите вилку только на холодный двигатель!
Чтобы устранить застревание воздуха, воспользуйтесь помощником и долейте охлаждающую жидкость, отсоединив шланг охлаждающей жидкости, для получения более подробной информации, см. Ту же статью под заголовком «Заполнение».
7) И в конце операции, после прогрева двигателя, заглушите его, а затем поднимите в расширительный бак и проверьте уровень жидкости на нем, при необходимости доведите его до нормального состояния.
Важный!
- Охлаждающая жидкость должна заменяться только на холодном двигателе!
- Перед запуском двигателя убедитесь, что крышка расширительного бака закрыта, если нет, а затем исправьте!
- Охлаждающая жидкость очень токсична, поэтому старайтесь не выливать ее на землю, и, работая с ней, будьте осторожны, чтобы не надеть ее на кожу, особенно ваши глаза!
- Если все-таки хладагент попал вам в глаза или губы, тогда в таком случае «немедленно» вымыть место попадания большим количеством воды!
- Двигатель семейства «Самара-2» включает в себя около 7,5-8 литров хладагента, включая систему внутреннего отопления!
Когда менять?
Мы уже определили, что с точки зрения потребностей ВАЗ 2114, именно тосол подходит для этого авто лучше всего. Хотя у самого завода четких рекомендаций и стандартов на этот счет. При наличии действительно качественного антифриза, который стоит дороже тосола, эффективность его работы не будет уступать «вазовской» разработке, а местами может даже оказаться лучше.
Но для начала определим, когда именно ОЖ подлежит замене. Все зависит от каждой конкретной ситуации, потому на этот счет есть несколько рекомендаций.
Что заливать?
Интересующий многих вопрос — это объем жидкости, которую следует заливать в систему охлаждения мотора на ВАЗ 2114. Отвечаем. Объем тосола или антифриза составляет ровно 7,8 литра.
Поскольку мы сошлись во мнении, что оптимальным выбором будет тосол, поговорим о его разновидностях и определим, какой из них лучше использовать.
Вид тосола
Особенности
Что из этого будете заливать вы в систему охлаждения двигателя, решайте сами. Каждый из трех представленных видов ОЖ имеет свои особенности и одинаково эффективно работает на благо вашего авто.
Не забывайте про существование качественных антифризов. Они стоят дороже, но служат примерно на 1-2 года дольше.
Процедура замены охлаждающая жидкость на всех инжекторных 8-клапанных ВАЗах: 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2113.
9) Затем перейдите к радиатору и отвинтите сливную пробку от него.
Заметка! После того, как выверните пробку, отработанная жидкость начнет вытекать из радиатора, который так же необходимо будет слить полностью, в предварительно подготовленный контейнер!
10) Когда вся используемая жидкость сливается, замените сливную пробку радиатора на место, а затем затяните ее до упора.
Начинка: Затем операция заполнения хладагента будет разделена на помощника, а также на вас:
Это делается помощником: Во-первых, чтобы исключить образование воздушных пробок в системе охлаждения двигателя, ослабьте зажим для шланга шланга подачи охлаждающей жидкости, и после ослабления отсоедините этот шланг от корпуса дроссельной заслонки.
Ты делаешь это: Пока ваш помощник будет держать шланг подачи охлаждающей жидкости в руке, вы начинаете с того, что не заполняете много новой охлаждающей жидкости в расширительный бак, используя воронку для этого.
Читайте так же
Это делается помощником: Затем дайте помощнику подождать, пока охлаждающая жидкость не выйдет из шланга, как только она уйдет, немедленно вставьте шланг на свое место, а затем оберните зажимной винт, который закрепляется этим шлангом.
Затем продолжите оставшуюся операцию без помощника: 1) После того, как шланг установлен, вы продолжаете заполнять новую охлаждающую жидкость в расширительном бачке до тех пор, пока жидкость не достигнет отметки «MAX» на расширительном бачке.
2) Когда жидкость заливается до отметки, затем установите крышку на расширительный бак, а затем затяните ее до упора.
3) Затем установите на место модуль зажигания, используя для этой цели все те же статьи, «Замена модуля зажигания».
4) Затем прикрепите зажим «-» к «батарее».
5) Затем садитесь в машину и запустите двигатель. Подождите, пока двигатель не прогревается немного выше рабочей температуры. (Пока охлаждающий вентилятор не начнет работать).
6) Когда двигатель разогревается, включите печь в кабине и посмотрите, какой воздух исходит от нее:
1. Если теплое, то все в порядке, и в системе нет застреваний. (Перейдите к «7»).
2. И если холодно, тогда система охлаждения вашего двигателя сформировала воздушную пробку, чтобы ее устранить, подождите, пока двигатель автомобиля полностью остынет
А после охлаждения перейдите к расширительному баку и осторожно выньте вилку
Заметка! Если в системе охлаждения двигателя имеется воздушный шлюз, и двигатель все еще холоден, в этом случае, если вилка расширительного бачка окажется выключенной, можно будет выбить жидкость, поэтому будьте осторожны и отвинтите вилку только на холодный двигатель!
7) И в конце операции, после прогрева двигателя, заглушите его, а затем поднимите в расширительный бак и проверьте уровень жидкости на нем, при необходимости доведите его до нормального состояния.
Важный!
Особенности тосола и антифриза
Начнем с того, что Тосол – это разновидность антифриза, разработанная в СССР. Но как часто у нас бывает, название стало нарицательным и многие жидкости для систем охлаждения авто называют Тосолом.
В основу антифриза и Тосола входит этиленгликоль (реже – пропиленгликоль), дистиллированная вода и разнообразные присадки. И основная разница между ними как раз и сводиться к пакету присадок.
Тосол изготавливается из равных частей воды и этиленгликоля по традиционной технологии, которая включает присадки на основе солей неорганических кислот.
А вот антифриз включает в себя уже карбоксилатные присадки (из солей органических кислот).
Благодаря присадкам данные жидкости обладают антикавитациоными, противопеннными и антикоррозионными свойствами.
Но традиционная технология изготовления, которая применяется в производстве Тосола уже несколько устарела из-за присадок. Присадки из солей неорганических кислот со временем перестают выполнять свои функции. У антифриза же ресурс присадок больше.
При этом сами же присадки работаю по-разному. Антикоррозионная присадка в Тосоле покрывает тонким защитным слоем все металлические элементы системы. Но этот же слой и затрудняет отвод тепла.
В антифризе же этот слой намного тоньше, чем у Тосола, и при этом он покрывает только те элементы системы, которые подвержены коррозии.
Если в общем посмотреть, то в споре – антифриз или Тосол для ВАЗ, по своим эксплуатационным свойствам антифриз побеждает. Но не все так просто и многое зависит от самой модели ВАЗ.
Дело в том, что большинство отечественных авто в первую очередь рассчитаны на работу с Тосолом. Он является основной жидкостью, хотя зачастую в инструкции по эксплуатации указывается, что возможно и использование антифриза.