Акт дефектовки или дефектный акт, в чем разница? Понятие, содержание и условия составления документов.
Акт дефектовки — письменный документ, который составляется заинтересованными сторонами и подтверждает техническое состояние того или иного объекта материального мира. Формально, описанный документ можно сопоставить с дефектным актом, большой разницы нету. Для удобства, в настоящей статье мы будем считать их идентичными друг другу.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности, иногда выявляются детали которые не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Тем не менее, для установления факта расхождения технических параметров исследуемой вещи, необходимо соблюсти определенную процедуру.
Обозначим основные моменты проведения дефектовки:
1. В целях объективности, акт должен составляться комиссионно. Для участия в процедуре необходимо пригласить всех заинтересованных лиц.
В таким лицам можно от нести:
— мастера, который выявил несоответствие и технические специалисты, которые будут производить технические процедуры при осмотре детали,
— представителя организации, которая осуществляет гарантийный ремонт,
— независимых экспертов в необходимых областях,
— иных потенциально заинтересованных лиц.
Список участвующих в комиссионном акте осмотра составляется индивидуально, исходя из уникальных особенностей складывающейся ситуации. Некоторые представители, за ненадобностью, могут не включаться в комиссию. Однако, необходимо помнить, что если какая-либо из заинтересованных в анализируемом процессе сторона не будет уведомлена о проведении такого комиссионного обследования, то это обстоятельство может быть положено в основу требований о признании проведенного обследования недействительным.
2. Сроки проведения исследования объекта. Договором поставки товара (или иным подобным документом) может предусматриваться временной срок, в течении которого получатель товара обязан принять его или заявить о наличии недостатков в товаре. В таком случае, дефектный акт должен быть составлен в установленные договором сроки. Исключением является ситуация с выявлением скрытого недостатка, который не мог быть установлен при принятии товара и его первоначального фактического осмотра.
В случае привлечении с осмотру сторонних лиц, необходимо уведомить их об этом заранее. Обычно, данным лицам направляется телеграмма с уведомлением о вручении не менее чем за три рабочих дня до проведения мероприятия. Данный временной интервал может быть увеличен для организаций и физических лиц, находящихся в других субъектах Российской Федерации.
Если заинтересованные лица уведомлены о проведении исследования и отказались от участия в нем, либо не ответили на направленную корреспонденцию, то возможно проведения осмотра и без их участия.
3. Письменное протоколирование проводимого мероприятия. Дефектный акт должен в обязательном порядке иметь письменный вид. Устные договоренности сторон не имеют процессуального значения для последующих разбирательств.
Акт должен подробно описывать следующую информацию:
— время и место составления,
— наличие естественного или искусственного освещения,
— используемые технические средства,
— состав присутствующих лиц,
— описание детали до исследования и в процессе,
— выявленные несоответствия детали предъявляемым требованиям,
— замечания и дополнения присутствующих лиц,
— оригинальные подписи членов комиссии,
— возможно указание дополнительной информации.
4. Каждый из участников осмотра вправе получить копии составляемых комиссией документов, в том числе дефектного акта. К нему могут прикладываться любые значимые для дела документы и их копии, в том числе аудио и видео записи процедуры. В случае несогласия участвующих в осмотре лиц с результатами и процедурой проведения осмотра, в акте осмотра может быть сделана соответствующая запись.
В любом случае, проведенное исследование будет носить предварительный характер и не может быть использовано как сто процентное доказательство наличия того или иного обстоятельства. Любые проведенные исследования могут быть оспорены в судебном порядке.
Иные размещенные на нашем сайте образцы юридических документов, в том числе дефектного акта, могут быть Вам полезны. Для ознакомления с ними, необходимо перейти в подраздел сайта «Образцы документов». Юридические публикации размещены в подразделе «Вопрос-ответ». Если Вы испытываете некоторые затруднения в составлении необходимого документа, мы готовы Вам в этом помочь.
Ведомость на дефектовку
Процедура оформления выявленных неисправностей (дефектов) в работе агрегата или механизма оформляется документальной ведомостью, с указанием расчета объема работ (сметы). Ведомость составляется специалистом, который указывает в ней:
- все виды необходимых работ (установленных и выполненных);
- количество действий (объем);
- использованные материалы и их реальнуюстоимость (перечисляется отечественное и импортное сырье, обязательно указываются эксклюзивные);
Указанные работы в ведомости нужно оформлять правильно:
- Детализировать перечень.
- Уточнять вид работы (какой именно ремонт проводился).
Правильно составленная смета перед встречей с заказчиком экономит время обеим сторонам договора на указание услуг по устранению дефекта
При этом расчет работ и стоимость использующихся материалов и запчастей является важной составляющей
Полезная информация по теме
При составлении дефектационного акта на ремонт машины применяется следующая последовательность действий:
- Наружный осмотр автомашины.
- Визуальный осмотр узлов и деталей с применением специального измерительного оборудования.
- Демонтаж узлов.
- Выявление скрытых дефектов.
- Замеры деталей.
- Оформление документации.
Это видео на конкретном примере покажет, что такое дефектовка авто:
Акт дефектовки – документ фиксирующий текущее техническое состояние объекта (автозапчасти). Акт составляется в двух экземплярах.
В статье поговорим об акте дефектовки автозапчасти. Кроме данного документа на нашем сайте вы можете найти ссылки на другие подобные акты: → Акт приема-передачи автомобиля; → Передаточный акт при реорганизации; → Акт на уничтожение документов.
Как выполняется дефектовка силового агрегата
Разобравшись с тем, зачем нужно дефектовать двигатель, давайте теперь рассмотрим саму процедуру. Как правило, дефектовку двигателя можно разделить на несколько основных этапов.
- В самом начале дефектовка различных деталей начинает осуществляться параллельно процессу разборки силового агрегата. Специалист по ремонту ДВС визуально оценивает состояние каждой детали, которая снимается с мотора, после чего на основании такой предварительной оценки уже можно сделать определенные выводы.
- Затем мастер откладывает в одну сторону детали, которые сильно повреждены или не подлежат восстановлению. После эти детали нужно по списку заменить на новые. Рядом формируется еще одна группа, в которую попадают детали, еще пригодные для восстановления или не имеющие заметных повреждений.
- Детали, которые собраны во второй группы, являются элементами для второго этапа дефектовки. Далее производится тщательный замер их размеров и параметров, после чего полученные данные сравниваются с номиналом. Опытные мастера специально ведут так называемый дефектовочный лист, в котором сформирован список восстановленных деталей и тех элементов, которые вообще не менялись в рамках текущего ремонта. Такой список при наступлении необходимости следующего ремонта облегчает задачу для последующей дефектовки деталей.
Дефектовка блока цилиндров двигателя
Похожие сообщения
Как известно, блок цилиндров фактически является основной деталью всего двигателя. Более того, БЦ представляет собой номерную деталь, так как номер двигателя выполнен именно на блоке. Другими словами, блок нужно дефектовать особенно тщательно, так как его полная замена предполагает в дальнейшем определенные сложности по юридической части.
- Дефектовка двигателя предполагает осмотр блока цилиндров. В самом начале осуществляется визуальная проверка блока для выявления задиров, трещин на зеркале цилиндров, между резьбовыми отверстиями в местах крепления ГБЦ.
- Если было отмечено попадание моторного масла в антифриз или антифриза в масло, тогда производится дополнительная опрессовка блока, чтобы выявить трещины в масляных каналах или каналах охлаждения;
- Затем проверяются температурные и масляные заглушки на предмет их целостности, также проверка затрагивает постель коленвала, коренные крышки (бугеля) и т.д.
- Следующим шагом становится замер цилиндров при помощи специальных инструментов (нутромера и т.д.). Благодаря таким замерам оценивается выработка, что позволяет определить, пригоден ли цилиндр для дальнейшей работы.
- Гильзованные блоки, которые имеют сменные гильзы, подлежат проверке в области посадочного пояса гильзы, параллельно оценивается состояние креплений шпилек для установки ГБЦ и т.д.
Как видно, специалисты по ремонту ДВС уделяют максимум внимания блоку цилиндров. Блок тщательно осматривается на наличие трещин и глубоких задиров в области зеркала цилиндра, также проверяются масляные и другие каналы.
Если блок имеет такие повреждения, тогда принимается решение о возможности и целесообразности ремонта тех или иных дефектов, расточке цилиндров, гильзовке блока и т.д. Подлежащий ремонту блок затем отмывается, производится вскрытие масляных полостей с последующей промывкой.
Далее БЦ шлифуется в ремонтные размеры или гильзуется для восстановления необходимых параметров (в зависимости от типа блока, материала его изготовления, степени повреждений и т.д)
При этом очень важно провести все операции правильно, а также соблюдать особенности техпроцесса
Что такое дефектовка двигателя и особенности данной процедуры
Проводится дефектовка двигателя для автомобилей, которые имеют значительный пробег. Результат процесса зависит от степени износа деталей и механизмов, являющихся составными частями ДВС.
Что такое дефектовка двигателя
Узлы и детали автомобиля подвергаются интенсивному износу. При этом выработка происходит неравномерно, особенно это касается моторов машин, которые подвергаются интенсивной эксплуатации.
Предварительно проводится разборка двигателя на отдельные элементы. Специалист проводит визуальный контроль и необходимые замеры. Осуществляется мониторинг состояния всех важных деталей на наличие явных и скрытых дефектов.
Причины, побудившие на проведение мероприятия, могут быть разные. Одной из них является необходимость в предварительном углубленном осмотре ДВС непосредственно перед осуществлением планового капремонта. Дополнительным стимулом на разборку и оценку состояния служит оценка возможного ущерба при возникновении внезапной поломки, например, когда оборвался ремень ГРМ, слетел шатун либо произошло заклинивание двигателя.
В естественных условиях происходит относительно предсказуемый и прогнозируемый износ рабочих деталей. Со временем стираются поршневые кольца, деформируется зеркало камеры сгорания, седла клапанов изнашиваются и пр.
Ресурс двигателя инженерами рассчитывается на определенный пробег, в течение которого будет происходить выработка и снижение рабочих характеристик расходников. Однако случаются и нештатные ситуации, при которых эксплуатационные параметры понижаются достаточно резко. Выявить падение ресурса помогает тщательная визуальная и метрическая проверка, поэтому дефектовку относят к нередко к диагностическим мероприятиям.
Каким образом выполняется дефектовка силового агрегата
Перед началом работы необходимо позаботиться о хорошем освещении и необходимом наборе мерительных инструментов. Желательно кроме общего освещения иметь лампы для локальной подсветки, помогающие выявить мелкие дефекты.
Проводить дефектовку деталей разбираемого двигателя можно параллельно с демонтажными операциями. Мастера, занимающиеся ремонтом моторов, могут в это время оценивать состояние каждой детали и узла, что позволит сделать обобщенные первичные выводы.
Стоит сразу же отбраковывать слишком сильно поврежденные детали или элементы, которые не рассчитаны на восстановление. В другую сторону откладываются детали, на которых не обнаружены видимые дефекты. Эта группа отправляется на следующий этап диагностики.
Выбранные элементы проверяются по техническим и геометрическим характеристикам:
- замеряются линейные габаритные размеры;
- мониторятся внутренние и наружные диаметры;
- сверяется с эталоном шероховатость поверхности и пр.
Необходимо учитывать, что у размеров деталей есть поле допуска, в пределах которого находятся размеры. Рекомендуем заполнять в процессе дефектовочный лист, в таблицу которого вносятся названия, размеры и возможные необходимые работы по замене или восстановлению первоначальных характеристик.
Особое внимание необходимо уделить блоку цилиндров, так как это – базовая деталь двигателя. Выявленные проблемы обязательно необходимо описать и подготовить к устранению
В процессе осмотра выявляются неполадки:
Для поиска трещин, которые могли появиться при попадании в цилиндры антифриза или масла через рубашку, применяют опрессовку блока. Также при дефектовке контролируются масляные или температурные заглушки на целостность. Цилиндры внутри замеряют нутромером, что позволит выявить возможность дальнейшей эксплуатации блока.
Уделяем внимание дефектации головки блока цилиндров. Основные работы ведутся по выявлению качества гнезд клапанов и деформации сопрягающейся плоскости с блоком
Также должны быть в порядке отверстия для подшипников распредвала.
Проверка вала заключается в измерениях диаметра на всех рабочих участках. Проводится контроль не только диаметра, но и овальности шейки, определяя наибольший и наименьший параметр. Осуществляются замеры биения на каждом участке.
Заключение
Все выявленные критические недостатки должны быть устранены. Если возможен ремонт, то проводим восстановительные работы, а в противном случае необходимо заменять поврежденные детали и узлы на новые. Это позволит продлить эксплуатационный ресурс автомобиля, а также обеспечит безопасность для автовладельца.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Как составляется документ
При составлении акта надо придерживаться следующих правил:
- Составлять даже при незначительных дефектах.
- Все присутствующие названия (компании, имя владельца, наименование авто, названия и номера деталей) вписывать без сокращений.
- Документы, подтверждающие покупку или установку деталей должны прилагаться к акту.
- Акт дефектации составляется непосредственно перед ремонтом (списанием) или сразу после него.
- Акт составляется от руки, исправления не допустимы.
- Подписывает акт руководитель организации, ответственной за правильность его оформления, а согласовывает владелец авто или его уполномоченный.
Форма
Типовая форма дефектовки, применяемая при осмотре автомашины, должна включать:
- Название документа с его номером.
- Наименование организации и, при необходимости, ее структурного подразделения, выполняющего данную работу.
- Дату проведения осмотра и номер приказа по компании о его осуществлении.
- Полное название автомобиля и его технические данные.
- Пофамильный списочный состав комиссии с указанием их должностей или отношения к комиссии.
После вводной части документа следует подведение итогов дефектации в виде таблички, включающую:
- Порядковый номер.
- Наименование детали или узла.
- Количество.
- Вид ее неисправности или дефекта.
- Описание мер по ликвидации обнаруженной поломки, включающие и виды ремонтных работ.
Затем следуют выводы комиссии, оформленные в качестве решения с подписями всех ее членов.
Акт дефектации утверждается руководителем компании и, в случае необходимости, согласовывается с владельцем автомобиля.
Положения и примеры
Но в отдельных случаях при дефектации автомашины в итоговый акт, включаются особые положения, которые будут изложены ниже на конкретных примерах.
Бланк можно скачать здесь.
Образец акта дефектовки авто
Дефектовка двигателя
Это трудоемкий процесс, требующий:
- Предварительного визуального осмотра.
- Затем демонтажа с замерами и оценкой работоспособности всех деталей.
- Составления дефектного акта на двигатель.
Данный акт должен включать:
- Номер документа, дату и время осмотра.
- Реквизиты компании, проводящей экспертизу и заказчика.
- Место осмотра.
- Информацию о модели, годе выпуска и номере машины.
- Номер и тип двигателя.
- Величину пробега.
- Описание зафиксированных до осмотра эксплуатационных дефектов.
- Перечень выявленных неисправных или поломанных деталей.
- Вывод экспертов по каждой из них (ремонт или замена).
- Подписи всех участников осмотра.
Про дефектовку и ТО расскажет видео ниже:
Дефектовка запчастей
Дефектная запчасть автомашины может иметь:
- Наружное повреждение, которое можно выявить визуально, в момент покупки.
- Внутреннюю неисправность, определяемою только при установке или во время эксплуатации.
В обоих случаях оформляется рекламация, в сопровождении акта дефектации, который выглядит так:
- Название акта с номером и указанием места проведения осмотра.
- Названия дефектуемых деталей.
- Описание дефекта.
- Указание на момент обнаружения неисправности (на складе, до установки, после установки).
- Заключение о необходимости замены.
- Перечень необходимых для замены деталей с количеством.
- Подписи комиссии.
Акт утверждается руководителем организации, из состава которой выделялась данная комиссия.
После ДТП
Дефектовка после ДТП проводится для:
- Выяснения стоимости ремонта.
- Определения суммы компенсации.
Она проводится:
- Независимыми экспертными компаниями и включает, кроме акта, полный комплект подтверждающих его документов. Но услуга эта платная.
- При поступлении машины в ремонт – бесплатно, но в этом случае требуется согласования акт со всеми заинтересованными сторонами.
Сам документ должен содержать следующую информацию:
- Полные реквизиты проводящей экспертизу организации.
- Наименование и номер акта, дату, время и место осмотра.
- Место и дату ДТП.
- Номер справки от ГИБДД.
- Наименование, номер, марку и цвет автомобиля.
- Номера основных узлов.
- Свидетельство о регистрации и полные реквизиты собственника.
- Затем следует перечень поврежденных деталей с указанием расположения, характера, вида и объема неисправности.
- Здесь же должны присутствовать и рекомендации по возможности восстановления или замены.
- Подтверждение результатов дефектации членами комиссии и заинтересованными лицами, включая собственников авто и участников ДТП.
Правила ремонта автомобиля при участии службы по дефектам
В каждой форме формируется специальный эксплуатационный отдел, который занимается отслеживанием состояния оборудования, применяемого компанией. Именно из работников этого отдела формируется специальная служба по дефектам. Эти лица выполняют разные действия, к которым относится и составление акта дефектовки.
Комиссия решает множество проблем и вопросов:
- определение соответствия технических характеристик автомобиля или оборудования параметрам, указанным в техпаспорте;
- выявление поломок и проблем;
- обнаружение брака;
- определение возможности для ремонта или восстановления;
- оценка целесообразности замены деталей;
- выявление негативных последствий, которые возникнут при отказе владельца компании осуществлять ремонтные работы.
В комиссию включаются только специалисты, хорошо разбирающиеся в технических регламентах и строении автомобилей. Они смогут определить причину поломки и способы решения проблем. Полученная информация требуется для выделения денег на ремонт, а также для проведения процедуры восстановления техники. Специалисты занимаются составлением акта и ведомости дефектовки. При формировании этих документов выполняются действия:
автомобиль визуально осматривается, причем внимание уделяется не только корпусу, но и углам и агрегатам, для чего используются особые лампы, подъемники и ямы;
демонтируются съемные детали и механизмы, где обнаруживается брак или поломка, после чего эти элементы направляются на исследование и экспертизу;
выявляются скрытые повреждения;
производятся замеры геометрии кузова или определение других показателей;
описываются полученные сведения в акте и ведомости.
Что такое независимая экспертиза
Исследование поврежденного транспорта проводится страховщиком после оповещения его о дорожном инциденте. Автовладельцы вправе обратиться в независимые оценочные компании для определения точного ущерба. Это позволяет избежать умышленного занижения суммы экспертами, сотрудничающими с СК. Технический осмотр проводится для установления причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями машины при расхождении свидетельских показаний участников происшествия.
Основания для проведения
Независимый эксперт по оценке автомобиля после ДТП приезжает впоследствии уведомления водителя о дорожном происшествии. Основания проведения технического осмотра поврежденного транспортного средства:
- определение характера, степени дефектов;
- установление причинно-следственной связи между обстоятельствами аварии и наличием повреждений на автомобиле;
- исследование транспорта на износ деталей, составных частей машины;
- проверка правильности начисленного материального ущерба страховщиком;
- подозрение на не учет существенных повреждений;
- установление точной суммы ремонтных работ;
- подача иска в судебную инстанцию.
Кто осуществляет
Определением размера компенсации занимаются страховщики после получения информации о дорожном инциденте. Для объективных результатов исследования водители вправе обратиться в оценочные компании, специалисты которых проводят независимую экспертизу после ДТП. Сотрудники должны иметь профильное образование, регулярно повышать квалификацию. Технический осмотр транспортных средств осуществляют эксперты, являющиеся членами профилирующей организации в области автомобильного товароведения.
Выработка поверхности цилиндров
Причины:
- Неисправность системы зажигания.
- Выход из строя системы питания.
Осуществляется диагностика, ремонт и регулировка системы питания и системы зажигания. Сильный износ поверхности блоков ремонтируется гильзовкой или расточкой.
Отсутствие на поверхности цилиндров сетки хона является одним из косвенных признаков износа. Специалисты во время дефектовки выполняют проверку конусности, выработки и эллипсности цилиндров следующим образом: каждый цилиндр проверяется индикаторным нутромером в трех точках в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В зоне остановки верхнего компрессионного кольца обычно наблюдается наиболее сильный износ. Методы расточки и хонинговки с последующей гильзовкой применяются при выработке в цилиндрах более 0,1 мм.
Смотреть галерею
Дефектная ведомость на ремонт системы отопления
Когда составляется
В дефектной ведомости на ремонт отопления специалистом выявляется содержание и объем неполадок, подлежащих устранению в ходе капитального ремонта систем отопления.
Данный документ составляется, только если необходим капитальный ремонт отопительных систем. Текущий и аварийный ремонты составления дефектной ведомости не требуют. Как правило, подобный ремонт по логичным причинам производят вне времени отопительного сезона.
Законодательные требования
Как и другие виды дефектных ведомостей, документ, регламентирующий будущий ремонт отопления, не имеет единого стандарта по оформлению. Более подробное составление часто избавляет от многих проблем и недопониманий. Чтобы дефектная ведомость имела юридическую силу как первичный учетный документ, в ней обязательно должны присутствовать такие важные моменты:
- название: «Дефектная ведомость»;
- дата заполнения ведомости;
- наименование организации, от имени которой составляется документ;
- операция, которую нужно будет произвести;
- единицы измерения этой операции (объем будущих работ);
- лицо, ответственное за исполнение (его должность и личная подпись).
ВАЖНО! Дефектная ведомость должна быть составлена перед или во время производимого ремонта. Если это затруднительно, документ нужно оформить сразу по завершении работы. Ошибки оформления
Ошибки оформления
Помимо отсутствия одного или нескольких из указанных реквизитов, недействительной ведомость могут сделать следующие недочеты:
- исправления, подчистка, корректировка данных – в дефектной ведомости они недопустимы так же, как в любых финансовых документах);
- исключительно электронная форма – первичная документация должна существовать на бумажном носителе.
Генеральный директор
ООО «Сантех-Профи»
/Кусторелов / Р.О.Кусторелов
12 июля 2017 года
Дефектная ведомость № 45/18
на капитальный ремонт системы отопления левого крыла здания
Наименование объекта: Дом Культуры железнодорожников
Адрес: г. Новгород, ул. Лесоводская, д. 1
№ п/п | Наименование работ | Ед. изм. | Кол-во |
1. | Демонтаж труб отопления диаметром 50 мм | м | 136 |
2. | Прокладка труб отопления диаметром 50мм с отводами | м | 136 |
3. | Демонтаж радиаторов старого образца | шт. | 50 |
4. | Монтаж новых радиаторов | секц. | 322 |
5. | Прокладка трубопроводов отопления к радиаторам д-15 мм | м | 322 |
6. | Установка кранов-спускников | шт. | 25 |
7. | Установка вентилей шаровых диаметром 15 мм | шт. | 25 |
8. | Врезка в стояки д-15 | шт. | 25 |
9. | Врезка в систему отопления трубопроводов диаметром 15 мм | шт. | 12 |
10. | Монтаж стояков из труб диаметром 15 мм | м | 126 |
11. | Учет вспомогательных операций, связанных с вводом в эксплуатацию системы отопления (опрессовка, проливка, окраска, уборка, вывоз мусора) | часов | 8 |
Главный инженер /Погорельский/ А.С.Погорельский
Сварщик-сантехник /Курослепов/ Д.С. Курослепов
2.12.13. Шток
Количество на изделие — 3 (6).
Позиция на рисун-ке | Возможный дефект | Способ установления дефекта и контрольный инструмент | Размеры, мм | Способ устранения дефекта | |
по чертежу | допус-тимые | ||||
1 | Трещины в шве | Осмотр. Лупа ЛП-1-7Х | — | — | Заменить |
2 | Трещины, расслоения, раковины, канавки | Осмотр. Лупа ЛП-1-7Х | — | — | При глубине канавок более 2мм или других дефектах – удалить и залить уретановым эластомером |
3 | Повреждение резьбы | Осмотр. Резьбовой калибр. Замер. Штангенциркуль | м27 x 1,5 кл.3 | — | При повреждении резьбы более чем на одном витке и при изменении наружного диаметра — заменить |
Технические требования к отремонтированной детали (сборочной единице)
- С поверхности штока должен быть удален облой и потеки эластомера.
- На обработанной поверхности эластомера раковины, сыпь и инородные включения не допускаются.
- Контролировать резьбу на корончатой гайке.
Дефектация соединений и деталей
ОГЛАВЛЕНИЕ Дефектация — это процесс технического контроля соединений и деталей, который заключается в определении степени их годности к использованию на ремонтируемом объекте.
Основная задача дефектации — не пропустить на сборку детали, ресурс которых исчерпан или меньше планового межремонтного срока, не выбраковать годные детали, выявить необходимость их ремонта (восстановления). Степень годности деталей к повторному использованию или восстановлению устанавливают по техническим картам на дефектацию.
На специализированных ремонтных предприятиях организуют специальные участки. При дефектации соединений и деталей определяют изменения размеров и формы рабочих поверхностей, нарушение взаимного расположения деталей, изменение физико-механических свойств (потеря упругости, магнитных свойств и т. д.), коррозионные и усталостные разрушения и другие дефекты.
В процессе дефектации все детали разделяют на пять групп и маркируют краской определенного цвета:
- подлежащие ремонту на специализированных предприятиях — синей
- годные в соединении с новыми деталями или отремонтированными до номинальных размеров — желтой
- годные — зеленой
- подлежащие ремонту на данном предприятии — белой
- негодные, подлежащие утилизации — красной
У деталей контролируют только те параметры, которые могут измениться в процессе эксплуатации машины.
Многие детали могут иметь по нескольку дефектов. Для уменьшения трудоемкости дефектации необходимо придерживаться последовательности контроля, указанной в технологической карте.
Состояние некоторых сборочных единиц и соединений (топливные и масляные насосы, распределители гидросистем, генераторы и др.) определяют в собранном виде.
Как выполняется дефектовка силового агрегата
Процедуру проводит специалист с соответствующим образованием и необходимым набором инструментов. Соблюдение последовательности действий позволяет выявить неисправности и заменить детали, которые перестали работать. Дефектовка проводится в следующем порядке:
- Осмотр. При разборке силового агрегата специалист осматривает детали на предмет повреждений.
- Проведение замеров. Используя инструменты, моторист измеряет комплектующие ДВС и сопоставляет полученные результаты с номинальными параметрами, установленными заводом-изготовителем.
- Сортировка. По результатам проведенной проверки мастер делит комплектующие на 3 группы. К первой относятся части, не подлежащие ремонту. Их придется заменить новыми. Ко второй группе относят комплектующие, которые можно восстановить. В третью категорию попадают части, подходящие под номинальные параметры.
При нарушении работоспособности системы охлаждения мотор будет перегреваться. Это может привести к ряду неисправностей. Специалистам следует в первую очередь устранить поломки системы охлаждения. Игнорирование этих поломок приведет к выходу из строя уже отремонтированного двигателя.
Дефектовка дизельного двигателя предусматривает в обязательном порядке измерение параметров шатунов. Мастер определяет соответствие геометрии детали установленным производителем параметрами и измеряет вес шатуна.
Измерение параметров шатунов